История античной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:55, реферат

Описание работы

Мифологическое понимание мира, где тела заселяются душами, а жизнь зависит от богов, веками царило в общественном сознании. При этом язычники часто придавали стилю поведения небожителей коварство и мудрость, мстительность и зависть, иные качества, познанные в земной практике своего общения с ближними.

Работа содержит 1 файл

ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ.docx

— 42.32 Кб (Скачать)

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

В ЭПОХУ  ФЕОДАЛИЗМА И В ПЕРИОД ВОЗРОЖДЕНИЯ   

      Победившее  в Европе Христианство привнесло  воинственную нетерпимость ко всем "языческим" знаниям. В IV веке был уничтожен научный  центр в Александрии, в начале VI века закрывалась Афинская школа. Христианство культивировало неприятие  всякого знания, основанного на опыте, греховность попытки понять устройство и предназначение человеческой души, отличное от библейского понимания. Естественно-научное исследование природы приостановилось. В интеллектуальной жизни Европы постепенно воцарилась схоластика, которая сводилась к рациональному обоснованию христианского вероучения. Накопление знаний о природе происходило в недрах арабоязычной культуры, ориентированной на сближение философского мышления с эмпирическим опытом.

      В VII веке на фундаменте ислама произошло  объединение арабских племён. Вскоре арабами были покорены народы Востока, обладавшие знаниями древних культур (эллины, народы Индии и др.). Возникло арабоязычное государство Халифат. Сочинения Платона и Аристотеля сжигались в Европе. Но на Востоке переводились на арабский язык, переписывались и распространялись - от Пиренейского полуострова до Средней Азии. Появлялся мощный культурно-научный строй, в котором проявились крупнейшие умы. Среди них особо следует выделить среднеазиатского врача XI века Абу Али Ибн Сину, известного в Европе как Авиценна.

      Ибн Сина был одним из первых исследователей в области возрастной психологии. Он изучал связь между физичесим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. При этом важное значение им придавалось развитию теории воспитания, определяющего воздействие психического состояния организма на его структуру. По мнению Авиценны, взрослые, вызывая у детей те или иные аффекты, изменяющие течение физиологических процессов, формируют их натуру. Идею о взаимосвязи психического и физиологического - не только зависимость психики от телесных состояний, но и её способность (при психических травмах, деятельности воображения) влиять на них - он разрабатывал, исходя из своего обширного медицинского опыта в области психофизиологии эмоциональных состояний. 

      Идеологи  переходного периода от феодальной культуры к буржуазной - эпохи Возрождения считали главной задачей возрождение античных ценностей. Один из титанов этого периода Леонардо да Винчи (XV - XVIв.), считал, что человек может воплощать свои духовные силы в реальные ценности, преобразовывать природу своим творчеством. Испанский врач Х.Вивес в книге "О душе и жизни" писал, что природа человека им познаётся путём наблюдения и опытом; на природу ребёнка можно влиять, если правильно его воспитывать. Другой испанский врач, Х.Уарте, в  

книге "Исследование способностей к наукам" впервые в истории психологии поставил задачу изучить индивидуальные различия между людьми с целью  определения их пригодности к  различным профессиям.  

РАЗВИТИЕ  ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В XVII ВЕКЕ

И В ЭПОХУ  ПРОСВЕЩЕНИЯ (XVIII ВЕК)  

      С утверждением простых технических  устройств в общественном производстве принцип их действия всё больше привлекал  научную мысль, для объяснения по их образу и подобию функций организма. Первым большим достижением в  этом аспекте стало открытие Гарвеем  системы кровообращения, в которой  сердце представлялось своего рода помпой, перекачивающей жидкость, для чего не требуется участия души.

      Новый набросок психологической теории, ориентированной  на объяснение принципов Галилея  и новой механики Ньютона, принадлежал  французскому естествоиспытателю Рене Декарту (1596 - 1650гг.). Он представил теоретическую  модель организма как механически  работающего автомата. При таком  понимании живое тело, которое  ранее рассматривалось как управляемое  душой, освобождалось от её влияния  и вмешательства; функции "машины тела", к которым относятся "восприятие, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутренние стремления ... совершаются в этой машине как  движения часов".

      Позднее Декарт ввёл понятие о рефлексе, ставшее фундаментальным для  психологии. Если Гарвей "устранил" душу из разряда регуляторов внутренних органов, то Декарт "покончил" с  ней на уровне целостного организма. Схема рефлекса сводилась к следующему. Внешний импульс приводит в движение лёгкие воздухообразные частицы, "животные духи", заносимые в мозг по "трубкам", из которых складывается периферическая нервная система, оттуда "животные духи" отражаются к мышцам. Схема  Декарта объяснив движущую телом силу, открыла рефлекторную природу поведения.

      Одно  из важнейших для психологии сочинений  Декарта называется "Страсти души". В нём учёный не только "лишил" душу царственной роли во Вселенной, но и "возвёл" в степень субстанции, равноправной другим субстанциям природы. Произошёл поворот в понятии  о душе. Предметом психологии стало  сознание. Полагая, что машина тела и занятое собственными мыслями, идеями и желаниями сознание - это  две независимые друг от друга  сущности (субстанции), Декарт столкнулся с необходимостью объяснить, как  же они сосуществуют в человеке. Объяснение, которое он предложил, было названо психофизическим взаимодействием. Оно состояло в следующем: тело влияет на душу, пробуждая в ней страсти  в виде чувственных восприятий, эмоций и т.п. Душа, обладая мышлением  и волей, воздействует на тело, понуждая его работать и изменять свой ход. Орган, где эти две несовместимые  субстанции общаются, - одна из желёз  внутренней секреции - "шишковидная" (эпифиз). 

стала концепция "двух психологий" - объяснительной, аппелирующей к причинам, сопряжённым с функциями организма, и описательной, состоящей в том, что только тело мы объясняем, тогда как душу - понимаем.

      Попытки опровергнуть дуализм Декарта, утвердить  единство мироздания, покончить с  разрывом телесного и духовного, природы и сознания, предпринял целый  ряд великих мыслителей XVII века. Одним из был голландский философ Барух (Бенедикт) Спиноза (1632-1677). Он учил, что имеется единая вечная субстанция - Бог, или Природа, - с бесконечным множеством атрибутов (неотъемлемых свойств). Из них, считал философ, нашему ограниченному разумению открыты только два - протяжённость и мышление; из этого явствует, что бессмысленно представлять человека как место встречи двух субстанций: человек - целостное телесно-духовное существо.

      Попытка построить психологическое учение о человеке как целостном существе запечатлена в его главном  труде - "Этика". В нём поставлена задача объяснить всё многообразие чувств (аффектов) как побудительных сил человеческого поведения с точностью и строгостью геометрических доказательств. Утверждалось, что существуют три побудительные силы: влечение, радость и печаль. Доказывалось, что из этих фундаментальных аффектов выводится всё многобразие эмоциональных состояний; при этом радость увеличивает способность тела к действию, тогда как печаль её уменьшает.

      Спиноза воспринял от немецкого философа и математика Лейбница (1646-1716), открывшего дифференциальное и интегральное исчисление, следующее представление о единстве телесного и психического. Основанием этого единства является духовное начало. Мир состоит из бесчисленного  множества духовных сущностей - монад (от гр. monos - единое). Каждая из них "психична", т.е. не материальна (как атом), но наделена способностью воспринимать всё, что происходит во Вселенной. В душе непрерывно происходит незаметная деятельность "малых перцепций" - неосознаваемых восприятий. В тех же случаях, когда они осознаются, это становится возможным благодаря тому, что к простой перцепции (восприятию) присоединяется особый акт - апперцепция. Она включает внимание и память. Итак, Лейбниц вёл в оборот понятие бессознательной психики. 

      В XVIII веке в Европе, когда продолжался  процесс укрепления капиталистических  отношений, расширялось и крепло новое движение - Просвещение. Его  представители считали главной  причиной всех человеческих бед невежество. Предполагалось, что в борьбе с  ним общество избавится от социальных бедствий и пороков и в нём  повсеместно воцарятся добро  и справедливость. Эти идеи приобретали  в различных странах разную тональность  в связи со своеобразием их общественно-исторического  развития. Так, в Англии И.Ньютон (1643-1727гг.) создал новую механику, воспринятую  как образец и идеал точного  знания, как торжество разума.

      В соответствии с ньютоновским пониманием природы английский врач Гартли (1705-1757гг.) объяснил психический мир человека. Он представил его как продукт работы организма - "вибраторной машины". Предполагалось следующее. Вибрация внешнего эфира посредством вибраций нервов вызывают вибрации мозгового вещества,  которые переходят в вибрации  мышц.  Параллельно с этим  в мозгу  

возникают, сочетаются и сменяют друг друга  психические "спутники" вибраций - от чувствования до абстрактного мышления и произвольных действий. Всё это  происходит на основе закона ассоциаций. Гартли считал. что психический мир человека складывается постепенно в результате усложнения первичных сенсорных элементов путём ассоциаций смежности элементов во времени. К примеру, поведение ребёнка регулируют две мотивационные силы - удовольствие и страдание.

      Задача  воспитания, по его мнению, сводится к закреплению у людей таких  связей, которые бы отвращали от безнравственных дел и доставляли удовольствие от нравственных. и чем эти связи прочнее, тем больше шансов для человека стать нравственно добродетельной личностью, а для всего общества - более совершенным.

      Другими выдающимися мыслителями эпохи  Просвещения были К.Гельвеций 

(1715-1771гг.), П.Гольбах (1723-1789гг.) и Д.Дидро (1713-1784гг.). Отстаивая идею возникновения  мира духовного из мира физического,  они представляли наделённого  психикой "человека-машину" как  продукт внешних воздействий  и естественной истории. В завершающий  период эпохи Просвещения представлен  врач-философ П.Кабанис (1757-1808гг.) выдвинул положение, согласно которому мышление - это функция мозга.

      При этом он исходил из наблюдений кровавого  опыта революции, руководители которой  поручили ему выяснить осознание  осуждённым, которому отсекают голову на гильотине, своих страданий, свидетельством которых могут быть конвульсии. Кабанис ответил на этот вопрос отрицательно. Только обладающий головным мозгом человек способен мыслить. Движения же обезглавленного тела носят рефлекторный характер и не осознаются. Сознание - это функция мозга. К внешним продуктам мозговой деятельности П.Кабанис относил выражение мысли в словах и жестах. К внешним продуктам мозговой деятельности - выражение мысли в словах и жестах. За самой мыслью, по его мнению, скрыт неизвестный нервный процесс, нераздельность психических явлений и нервного субстрата. Доказывая необходимость перейти от умозрительного к эмпирическому изучению этой нераздельности, он подготовили почву для движения научной мысли в следующем столетии.

      Итальянский мыслитель Д.Вико (1668-1744гг.) в трактате "Основания новой науки об общей  природе вещей" (1725г.) выдвинул идею о том, что каждое общество проходит последовательно через три эпохи: богов, героев и людей. Что касается психических свойств человека, то они, согласно Д.Вико, возникают в  ходе истории общества. В частности, появление абстрактного мышления он связывал с развитием торговли и  политической жизни. С именем Д.Вико связано представление о надындивидуальной  духовной силе, свойственой народу в целом и составляющей первооснову культуры и истории.

      В России духовная атмосфера эпохи  Просвещения обусловила философско-психологические  воззрения А.Н.Радищева (1749-1802гг.). А.Н.Радищев  искал ключ к психологии людей  в условиях их общественной жизни ("Путешествие  из Петербурга в Москву"), за что  был приговорён к смертной казни, заменённой ссылкой в Сибирь.  

ЗАРОЖДЕНИЕ  ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ  

      В начале XIX столетия развитие психологических  знаний стимулировались открытиями не в области механики, а в области  физиологии, которая руководствовалась "анатомическим началом". Психические  функции человека исследовались  под углом зрения их зависимости  от строения органа, его анатомии. Вновь  были открыты (см. выше) различия между чувствительными и двигательными

волокнами периферической нервной системы, описана  рефлекторная дуга. Позже был сформулирован  закон "специфической энергии  органов чувств", согласно которому никакой другой энергией, кроме известной в физике, нервная ткань не обладает. Австрийский анатом Ф.Галь, изучавший зависимость ощущений от нервного субстрата, указал на извилины коры больших полушарий головного мозга как место, где локализованы "умственные силы" (до него было принято считать, что они - в мозговых желудочках).

      Прежде  чем были найдены объективные  методы изучения целостного поведения, в экспериментальном анализе  деятельности органов чувств были достигнуты крупные успехи в связи с открытием  закономерной, математически исчисляемой  зависимости между объективными физическими стимулами и производимыми  ими психическими эффектами - ощущениями. Это сыграло решающую роль в превращении  психологии в самостоятельную экспериментальную  науку.

      Физиолог  Эрнст Вебер (1795-1878гг.) исследовал зависимость  континиума ощущений от континиума вызывающих их внешних физических стимулов. Его опыты и математические выкладки стали истоками психофизики. Таблица логарифмов оказалась приложимой к явлениям душевной жизни, поведению субъекта. Прорыв от психофизиологии к психофизике разделил принцип причинности и принцип закономерности. Психофизика доказала, что в психологии и при отсутствии знаний о телесном субстрате могут быть открыты строго эмпирически законы, которым подвластны её явления.

Информация о работе История античной психологии