Исторические этапы развития психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:52, реферат

Описание работы

История психологии и ее развитие берет свое начало в IX в. до н.э. Данная наука прошла несколько этапов становления как отдельной науки:
Философский этап (IX в. до н.э. – XVI в.) – на данном этапе психология еще не была выделена как отдельная наука. Психологические знания развивались в недрах философии и других наук. Предметом изучения являлась душа человека.

Содержание

Исторические этапы развития психологии………………………..……………… 3

Психология XX века……………………………………………………………...…5

Список литературы………………………………………………………...……… 10

Работа содержит 1 файл

История психологии реферат.doc

— 60.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Исторические  этапы развития психологии………………………..……………… 3

 

Психология XX века……………………………………………………………...…5

 

Список литературы………………………………………………………...……… 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ  ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ

 

История психологии и ее развитие берет свое начало в IX в. до н.э. Данная наука прошла несколько этапов становления как отдельной науки:

  1. Философский этап (IX в. до н.э. – XVI в.) – на данном этапе психология еще не была выделена как отдельная наука. Психологические знания развивались  в недрах философии и других наук. Предметом изучения являлась душа человека.
  2. Ассоцианистический этап (XVII – начало XIX вв.) – в психологии получил развитие экспериментальный метод исследований. Формируется понимание ее как науки о сознании. Ее развитие совпало с периодом бурного расцвета естественных наук в XVII в. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание наблюдений и фактов.
  3. Экспериментальный этап (конец XIX – начало 30х годов XX в.) – психология приобрела новый вид – науки о поведении. Целью жизни человека обозначают функционирование. Развиваются такие направления в психологии как: бихевиоризм, психоанализ, аналитическая психология и др. Основная задача психологии на этом этапе – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть: поведение, поступки, реакции человека.
  4. Современный этап (50-е годы – 80е гг. XX в.) – психологическая наука изучает объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Целью жизни обозначают рост и развитие человеческой личности. Получает развитие гуманистическая и трансперсональная психология.
  5. Настоящее время (конец XX в. – настоящее время) – психологическая наука целью жизни человека обозначает рост и подъем к высшему состоянию. Происходит этап формирования интегральной психологии будущего, которая сможет объединить все развившиеся и отделившиеся направления науки в одно целое.

 

Выделяют несколько  методов истории психологии:

  1. Историко-генетический, согласно которому изучение идей прошлого невозможно без учета общей логики развития науки в определенный исторический период;
  2. Историко-функциональный – преемственность передачи знаний из поколения в поколения: анализируется преемственность высказываемых идей;
  3. Биографический метод – систематизация психологических высказываний, исследований, описание материала, выявление возможных причин и условий формирования научных взглядов ученого;
  4. Методы категориального анализа - учет социально-исторических условий, определивших появление и развитие данной научной школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПСИХОЛОГИЯ XX ВЕКА

 

Самое начало двадцатого века отмечено бурным ростом нескольких направлений. С одной стороны, активно развивается психоанализ — школа психотерапии, первоначально основанная на работах Зигмунда Фрейда, в которых человек описывался как система из нескольких независимых структур личности, борющихся друг с другом — Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Суперэго). В этом конфликте Оно представляет собой биологические потребности человека, из которых основное внимание психоаналитики уделяли сексуальной потребности, а Сверх-Я представляет собой требования социума, культуры. Развитие этой школы оказало сильное влияние не только на практику, но и на науку, заставив учёных обратить внимание на феномены, находящиеся за пределами сознания, на неосознаваемые детерминанты психической деятельности. Идеи первой психоаналитической школы Зигмунда Фрейда развивали также Альфред Адлер и Карл Густав Юнг.

В США активно  развивается бихевиоризм — основанная Дж. Уотсоном школа психологии, базирующаяся на работах И. П. Павлова и Э. Торндайка о научении. Бихевиористы следовали позитивистскому требованию об исключении из рассмотрения науки всех явлений, кроме непосредственно наблюдаемых. Человек рассматривался как «чёрный ящик», в который входят стимулы, а выходят — реакции на эти стимулы.

В Германии развивается  гештальтпсихология (М. Вертгеймер, К.Коффка, В.Кёлер), являющаяся дальнейшим развитием  на пути изучения феноменов сознания. Они полагали основным своим законом, что «целое всегда больше суммы составляющих его частей». В рамках этой школы было открыто много феноменов восприятия и мышления.

Первая мировая  война стимулировала развитие прикладных аспектов психологии, в первую очередь  — психодиагностики, так как армии требовалось средство оценки возможностей солдат. Разрабатываются тесты интеллекта (А. Бине, Р.Йеркс).

В предвоенные годы (30-40е гг. XX в.) происходят важные изменения во всем мире. Что затронуло и психологическую науку.

В Германии приходят к власти нацисты, вследствие чего многие психологи (среди которых было немало евреев) вынуждены эмигрировать в США. Гештальтпсихология практически прекращает своё существование, однако К. Левин и последователи гештальтистов становятся основными фигурами американской социальной психологии. Тем не менее такие мыслители как Карл Густав Юнг и Мартин Хайдегер остаются работать в нацисткой Германии. Юнг продолжает развивать свое учение о коллективном бессознательном, в 1934 году он выпускает одну из своих фундаментальных работ «Архетипы и коллективное бессознательное».

Среди бихевиористов, с одной  стороны, начинаются попытки, сохраняя естественно-научный фундамент, внести в объяснение поведения внутрипсихические  переменные (Э. Толмен, К. Халл), с другой стороны Б. Ф. Скиннер развивает «радикальный бихевиоризм», развивая теорию оперантного научения.

Ж. Пиаже публикует  результаты исследований мышления, в  которых были обнаружены сходные  типы ошибок у детей одного возраста, которых уже практически не встречается у более старших детей.

Активно развивается  психологическая и психотерапевтическая практика. Психоанализ делится на множество ветвей, на его основе формируются альтернативные формы  психотерапии (гештальттерапия и  др.).

Л. С. Выготский формулирует основные принципы культурно-исторической психологии, основанные на марксизме. В рамках этого направления постулировалась необходимость изучать личность непосредственно в процессе развития, протекающем под влиянием истории и культуры. На базе этого направления в дальнейшем была построена теория деятельности.

Постановление 1936 года «О педологических извращениях  в системе наркомпросов», ликвидировавшее  педологию, на несколько десятилетий  практически замораживает развитие психологической науки в СССР.

Вторая мировая  война вызывает новый всплеск  активности психологов в области  прикладных технологий. Особое внимание уделяется социальной психологии и  эргономике.

Послевоенные 50-60е гг. являются эпохой расцвета психологической науки, активного роста во множестве направлений. В современных учебниках большая часть материала посвящена экспериментам и исследованиям, проведённым именно в этот период.

Теория бихевиоризма не могла дать ответы на многие вопросы, которые ставила перед наукой развивающаяся промышленность и военные технологии. Разработка максимально эффективных форм представления информации на пультах управления сложными устройствами и другие задачи требовали активного изучения не только простых реакций на стимулы, но сложных механизмов, лежащих в основе восприятия. Вследствие подобного запроса начинает развиваться область, которая позднее получит название «когнитивная психология» — ведёт свои исследования механизмов внимания Д. Бродбент, публикует знаменитую статью про «Магическое число семь плюс-минус два» Дж. Миллер.

Активно развиваются  техники модификации поведения  на основе теории бихевиоризма. Дж. Вольпе разрабатывает технику систематической  десенсибилизации, которая оказывается  весьма эффективной в лечении  различных видов фобий.

На фоне этого появляются гуманистическая психология и психотерапия как попытка преодолеть сведение человека к автомату или животному (теории бихевиоризма и психоанализа). Гуманистические психологи предлагают рассматривать человека как существо более высокого уровня, наделённое свободой воли и стремлением к самоактуализации.

Происходит  бурное развитие социальной психологии в США. Проводят свои знаменитые исследования Соломон Аш, Музафер Шериф, Стэнли Милгрэм, Леон Фестингер и другие известные психологи.

В конце 60-х годов вместе с ростом популярности Нью-Эйдж-культуры психология испытывает сильное влияние со стороны мистики; на волне успеха исследований психоделических веществ и новых областей сознания возникает трансперсональная психология, а также развивается ряд школ тренингов личностного роста, из которых некоторые со временем превращаются в религиозные культы: (саентология, лайфспринг).

В 1966 году создаются  факультеты психологии в МГУ и  ЛГУ, а также кафедра психиатрии и медицинской психологии в РУДН, что демонстрирует прекращение 30-летних гонений на психологов. В заметной степени это было связано с появлением спроса на психологов на производстве и в армии. В СССР активно развивается инженерная психология. Однако в силу объективных причин отечественной психологии приходится оставаться крайне идеологизированной в соответствии с марксистско-ленинскими построениями, — данное обстоятельство придаст её дальнейшему развитию определённую специфику. И по сей день марксистско-ленинские теории (см. теорию отражения) так или иначе сохраняют влияние на программу подготовки специалистов-психологов в некоторых вузах России.

В 70-80е гг. происходит бурный рост когнитивной психологии, которая шла по пути постепенного опровержения своих исходных постулатов о сущности человеческой психики как системы переработки информации с ограниченной пропускной способностью. В этот период психология устанавливает активные связи с лингвистикой, что стало неизбежным после «хомскианской революции»; возникает психолингвистика.

В остальных  областях психологии происходит стабильный рост и накопление знаний, вместе с тем вновь обостряется ощущение «вечного кризиса» психологической мысли, так как ни одно из действующих направлений не даёт надежды на скорое появление действительно полной и объясняющей поведение человека теории.

80-е  - начало 90-х годов - посткризисное развитие социальной психологии, активизация научных контактов между американскими и европейскими специалистами, сосуществование нескольких метатеоретических ориентации, ведущими из которых являются традиционный сциентизм неопозитивизма и герменевтические установки социального конструкционизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

 

    1. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней.  — 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический проект, 2004. - 576 с.
    2. Гальперин П. Я. Введение в психологию. — Москва: Книжный дом «Университет», 2007.
    3. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. -С 220-253.
    4. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — Москва: АСТ, 2008 год. — 352 с.
    5. Годфруа, Жо. Что такое психология = Les chemins de la psychologie. — В 2-х томах. — Москва: Мир, 2005. — 772 с.
    6. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии. — Санкт-Петербург: Питер, 2003.
    7. Рубинштейн, С Л.. Основы общей психологии. — Санкт-Петербург: Питер, 2007.
    8. Кольцова, В. А., Олейник, Ю. Н.. Психологи в годы Великой Отечественной войны: подвиг на века // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 2. — с. 40-51.



Информация о работе Исторические этапы развития психологии