Историческая природа потребностей человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 10:21, контрольная работа

Описание работы

Понятие человеческих потребностей

Работа содержит 1 файл

МПСФ.docx

— 21.36 Кб (Скачать)

Введение 

Практически все действия людей, социальных групп  и учреждений - это реализация потребностей. Все создаваемое обществом направлено на удовлетворение тех или иных человеческих потребностей. Историю человечества можно  представить как громадное  поле битвы за удовлетворение потребностей. Это потребности как отдельных  лиц, так и человеческих сообществ. Вполне закономерно, что уже у  мыслителей древности появилось  желание понять потребности людей, объяснить их, научиться предсказывать  и пытаться ими управлять. Наличие  у человека потребностей говорит  о том, что он, в чем-либо испытывает нужду. Вместе с тем потребности  человека выступают исходными побуждениями его деятельности. История развития человеческой личности связана с историей развития ее потребностей. Потребности человека побуждали его к деятельности. Общественно организованный труд, создавая в процессе производства более совершенные и многообразные способы удовлетворения сначала элементарных потребностей человека, порождал все новые, более многообразные и утонченные потребности, а возникновение новых потребностей побуждало к все более разносторонней деятельности для их удовлетворения. Все потребности человека в их конкретном содержании и проявлении представляются историческими потребностями в том смысле, что они обусловлены процессом исторического развития человека, включены в него и в ходе его развиваются и изменяются.  

Понятие человеческих потребностей 

Личность  формируется в процессе активного  взаимодействия с окружающим миром, которое оказывается возможным  благодаря деятельности. Выявить  причины этой активности, ее психологические  формы и проявления означает охарактеризовать личность со стороны ее направленности и важнейших жизненных отношений. Что же выступает в качестве источника  активности личности человека? Вокруг этой проблемы идут острые дискуссии на протяжении многих лет, особенно обострившиеся в ХХ столетии. Уже в начале нашего века идея активности личности оказалась связанной с системой взглядов венского психиатра З. Фрейда. Как утверждал З. Фрейд, человек активен в результате того, что у него выявляются инстинктивные побуждения, унаследованные им от животных предков, и, прежде всего половой инстинкт и инстинкт самосохранения. Однако в обществе инстинкты не могут обнаруживать себя столь же свободно, как в животном мире, общество накладывает на человека множество ограничений, подвергает его инстинкты или влечения цензуре, что вынуждает человека подавлять, тормозить их. Инстинктивные влечения оказываются, таким образом, вытесненными из сознательной жизни личности как позорные, недопустимые, компрометирующие и переходят в сферу подсознательного, уходят в подполье, но не исчезают. Сохраняя свой энергетический заряд, свою активность, они исподволь, из сферы подсознательного продолжают управлять поведением личности, перевоплощаясь в различные формы человеческой культуры и продукты деятельности человека. Человек - двойствен по своей природе. Его телесность предполагает наличие множества потребностей, вызванных состоянием его биологического организма. Человек должен дышать, есть, пить, одеваться, перемещаться. Его духовность, разумность, социальность предполагают наличие множества потребностей, которые связывают его с миром ценностей, культуры, знаний, социальной обусловленности. Человек должен общаться, получать признание других, развиваться как личность. Причём каждый человек не просто ощущает объективную неудовлетворённость относительно каких-то важных аспектов поддержания биологической и социальной, культурной жизнедеятельности, но и сам в процессе саморазвития порождает свои новые потребности. Когда человек потребляет предмет своей потребности, его нужда удовлетворяется. Неудовлетворение потребности всегда приводит к болезненным результатам: если это потребность естественная, то нарушается биологический баланс организма, что может закончиться гибелью; если потребность социальная - человек может переживать состояние душевного напряжения, изменяется его поведение, сознание, ценностные ориентации и он становится подавленным, неконтактным или, напротив, агрессивно опасным для окружающих. Итак, потребности человека побуждают его к активности. Однако она может быть различной. Скажем, голодный может украсть пищу, попросить милостыню или же заработать. В зависимости от того, насколько приемлемыми для общества средствами человек удовлетворяет свои потребности, определяется уровень его личностной социализации и культуры. Если он использует опасные или противозаконные средства удовлетворения своих потребностей, общество стремиться наказать его или даже изолировать от остальных. Потребности людей постоянно развиваются, удовлетворение одних нужд и желаний вызывает появление других. С ростом разнообразия производства и вообще жизни общества изменяются потребности. Немаловажную роль в этом процессе играет не только технический и социальный прогресс, но и мода. Развитие потребностей человека тесно связано с природой человеческих способностей. Люди умеют производить полезные эффекты при обработке вещества природы, использовании энергии и получении информации. Человек отличается любознательностью и потому потребностью в постоянном развитии знаний об окружающем мире и себе самом. Человек способен создавать новое, он - творческое существо, и потому нуждается в свободе для своей деятельности, в ресурсах - для разнообразных форм творчества, в социальной поддержке других членов общества. Проанализировав основные аспекты, связанные с природой человеческих потребностей, можно, наконец, дать определение. Под потребностью понимается целый ряд феноменов:

  • Потребность - это объективная нужда, необходимое условие жизнедеятельности человека или социальной общности;
  • Потребность - отражение этой нужды в сознании человека или социальной общности;
  • Потребность - это связь между объективной нуждой и её отражение в сознании человека или социальной общности;
  • Потребность - это диалектическое единство объективной нужды и её отражения в сознании и связи между нуждой и её отражением.

Таким образом, потребность - это состояние человека, складывающееся на основе противоречия между имеющимся и необходимым (или тем, что кажется человеку необходимым) и побуждающее его к деятельности по устранению данного противоречия. В нужде преобладает объективный компонент (нужды существуют независимого от того, осознаются они или нет). В желании преобладает субъективный компонент, осознание человеком того, что он хочет. Поэтому желание - особенно принявшее форму каприза или прихоти - может быть сильно оторвано от реальных нужд личности. В потребности объединены, уравновешены объективный компонент (нужда) и то или иное осознание этой нужды (в виде желаний, стремлений, прихотей).

Потребности личности выступают источником её активности. Именно потребности побуждают человека действовать определенным образом  и в определенном направлении. Картину  возникновения и проявления потребности  покажем на простом примере. С  наступлением зимы каждый человек должен позаботиться о приведения в порядок  теплой одежды или о приобретении новой. Это означает, что зависимость  человека от конкретных условий существования побуждает его совершить ряд активных действий. Здесь легко прослеживается важнейшая сторона потребностей личности - их пассивно-активный характер. Активность личности проявляется в процессе удовлетворения потребностей. И здесь же обнаруживается различие в формах активности человека и животных. Животное активно в своем поведении благодаря тому, что его природная организация как бы заранее предопределяет круг вещей, которые могут стать объектом его потребностей и вызовут его активное стремление обладать ими. Процесс удовлетворения потребностей животных и обеспечивает им наиболее полное приспособление к среде. Таким образом, в потребностях животного непосредственно представлена природная вещь как стимул его активности. Иную картину представляют активность человека и источники его активности - человеческие потребности. Потребности человека зависят от процесса его воспитания, т.е. приобщения к миру человеческой культуры. Потребности человека имеют общественно-личный характер. Это находит выражение, во-первых, в том, что дажё для удовлетворения потребностей, которые имеют, казалось бы, узколичный характер, используются результаты общественного разделения труда. Во-вторых, для удовлетворения потребностей человек использует исторически сложившиеся в данной общественной среде способы и приемы, нуждается в определенных условиях. И, в-третьих, множество потребностей человека выражают не столько его узколичные запросы, сколько нужды общества, коллектива, группы, к которой принадлежит человек, совместно с которой он трудится, потребности коллектива приобретают характер потребностей личности. 

Заключение 

Таким образом, потребность - некоторая вещь или некоторое состояние дел, которое в случае его наличия улучшило бы благосостояние организма. Она в этом смысле, может быть чем-то базовым и биологическим, или она может включать социальные и личностные факторы и происходить из сложных форм научения. Также потребность - это внутреннее состояние организма, который нуждается в вещи или состоянии дел. Человеческие потребности постоянно меняются, возникают новые потребности, исчезают старые. Изучая потребности, возможно понять какие ценности важны и весомы для человека или общества, а какие являются иллюзорными, какие потребности в современном мире будут усиливаться, а какие - отходить на второй план и исчезать. Потребности могут иметь глубинную философскую и психологическую основу - понимание человеком смысла и цели своего существования. 

Список  используемой литературы 

  1. Леонтьев  А.Н. Лекции по общей психологии. – М. Смысл. – 2000.
  2. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Питер. – 2003.
  3. Михайлов Н.Н. Социализм и разумные потребности личности. – М.: Политиздат. – 1982.
  4. Орлов С.В., Дмитриенко Н.А. Человек и его потребности. - СПб.: Питер. – 2007.

Информация о работе Историческая природа потребностей человека