Исследование процесса старения, являющееся
предметом изучения различных медико-биологических,
психологических и социологических
школ, показывает, что в течении
жизни наступает такой момент,
в котором процесс развития, т.е.
обогощения и усложнения функционирования
внутренних органов, а также его соответствующего
обеспечения, замедляется, а впоследствии
переходит в стадию регресса, или инволюции,
что получило название теории старения
человека.
Понятие
о сущности, причинах и механизмах
старения со временем менялось.
Это
свзяывалась не только с развитием
знаний, но и изменением особенностей
старения в обществе. Росла, прежде
всего, средняя продолжительность
жизни, это определяло изменение
условий жизни и социального
строя, успехи медицины и другие
преимущества прогресса и цивилизации.
Современные
представления о теории старения
в геронтологии базируются на
следующих положениях:
Старение и старость являются
закономерным процессом возрастных
изменений, происходищях в ходе
онтогенетического развития на всех
уровнях жизнедеятельности;
Старение клеток, органов, функциональных
систем и психических процессов
происходит неравномерно. Теория
старения в гетерохронности развития
и инволюции универсален и
действует как на межличностном,
так и на внутриличностом уровне.
Межиличностная гетерохронность выражается
в том, что индивиды созревают и развиваются
неравномерно, а разные аспекты и критерии
зрелости имеют для них неодинаковое значение.
Внутриличностная гетерохронность выражается
в несогласованности сроков биологического,
социального и психического развития.
Процесс, описанные в теориях
старения человека сопровождается
ослаблением гомеостатических процессов
и одновременноприспособлением
всех систем организама к новому
уровню жинедеятельности.
Биогические
теории старения.
По мнению
исследователей в области биологии,
старение и смерть являются
базовыми, существенными биологоическими
свойствами, отражающими функционирование
и эволюцию всех живых организмов,
включая человека. Биологи исследуют
организм, пытаясь изменить природу и
предел возрастных изменений, понять,
чем вызваны эти изменения, как их можно
контролировать, корректировать, как можно
смягчить последствия процесса старения.
В этой связи биологическая наука располагает
рядом теорий, непосссредственно затрагивающих
тематику процесса, описанного в теории
старения человека. Наиболее распространены
в научном мире за рубежом две из них. Это
теории "програмированного старения"
и "непрограмированного старения".
"Програмированное"
старение
Передставители
это теории старения исходят
из того, что функционирование
живого организма запрограммировано
природой лишь на период его
активной жизнедеятельности, включающей
в себя развитие организма
и рост к репродукции. Сторонники
этой теории старения и старости аргументируют
свой вывод тем, что в природе всегда действовал
и продолжает действовать закон естественного
отбора, и поэтому старые особи в естественных
условиях встречатся редко: прежде чем
стать старыми, они либо погибают сами,
либо их уничтожают свои же сосродичи.
В живой организм генетически заложена
биологическая активность, распространяющаяся
только на период его так называемой
биологической полезности.
"Непрграммированное"
старение
Представители
этой теории старения исходят
из положения, согласно которому к процессу
старения подключены генетические механизмы
и только благодаря их действию происходит
эволюция живой природы. Однако в процессе
изменений, связанных со старением могут
действовать идругие механизмы, не включенные
в генетическую программу, которые оказывают
"непрограммированное" воздействие
на организм. Такое воздействие может
происходить в результате случайного
повреждения клетки, необычного воздействия
на молекулы, которые в свою очередь, изменяют
структуроу клетки, ее функцию и сам
процесс метаболизма. Эти необычные изменения
могут затронуть и молекулу ДНК, несущую
и себе генетическую информацию.
В результате
нормальных метаболических процессов
в пределах клеток могут образоваться
ядовитые пробочные продукты типа свобдных
родикалов. Их вредному воздействию противопостоят
несколько механизмов защиты клеток. Однако
свободные радикалы могут повредить мембрану
клетки и вызвать сбой в передаче генетической
информации ДНК.
Биологические
теории старения являются наиболее обоснованными
и верифицированными. Однако биологические
теории не учитывают дифференциации двух
аспектов старости - физического и психологического,
и роль психологического фактора в удлинении
ччеловечской жизни.
Социально-психологические
подходы в теории старению и старости.
Исключительно
биологические или исключительно
социальные определения старения -
это узкий подход к самому процессу
старения. Дж. Биррен, проанолезировав
литературу по старению, пришел к выводу:
биологи обеспечивают определение
старенияи чаще, чем психологи, а социологи
никогда его не дают. При этом и психологи,
и биологи используют показатель протяженности
жизни как зависимой пременной.
Биосоциальная сущность человека
дает основание рассматривать личностно-психологические
изменения позднего возраста как совокупность
взаимовлияния биологического и социального
в их генезисе.
В соответствии с этим
Дж. Тернер и Д.Хелмс делят в
теории старения процесс на
три взаимосвязанных и взаимопрекрывающихся
процесса:
Психологическое
старение - как индивид представляет
себе свой процесс старения (например,
молодые люди могут чувствовать
себя психологически более старыми)
специфическое ощущение психологической
старости, которое обладает как объективнми
признаками, так и субъективными проявлениями.
Ощущение старости реализуется в специфике
отношения индивида к процессу своего
старения при сравнении с процессом старения
других людей. Здесь можно говорить о психлогической
ассиметрии своей и "чужой" старости,
когда индивиду представляется, что он
стареет быстрее или медленнее, чем все
остальные;
Биологическое
старение - биологические изменения
организма с возрастом (инволюция).
Социальное старение
- как индивид связывает старение с
обществом; поведение и выполнение социальных
ролей пожилыми.
По мнению К.Виктор, биологический
подход также акцентирует внимание
на физиологической стороне старости,
психологический - на мыслительных
и психических аспектах старения,
социальный изучает старость в социальном
контексте по трем напралениям:
Индивидуальные
преживания пожилого человека;
Место пожилого
человека в обществе;
Проблемы
теории старости и их разрешение
на уровне социальной политки.
Таким образом, во всех
этих подходах можно вычеслить
общие представления о вопросах,
которые являются социально-психологическими:
процесс старения личности как
члена группы и преживание
старости в непосредственном
социальном окружении, место пожилой
личности в обществе, отношение индивида
к своему процессу старения, социальная
адаптация к процессу старения, изменение
социального статуса и социальных ролей,
позиция общества по отношению к стареющим
и старым людям, фактическое место стариков
среди других возрастных групп, их функции
в обществе.
Психоаналитические подходы
к старости.
Концепция Эрика Эриксона.
В концепции Эриксона, рассматривающего
период старения линости в
контексте ее целостного жизненного
пути, выстраивается последовательность
стадий развития личности, характеризующихся
особым новообразованием. Каждое из них
формируется, согласно его концепции,
в процессе разрешения человеком конфликта
между двумя противоположными тенденциями,
одна из которых способствует поступательному
развитию личности, другая - тормозит его.
Эти тенденции в явной или неявной форме
включают и определённую черту личности,
и отношение человека к миру, к своей жизни,
к себе.
Этот конфликт можно рассматривать
как основной направляющий элемент
этапной Я-концепции, представляющий
собой совокупность установок "на себя".
В более поздних работах
Эриксон определяет новообразование
каждой стадии теории старения,
как неустойчивый баланс двух
противоположных качеств. У личности,
благополучно разрешающей нормативные
кризисы, баланс нарушается в сторону
положительных качеств. При менее благополучном
исходе кризисов у человек происходит
перевес негативных свойств.
Эпигенитические образования
каждой стадии Эриксон называет
Надеждой, Волей, Намерением, Компитентностью,
Верностью, Любовью, Заботой и Мудростью.
Каждая из них включает два противоположных
качества. Противоположные качества в
структуре "Я" могут обозначать характеристики
идеального и реального "Я".
В контексте рассматриваемой
темы следует остановиться на
характеристике стадии интегративности
- мудрости. Как отмечает Л.И. Анциферова,
задача стадии интегративности состоит
в отыскании человеком смысла своей жизни,
в интеграции всех пройденных стадий и
в обретении целостности своего Я. Решение
этой задачи должно опираться на способность
человека быть компетентным в построении
собственной жизни, организации своего
будущего времени, в выработке осуществимых
жизненных программ, адекватной оценке
социальной действительности и т.д. Стержнем
мудрости является духовно-нравственное
отношение личности к миру и жизни.
Таким образом, в соответствии
с положениями теории старения
Эриксона, можно сказать, что Я-концепцией
в теории старости движет стремление
человека интегрировать своё
прошлое, настоящее и будущее,
понять связи между событиями собственной
жизни. В поздние годы потребность выработать
целостный взгляд на свою жизнь становится
особенно настоятельной.
Теория
Э.Эриксона вызвала огромный интерес
у психологов, и позднее бала
расширена Р.Пэком.
Подобно
стадиям Эриксона, ни одно из измерений
Пэка не ограничивается средним возрастом
или старостью. Решение, принятые в начале
жизни, выступают в качестве строительных
блоков, из которых складываются все решения
взрослого человека, а люди среднего возраста
уже начинают разрешать проблемы грядущей
старости.