Исследование процесса старения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 15:45, реферат

Описание работы

Исследование процесса старения, являющееся предметом изучения различных медико-биологических, психологических и социологических школ, показывает, что в течении жизни наступает такой момент, в котором процесс развития, т.е. обогощения и усложнения функционирования внутренних органов, а также его соответствующего обеспечения, замедляется, а впоследствии переходит в стадию регресса, или инволюции, что получило название теории старения человека.

Работа содержит 1 файл

Исследование процесса старения.doc

— 57.00 Кб (Скачать)

Исследование процесса старения, являющееся предметом изучения различных медико-биологических, психологических и социологических  школ, показывает, что в течении  жизни наступает такой момент,  в котором процесс развития, т.е. обогощения и усложнения функционирования внутренних органов, а также его соответствующего обеспечения, замедляется, а впоследствии переходит в стадию регресса, или инволюции, что получило название теории старения человека.

 Понятие  о сущности, причинах и механизмах  старения со временем менялось.

 Это  свзяывалась не только с развитием  знаний, но и изменением особенностей  старения в обществе. Росла, прежде  всего, средняя продолжительность  жизни, это определяло изменение  условий жизни и социального  строя, успехи медицины и другие  преимущества прогресса и цивилизации.

 Современные  представления о теории старения  в геронтологии базируются на  следующих положениях:

         

      Старение и старость являются  закономерным процессом возрастных  изменений, происходищях в ходе  онтогенетического развития на всех уровнях жизнедеятельности;

 

      Старение клеток, органов, функциональных  систем и психических процессов  происходит неравномерно. Теория  старения в гетерохронности развития  и инволюции универсален и  действует как на межличностном,  так и на внутриличностом уровне. Межиличностная гетерохронность выражается в том, что индивиды созревают и развиваются неравномерно, а разные аспекты и критерии зрелости имеют для них неодинаковое значение. Внутриличностная гетерохронность выражается в несогласованности сроков биологического, социального и психического развития.

       

      Процесс, описанные в теориях  старения человека сопровождается  ослаблением гомеостатических процессов  и одновременноприспособлением  всех систем организама к новому  уровню жинедеятельности.

 

 

 Биогические  теории старения.

 

 По мнению  исследователей в области биологии, старение и смерть являются  базовыми, существенными биологоическими  свойствами, отражающими функционирование  и эволюцию всех живых организмов, включая человека. Биологи исследуют организм, пытаясь изменить природу и предел возрастных изменений, понять, чем вызваны эти изменения, как их можно контролировать, корректировать, как можно смягчить последствия процесса старения. В этой связи биологическая наука располагает рядом теорий, непосссредственно затрагивающих тематику процесса, описанного в  теории старения человека. Наиболее распространены в научном мире за рубежом две из них. Это теории "програмированного старения" и "непрограмированного старения".

"Програмированное" старение

 Передставители  это теории старения исходят  из того, что функционирование  живого организма запрограммировано  природой лишь на период его  активной жизнедеятельности, включающей  в себя развитие организма  и рост к репродукции. Сторонники  этой теории старения и старости аргументируют свой вывод тем, что в природе всегда действовал и продолжает действовать  закон естественного отбора, и поэтому старые особи в естественных условиях встречатся редко: прежде чем  стать старыми, они либо погибают сами, либо их уничтожают свои же сосродичи. В живой организм генетически заложена биологическая активность, распространяющаяся только на период его так называемой  биологической полезности.

"Непрграммированное" старение

 Представители  этой теории старения  исходят из положения, согласно которому к процессу старения подключены генетические механизмы и только благодаря их действию происходит эволюция живой природы. Однако в процессе изменений, связанных со старением могут действовать идругие механизмы, не включенные в генетическую программу, которые оказывают "непрограммированное" воздействие на организм. Такое воздействие может происходить в результате случайного повреждения клетки, необычного воздействия на молекулы, которые в свою очередь, изменяют структуроу клетки, ее функцию и сам  процесс метаболизма. Эти необычные изменения могут затронуть и молекулу ДНК, несущую и себе генетическую информацию.

 

В результате нормальных метаболических процессов  в пределах клеток могут образоваться ядовитые пробочные продукты типа свобдных родикалов. Их вредному воздействию противопостоят несколько механизмов защиты клеток. Однако свободные радикалы могут повредить мембрану клетки и вызвать сбой в передаче генетической информации ДНК.

 

Биологические теории старения являются наиболее обоснованными и верифицированными. Однако биологические теории не учитывают дифференциации двух аспектов старости - физического и психологического, и роль психологического фактора в удлинении ччеловечской жизни.

 

Социально-психологические  подходы в теории старению и старости.

 

Исключительно биологические или исключительно  социальные определения старения - это узкий подход к самому процессу старения. Дж. Биррен, проанолезировав  литературу по старению, пришел к выводу: биологи обеспечивают определение  старенияи чаще, чем психологи, а социологи никогда его не дают. При этом и психологи, и биологи используют показатель протяженности жизни  как зависимой пременной.

 Биосоциальная сущность человека дает основание рассматривать личностно-психологические изменения позднего возраста как совокупность взаимовлияния биологического и социального в их генезисе.

 В соответствии с этим  Дж. Тернер и Д.Хелмс делят в  теории старения процесс на  три взаимосвязанных и взаимопрекрывающихся процесса:

   

 

       Психологическое  старение - как индивид представляет  себе свой процесс старения (например, молодые люди могут чувствовать  себя психологически более старыми)  специфическое ощущение психологической  старости, которое обладает как объективнми признаками, так и субъективными проявлениями. Ощущение старости реализуется в специфике отношения индивида к процессу своего старения при сравнении с процессом старения других людей. Здесь можно говорить о психлогической ассиметрии своей и "чужой" старости, когда индивиду представляется, что он стареет быстрее или медленнее, чем все остальные;

 

     

       Биологическое  старение - биологические изменения  организма с возрастом (инволюция).

 

 

       Социальное старение - как индивид связывает старение с обществом; поведение и выполнение социальных ролей пожилыми.

 По мнению К.Виктор, биологический  подход также акцентирует внимание  на физиологической стороне старости, психологический - на мыслительных  и психических аспектах старения, социальный изучает старость в социальном контексте по трем напралениям:

 

 

        Индивидуальные  преживания пожилого человека;

     

 

        Место пожилого  человека в обществе;

    

         Проблемы  теории старости и их разрешение  на уровне социальной политки.

 

 Таким образом, во всех  этих подходах можно вычеслить  общие представления о вопросах, которые являются социально-психологическими: процесс старения личности как  члена группы и преживание  старости в непосредственном  социальном окружении, место пожилой личности в обществе, отношение индивида к своему процессу старения, социальная адаптация к процессу старения, изменение социального статуса и социальных ролей, позиция общества по отношению к стареющим и старым людям, фактическое место стариков среди других возрастных групп, их функции в обществе.

 

 Психоаналитические подходы  к старости.

 Концепция Эрика Эриксона.

 

 В концепции Эриксона, рассматривающего  период старения линости в  контексте ее целостного жизненного  пути, выстраивается последовательность стадий развития личности, характеризующихся особым новообразованием. Каждое из них формируется, согласно его концепции, в процессе разрешения человеком конфликта между двумя противоположными тенденциями, одна из которых способствует поступательному развитию личности, другая - тормозит его. Эти тенденции в явной или неявной форме включают и определённую черту личности, и отношение человека к миру, к своей жизни, к себе.

 Этот конфликт можно рассматривать  как основной направляющий элемент  этапной Я-концепции, представляющий собой совокупность установок "на себя".

 В более поздних работах  Эриксон определяет новообразование  каждой стадии теории старения,  как неустойчивый баланс двух  противоположных качеств. У личности, благополучно разрешающей нормативные кризисы, баланс нарушается в сторону положительных качеств. При менее благополучном исходе кризисов у человек происходит перевес негативных свойств.

 Эпигенитические образования  каждой стадии Эриксон называет  Надеждой, Волей, Намерением, Компитентностью, Верностью, Любовью, Заботой и Мудростью. Каждая из них включает два противоположных качества. Противоположные качества в структуре "Я" могут обозначать характеристики идеального и реального "Я".

 В контексте рассматриваемой  темы следует остановиться на характеристике стадии интегративности - мудрости. Как отмечает Л.И. Анциферова, задача стадии интегративности состоит в отыскании человеком смысла своей жизни, в интеграции всех пройденных стадий и в обретении целостности своего Я. Решение этой задачи должно опираться на способность человека быть компетентным в построении собственной жизни, организации своего будущего времени, в выработке осуществимых жизненных программ, адекватной оценке социальной действительности и т.д. Стержнем мудрости является духовно-нравственное отношение личности к миру и жизни.

 Таким образом, в соответствии  с положениями теории старения  Эриксона, можно сказать, что Я-концепцией  в теории старости движет стремление  человека интегрировать своё  прошлое, настоящее и будущее,  понять связи между событиями собственной жизни. В поздние годы потребность выработать целостный взгляд на свою жизнь становится особенно настоятельной.

 Теория  Э.Эриксона вызвала огромный интерес  у психологов, и позднее бала  расширена Р.Пэком. 

 Подобно  стадиям Эриксона, ни одно из измерений Пэка не ограничивается средним возрастом или старостью. Решение, принятые в начале жизни, выступают в качестве строительных блоков, из которых складываются все решения взрослого человека, а люди среднего возраста уже начинают разрешать проблемы грядущей старости.

 


Информация о работе Исследование процесса старения