Использование в психодиагностике рисуночного теста «ДОМ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:15, контрольная работа

Описание работы

Психологический анализ рисунка в качестве метода психологического исследования берет свое начало в первой четверти XX века. В 1948 г. Дж. Буком был предложен тест «Дом. Дерево. Человек». Выбор этих объектов был обоснован тем, что они знакомы каждому обследуемому. По мнению Бука, каждый рисунок — это своеобразный автопортрет, детали которого имеют личностное значение.

Работа содержит 1 файл

Дом.doc

— 73.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. М. АКМУЛЛЫ

ИНСТИТУТ  ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕПЕПОДГОТОВКИ

КУРСЫ «ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

МОДУЛЬ  ПЕРВЫЙ «ПСИХОКОРРЕКЦИЯ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«Использование в психодиагностике рисуночного теста «ДОМ» 

Контрольная работа     
 
 
 
 
 
 
 

                   Научный руководитель: к. пс. н.,

                             профессор Сафин В.Ф.      

                     Слушатель: Любарец Е.П.. 
             
             
             
             

Уфа  2011 
 
 

    Введение

    Целью данной работы является отработка практических навыков в применение рисуночного теста «ДОМ» в психодиагностике.

    Психологический анализ рисунка в качестве метода психологического исследования берет свое начало в первой четверти XX века. В 1948 г. Дж. Буком был предложен тест «Дом. Дерево. Человек». Выбор этих объектов был обоснован тем, что они знакомы каждому обследуемому. По мнению Бука, каждый рисунок — это своеобразный автопортрет, детали которого имеют личностное значение. К настоящему времени уже нет сомнения в том, что рисунок — это один из важнейших источников знаний о психике человека, с помощью которого можно установить множество качественной и количественной информации. Рисуночные тесты прочно вошли в практику психологической диагностики и коррекции, и стали одними из наиболее распространенных объектов психологического анализа.  

    Этапы проведения работы

  1. Беседа
  2. Составления анамнеза
  3. Проведение теста
  4. Анализ теста
  5. Заключение
 

    I Полный анамнез

    1.Анкетные  данные

    Пациентка N (женщина), 42 лет. Дата рождения 17.09.1969. Проживает по адресу г.Уфа…, тел……

    2.Описание  внешнего облика  и поведения

    Женщина изящно одета, прическа аккуратная, на лице макияж, руки ухоженные, производит впечатление человека тщательно следящего за своей внешностью. Держится спокойно и уверенно. Вежлива, на контакт идет, но инициативу не проявляет. Мимика сдержанная.

    3.Описание сознания.

    Пациентка абсолютно адекватно ориентируется во времени и пространстве, понимает, где находится и с кем беседует, свободно ориентируется в собственной личности. Расстройств сознания не выявлено.

    4.Описание восприятия, внимания, памяти, мышления и интеллекта.

    Расстройств восприятия в ходе беседы не выявлено, память хорошая, точно помнит события прошлой жизни, легко оперирует фактами из текущей жизни, отклонений внимания нет.

    Темп  речи быстрый, словарный запас хороший, рассуждения логичны, хорошо поддерживает беседу.

    5.Особенности  интеллекта.

    Интеллект высокий. Широкий круг интересов. Запас общежитейских знаний соответствует возрасту. Проявляет повышенный интерес в повышение своей профессиональной квалификации. Увлекается искусством и историей.

    6.Эмоциональная  сфера

    Настроение  ровное. Наблюдается его изменение в позитивную сторону во время проведения теста. В целом преобладает спокойный фон настроения.

    7.Двигательно- волевая сфера

    Пациент большую часть времени занят  на работе. В свободное от работы время любит путешествовать. Отношение к трудовому  процессу нормальное, ярко выраженный интерес к повышению своей квалификации. Планы на будущее связаны с карьерным ростом.

    8.История  жизни.

    Пациентка постоянно помнит себя примерно с 3 лет. Фрагментарные воспоминания с 1 года. Первый ребенок в семье, есть сестра. Воспитывалась в полной семье. Отношения между родителями очень теплые. Мать умерла, когда пациентке было 17 лет. Отношения с матерью складывались эмоционально теплые. Взаимоотношения с отцом  хорошие. Пациентка не замужем. Детей нет. Отношения со сверстниками нормальные есть две подруги. Большую часть времени просвещает работе. Работает в финансовой сфере.

    Любит путешествовать, проявляет ярко-выраженный интерес к учебе, параллельно с работой посещает курсы повышения квалификации (это дает дополнительные преимущества в ее работе), самостоятельно изучает иностранный язык.  

    II Проведение теста

    1.Рисуночный тест «Дом» — это своеобразный автопортрет, проецирующий проблемы «защищенности» автора, его взаимодействия с внешним и внутренним миром с позиций безопасности. Одним из первых этот тест был предложен Дж. Буком «Дом. Дерево. Человек». Затем возникли другие тесты, в частности, тест «Дерево» К. Коха (1949), идея которого принадлежала Э. Хушеру В 1978 г. вышла в свет работа Р. Стора, она является одной из наиболее проработанных. В данной работе мы будем интерпретировать тест на основе исследований чешских психологов.

    Пациенту предлагается нарисовать на листе стандартной белой бумаги формата А4 дом. Рядом с листом лежат 6 цветных карандашей.

    См. рисунок в Приложении 1. 

    2.Проведем анализ рисунка.

Детали  рисунка Характеристика детали Расшифровка
Общий вид рисунка Слегка смещен вправо Ожидание будущего, субъект склонен искать наслаждения в интеллектуальных сферах. Контролируемое поведение. Акцентирование будущего.
Детализация рисунка Средняя Интеллект, уверенность  в себе, осознание себя, адекватная самооценка
Контуры рисунка Много кривых, изогнутых  линий Нормальное  эмоциональное и интеллектуальное развитие
Нажим Средний Энергия, настойчивость, выдержанность, наступательность
Цвет Зеленый Безопасность, покой, удовлетворенность
Расположение  дома Вблизи чувство теплоты и гостеприимности
Перспектива Присутствует Вера в себя, надежда и желания, ожидание автономности
Дверь Отсутствие Уход в себя, замкнутость, необщительность
Труба Отсутствие Жесткость членов семьи, ограниченность взаимодействия в семье
Деревья возле дома Присутствие Деревья часто символизируют различные лица или Желание свободы, желание доминировать, желание перестроить свою жизнь
Цветы, кустарники Присутствие Ищет тепло на стороне, мечта о лучшей жизни, потребность в общении
Дорожка Хорошие пропорции индивид в контактах с другими обнаруживает такт и самоконтроль
Погода Ясная Воспринимает мир адекватно, не враждебно
Забор За домом Стремление огородиться в кругу семьи от внешнего мира

    Таблица 1. Анализ деталей рисунка 

    На  основании симптомокомплексов оценим агрессивность в тесте

Симптомокомплекс Симптом Балл
Враждебность Нет 0
Конфликтность Отсутствие  трубы на крыше 0,1
Агрессивность Нет 0
Негативизм Нет 0

    Таблица 2 Оценка агрессивности в тесте 

    На  основании таблицы 2 можно заключить, что агрессивность пациентки  в пределах нормы, был выявлен  единственный фактор в  симптокомплексе - конфликтность с удельным весом 0,1балла, что гораздо меньше патологического  значения  0,74. 

    3.На основании исследования, отраженных в таблице 1 и 2, а также проведенной после теста беседе можно охарактеризовать пациентку следующим образом.  Пациентка N имеет нормальное интеллектуальное развитие, патологий не выявлено. Согласно рисунка, оценка окружающей действительности пациенткой N в целом положительное, ожидание от будущего позитивны (преобладающий цвет рисунка зеленый, погода ясная солнечная, дом достаточно большой, расположен в центре, слегка смещен вправо). Имеет в своей жизни близких людей (два дерева вблизи дома). Стремится замкнуть свое общение на этом близком круге (двери отсутствуют, а дом с задней проекции вместе с двумя растущими деревьями обнесен забором), хотя прослеживается желание внести больше теплоты в эти отношения, расширить взаимодействие (цветы на подоконнике и перед домом на клумбе, отсутствие трубы на крыше). Перспектива на рисунке свидетельствует о планах на будущее, хотя они несколько омрачены небольшой тревожностью (в перспективе рисунка отчетливо видны небольшие облака).  В контактах с остальными людьми пациентка тактична и хорошо контролирует ситуацию (тропинка рядом с домом).  

    III Заключение

    В ходе данной работы был проведен и проанализирован рисуночный тест «Дом». Рисуночные тесты позволяют выявить отдельные аспекты психологического состояния человека не выявленные в ходе интервью, прояснить спорные моменты и уточнить рабочие гипотезы, построенные во время беседы. На основании предварительного интервью с пациенткой была разработана рабочая гипотеза ее психологического состояния, которая была уточнена и дополнена во время анализа рисуночного теста «Дом». На основании вышеизложенного был составлен вердикт о психологическом состоянии пациентки N, представленный в пункте 3 раздела II.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы:

    1. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство.
    2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической дмагностике.
    3. Бруннер Е.Ю. Курс психодиагностики
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                Приложение 1

Информация о работе Использование в психодиагностике рисуночного теста «ДОМ»