Использование психодиагностики в медицинских учреждениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 00:12, доклад

Описание работы

Психодиагностика активно используется в области медицины, в частности в психиатрических и неврологических клиниках. Диагностические методы исследования психологических особенностей пациентов этих клиник рассматриваются как вспомогательные, подчиненные задачам и интересам клиники. Эти методы разрабатываются и развиваются в рамках особых отраслей психологии-патопсихологии и нейропсихологии.

Работа содержит 1 файл

Использование психодиагностики в медицинских учреждениях.docx

— 15.62 Кб (Скачать)

Использование психодиагностики в медицинских  учреждениях 
 

Психодиагностика  активно используется в области  медицины, в частности в психиатрических  и неврологических клиниках. Диагностические  методы исследования психологических  особенностей пациентов этих клиник рассматриваются как вспомогательные, подчиненные задачам и интересам  клиники. Эти методы разрабатываются  и развиваются в рамках особых отраслей психологии-патопсихологии и  нейропсихологии.

С какими целями в клинике используются методы психодиагностического исследования?

 Во - первых, в тех случаях, когда  у врачей возникают трудности  с постановкой диагноза. Известно, что в ряде случаев психодиагностические  методы позволяют уточнить медицинский  диагноз.

 Во-вторых, психодиагностика часто применяется  для оценки эффективности терапии.

И наконец, психодиагностика необходима при исследовании пациентов с целью трудовой, воинской и судебной экспертизы.

Главной чертой психодиагностического обследования пациентов клиники является значительная роль, которую играют малоформализованные  методы диагностики - наблюдение и беседа. Необходимо, чтобы данными методами психолог-клиницист владел в совершенстве, обладал большим искусством беседы с больными, точного наблюдения за ними и тонкого описания их психических  состояний. В беседе устанавливается  контакт с больными, выявляются различные  оттенки их психического и физического  состояния, симптомы заболевания, фиксируются  жалобы, проявления болезни, ее влияние  на взаимоотношения с другими  людьми и пр. Манера рассказа, особенности  речи могут дать представление об особенностях личности больного, его  характере, что может оказаться  весьма полезным для эффективного взаимодействия врача и пациента.

Наблюдение, как и беседа, занимает первостепенное место при психодиагностическом обследовании больных, сопровождает другие методы исследования. Особую роль оно  играет в выявлении симуляции и диссимуляции больного.

Однако  психолог-клиницист не может ограничиться использованием только методов беседы и наблюдения, они обязательно  дополняются экспериментальным  исследованием, дающим более точную информацию о пациенте.

При экспериментальном  исследовании больному предлагают выполнить  ряд заданий, направленных на диагностику  отдельных психических функций. Анализ выполнения является системным, учитывающим тот факт, что при  аномалиях психической сферы  нарушение одного какого-либо психического процесса ведет к системному эффекту, т. е. к нарушению других процессов. Фиксируются и самые общие  элементы структуры деятельности, такие  как:

- активная  ориентировка в материале;

- целенаправленность:

- критичность.

Проводится  качественный анализ процесса выполнения заданий, оценивается поведение.испытуемого  в момент диагностирования, выявляются типы ошибок.

При постановке диагноза принимается во внимание, что симптомы расстройств психики  имеют свой собственный, иногда очень  сложный механизм развития; причина  каждого симптома может быть очень  различной, она не задана, не предопределена самим поражением мозга. Любая исследуемая  функция может быть нарушена по самым  разным основаниям, и задачей психодиагностика является выявление причин и механизмов возникновения нарушений.

Для достижения этой пели в клиническом консультировании экспериментальное исследование проводится с соблюдением особых принципов, среди которых можно выделить следующие:

- большая  «отработанная» простота инструкции;

- тщательность  протоколирования опыта;

- видоизмененная  мотивировка заданий;

- направленность  на качественный анализ выполнения  и др.

Больные должны обследоваться всесторонне, с помощью ряда методик, выбор  которых определяется клинической  задачей и состоянием пациента.

Информация о работе Использование психодиагностики в медицинских учреждениях