Использование информационных технологий в обучении иностранному языку

Автор: k*****@inbox.ru, 27 Ноября 2011 в 19:54, реферат

Описание работы

В конце ХХ в. человечество вступило в стадию развития, которая получила название постиндустриальное или информационное общество. Но суждение «Мы живём в век информации и коммуникаций» не совсем верно, поскольку и информация, и коммуникации были всегда. В течение всей тысячелетней истории человеческое общество накапливало знания и совершенствовало способы хранения и обработки информации. Сначала распространялась письменность, затем - печатный станок, телефон, телевидение.

Содержание

Введение 3
Основная часть
1.  Информационные технологии обучения 5
2.  Компьютерная лингводидактика 7
3. Компьютер в процессе обучения 9
4.  Интернет в процессе обучения 13
Заключение 15
Список использованной литературы..........

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 50.60 Кб (Скачать)
  1. Компьютер способен выдавать информацию в ходе учебной работы не только по ее завершению, но и в процессе ее осуществления. На экране дисплея в процессе работы может высвечиваться оценка учебной деятельности: в каждом шаге, в конце цикла и далее всей учебной работы. Это достоинство компьютера позволяет обучаемому наглядно представить результаты своих действий, способствует формированию рефлексии своей деятельности, поддержанию сознательного подхода к обучению, развитию самоконтроля, самокоррекции и других навыков, необходимых для самообучения.
  2. Современные компьютеры наряду со способностью выдавать на экране дисплея информацию в черном, цветном, в вербальном и графическом изображении, могут воспроизводить движущиеся изображения, выступать в комбинации с синтезатором речи, т.е. при работе с компьютером оказываются задействованными зрительные, слуховые и моторные анализаторы, что, как известно, способствует более эффективному усвоению учебного материала. Способность компьютера к реализации звуковых сигналов, музыки, мультипликации и т.п. значительно расширяет его дидактические возможности и обеспечивает в случае необходимости релаксацию, психологическую разрядку и снижение утомляемости. Перечисленные технические возможности компьютера позволяют решить в учебном процессе новые дидактические задачи. Компьютер способен реализовать такие функции преподавателя, как презентация учебного материала, организация тренировки, моделирование ситуаций, контроль и оценка знаний.

     Привлекательным является и то, что компьютер способствует развитию коммуникативной активности обучаемых, мотивируя его учебную  деятельность. Мотивация и активизация  учения достигается за счет целого ряда моментов: новизна работы, отсутствие при этом боязни ошибиться, вовлечение каждого студента группы в работу, а также различные методические приемы, заложенные в компьютерную программу.         При низком качестве программ компьютер не сможет оправдать тех надежд на повышение эффективности обучения, которые на него возлагаются. Более того, низкое качество программ может вообще дискредитировать компьютеризацию обучения. Внедрение компьютера в практику преподавания иностранного языка представляется в настоящее время одним из важнейших аспектов совершенствования учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов.           Наряду с достоинствами компьютер, как любое техническое средство, имеет определение ограничения и "недостатки", обусловленные его техническими свойствами. Например, способность компьютера выполнять лишь те действия, которые заложены в его программе; повышенную напряженность умственного труда учащихся и интеллектуальную утомляемость; обязательное требование для приступающего к работе с компьютером - наличие навыков печатания на клавиатуре; отсутствие (пока) у компьютера способности воспринимать звуковые сигналы (естественные языки) и т.п.          Таким образом, сегодня создаётся огромное количество программного обеспечения (ПО) для поддержки учебного процесса. Это могут быть базы данных (БД), традиционные информационно – справочные системы, хранилища (депозитарии) информации любого вида (включая графику и видео), компьютерные обучающие программы, а также программы, позволяющие осуществлять администрирование учебного процесса. Использование средств мультимедиа делает обучение более разнообразным и наглядным, и, как следствие, более эффективным, что отражено в таблице, приведенной ниже:

     Характеристика  учебного процесса с  использованием средств  мультимедиа

Способ предъявления информации Удержание информации (в %)
Спустя 3 часа Спустя 3 суток
Устный (аудитивный) 70 10
Визуальный 72 20
Аудиовизуальный 85 65

       Табл. 1.

     Технические средства дают реальную возможность  каждому обучающемуся выбрать свой путь в обучении и сформировать свои творческие способности посредством  наиболее эффективно организованной познавательной деятельности, которая основана на важнейшем принципе обучения – на принципе индивидуализации учебного процесса, его адаптации к возможностям обучаемого.   

 

World Wide Web – образование  с использованием  всемирной паутины

     В 90-х годах широкое распространение  получило использование Web-страниц для образовательных целей. Но анализ диалоговых упражнений в Интернете показывает, что в большинстве пользователю предлагается бинарный тип ответа “верно/неверно”. Упражнения, в которых необходимо вводить ответ вручную, редко обеспечивают должную гибкость.      Разработчики программных обучающих пакетов для Web сталкиваются с рядом серьезных вопросов, таких как:

  • Использует ли создаваемый пакет программ все возможности среды (т.е. используются ли все возможности, предоставляемые Web-технологиями, что исключает неэффективных упражнений типа “верно/неверно”;
  • Способна ли система удовлетворять требованиям как начинающих, так и опытных пользователей;
  • Поддерживается ли надежное функционирование системы (поддержка языков, таблиц символов, графики и т.д.) для  нескольких броузеров1 и/или операционных систем;
  • Насколько совместимы пакеты программ

Конечно, вряд ли Интернет можно отнести только к средствам обучения. Это –  информационная среда, в которой  имеется и предметно-образовательная  область, полностью отражающая все  возможности глобальной сети, все  ее услуги. Именно поэтому целесообразно  разобраться в дидактических  свойствах этих услуг, т.е. в тех  характеристиках, которые могут  оказаться полезными для образовательного процесса.

Возможности Интернет в обучении иностранному языку

     Интернет - превосходное средство для получения  информации о последних событиях в мире. А это в первую очередь  предполагает чтение. Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения является, по мнению многих исследователей, самым необходимым для большинства людей. Возможность непосредственного общения с носителем языка имеют немногие, возможность читать на ИЯ (художественную литературу, газеты, журналы) - практически все. Вот почему обучение чтению выступает сегодня в качестве целевой доминанты. В зависимости от целевой установки различают просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое.     Незаменимым помощником в плане овладения умением чтения является онлайновая газета. Она позволит учащимся окунуться в гущу мировых событий, происходящих практически в текущий момент, увидеть происходящее с различных точек зрения.

BBC World Service предоставляют возможность не  только прочитать, но и прослушать  новости, на многих языках, причем  можно даже выбрать для себя  подходящий уровень владения  английским и прослушать новости  в режиме LEARNING ENGLISH.           ABC News сопровождает свои публикации помимо звукового еще и видео сопровождением. Возможна так же беседа на предложенную тему среди читателей в разделах CHAT.            Сайт THE YOUNG VOICES OF THE WORLD - открытый форум, представляющий собой некое издательство, где желающие могут опубликовать свои работы, сделав их достоянием многомиллионной аудитории и высказав на обсуждение свое мнение. Все работы сопровождаются электронным адресом их создателя, что позволяет осуществление обратной связи и завязыванию дискуссий. Таким образом, учащиеся могут попробовать себя в роли не потребителей, а поставщиков информации. Основным достоинством такой работы с Интернет является то, что учащиеся получают доступ к информации из первых рук, а не к недельной или того более давности печатным изданиям, и оказываются вовлеченными в гущу мировых событий, самолично оказывая на него влияние.

     Основная  цель обучения иностранному языку - формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Научить учащихся понимать звучащую речь - одна из важнейших целей обучения. В решении этой проблемы может помочь Интернет, который является источником аудиоматериалов с речью носителей языка (в том числе и профессиональных актёров) в виде звуковых файлов и текстов к этим звуковым фрагментам в виде текстовых файлов. На уроке практически невозможно формировать лишь один речевой или языковой навык. Работая с аудиотекстами, параллельно отрабатываются лексические, грамматические, фонетические навыки. Аудиотексты дают информацию для обсуждения, что, в свою очередь, предполагает дальнейшее развитие навыков говорения.     Таким образом, ресурсы Интернет, несомненно, могут присутствовать на всех этапах обучения иностранному языку. Особенно важную роль глобальная сеть будет играть при самостоятельной работе учащихся, побуждая их к поисковой и творческой деятельности.          Однако Интернет не заменяет учителя, поскольку красота, мелодичность языка не могут быть переданы с помощью автоматизированных действий программы, но Интернет становится одним из наиболее важных средств обучения иностранному языку на современном этапе.

Заключение

     В настоящее время по всему миру все большую популярность приобретают  технические средства обучения. Несомненно, новые компьютерные технологии играют важную роль в обучении иностранным языкам. В целях наиболее полной реализации потенциала визуальной наглядности технические средства должны использоваться комплексно на основе методической системы, с помощью которой достигается естественный переход от одного вида аудиторной работы к другому, к реальной жизни, реальному общению. Благодаря этому создается благоприятная мотивация обучения, которая, как известно, повышает результативность учебного процесса.            Информационные технологии, безусловно, способствуют реализации такой цели образования, как творческое развитие личности, поскольку в творчестве всегда есть игра.            Итак, информационные технологии позволяют на качественно новом уровне реализовать важнейшую цель образования – творчество человека – поскольку разрабатываемые на их основе обучающие программы и комплексы обеспечивают:

  • развитие навыков самостоятельного размышления, рассуждения;
  • развитие глубинных творческих стремлений, способностей людей, природных талантов;
  • приближение процесса обучения к научному поиску;
  • поощрение творческого выдвижения гипотез, риска в поиске решений проблем;
  • вовлечение человека в процессе обучения, активизацию всех его творческих возможностей, ресурсов для решения проблем;
  • развитие игровых элементов творческой деятельности.

     В среде педагогов-практиков, далеких от вычислительной техники и слабо представляющих ее реальные возможности в учебном процессе, существует скептицизм в отношении использования компьютеров в обучении иностранным языкам. И тем не менее, теоретические и практические разработки в области компьютерной технологии обучения должны вестись с нарастающей силой. И, поскольку стратегический путь человечества в области хранения и переработки информации предопределен компьютерной технологией и машинными носителями информации, “было бы несправедливо по отношению к будущим поколениям, если бы мы не признали ценной роли компьютеров в учебном процессе”2 

Использованная  литература

  1. Бовтенко М.А. Компьютерная лингводидактика: Учебное пособие – М., Флинта: Наука, 2005. – с.3-24
  2. “Вестник МГЛУ”, Концепция использования современных технологий образования при дистанционном обучении иностранным языкам,  выпуск 471, М., 2003. – с.24
  3. Голубева Т.И., Репина С. О. Применение информационных технологий в обучении иностранному языку: Учебное пособие – Оренбург, ГОУ ОГУ, 2004. – с.3, 117

    Электронная книга (http://window.edu.ru/window_catalog/files/r19132/metod519.pdf)

  1. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М., Издательский центр “Академия”, 2003. – с.1-3
  2. Московский ордена дружбы народов государственный лингвистический университет, Сборник научных трудов, выпуск 386. / Обучение иностранным языкам в вузах неязыковых специальностей на современном этапе: проблемы и перспективы, М., 1991 с.96-101
  3. Московский ордена дружбы народов государственный лингвистический университет, Сборник научных трудов, выпуск 385. / Комплексное применение технических средств при обучении иностранным языкам с целью интенсификации учебного процесса в языковых вузах, М., 1991 с. 6-7, 71-71
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Под редакцией Е.С. Полат. – М.: Издательский центр "Академия", 2003. – с.187
  5. Р.К. Потапова. Новые информационные технологии и лингвистика / МГЛУ, М., 2002. – с.396-397, 404-405
  6. Степанова М.М. Использование современных информационных технологий при обучении иностранному языку в магистратуре нелингвистического вуза. // Вопросы методики преподавания в вузе: сборник статей. Выпуск 13 – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. – с.273-277.
  7. Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: Учебное пособие. – М., Филоматис, 2008. – с.188

Информация о работе Использование информационных технологий в обучении иностранному языку