Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 21:17, реферат
Тема групповой динамики — одна из самых актуальных в психологии управления, поскольку всякая организация неизбежно имеет в своем составе самые различные группы. Любая организация — это целенаправленно созданные структуры, находящиеся под контролем ее руководителя. Вместе с тем организация — это и учреждение, где люди, члены организации строят свои взаимоотношения и психологически взаимодействуют друг с другом. Характер этих отношений и взаимодействия оказывает самое существенное влияние на эффективность организации в целом.
1. Понятие групповой динамики.
2. Механизмы групповой динамики.
3. Изучение динамики неформальной группы и ее использование в
сфере управления.
период ознакомления (относительно короткий даже для интернационального состава группы, характеризующийся ориентировочными и исследовательскими реакциями членов группы. Имеют место повышенный интерес друг к другу, сдержанность и корректность поведения);
фаза дискуссии (достаточно продолжительная, в ходе которой члены группы интенсивно общаются, выясняют позиции друг друга по значимым вопросам. В результате возникает структурный контур группы с признаками функционально-ролевой дифференциации и микро коалиций);
фаза ролевой ориентации (завершается складывание группы в целостную систему, обладающую определенными социально-психологическими характеристиками).
Нередко развивающиеся деструктивные процессы носят, как правило, непродолжительный характер и достаточно жестко пресекаются извне.
Изучение динамики неформальной группы и ее использование в сфере управления
Реально управлять неформальной группой можно при условии, что субъект управления располагает точной информацией о наличии такой группы и ее структуре.
Получить точную информацию позволяет групповая социометрия, суть которой на операциональном уровне анализа определяется понятием "выбор". Исходя из особенностей группы, формулируют вопросы, побуждающие членов группы выбирать членов группы в качестве партнеров как для эмоционально-чувственного общения, так и для делового взаимодействия ("для дела", "для души"). Здесь возможен широкий спектр оценок, обусловленный реальным положительным или
отрицательным выбором, положительным или отрицательным предполагаемым выбором. Анализ высказываний дает весьма полезную информацию о количестве выборов или отвержений, полученных каждым членом группы, количестве взаимных выборов или отвержений, количестве оправдавшихся или не оправдавшихся предположении о выборе или отвержении со стороны других членов группы и пр. В конечном счете социометрия выявит лидеров группы, отверженных, микрогруппы и даст другую информацию.
Социометрию можно проводить и с учетом мотивов выборов, что существенно обогатит анализ групповой дифференциации.
Неформальные группы, существующие в рамках организации, могут действовать в направлении интересов и целей организации, против ее интересов и целей и безразлично (индифферентно) по отношению к ним.
Литература
1. ВудкокМ., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя-
практика / Пер. с англ. М., 1991.
2. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М., 1990.
3. Кричевкий Р. Л., Дубовская В. М. Психология малой группы:
Теоретический и прикладной аспекты. М., 1991.
4. Коломенский Я. Л., Березовин Н. А. Некоторые педагогические проблемы
социальной психологии. М., 1977.
5. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М.,
1992. Ч. IV.
6. РобертМ. А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988.
Ч. IV.
7. Санталайнен Т. и др. Управление по результатам. М., 1993.