Интровертированная и экстравертированная установка в теории Юнга

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 17:01, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования заключается в изучении психологических характеристик экстраверсии и интроверсии.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить существующие в научной литературе подходы к проблеме психологических типов личности.

2. Рассмотреть сущность понятий «экстраверсия» и «интроверсия».

3. Провести экспериментальное изучение уровня экстраверсии-интроверсии.

4. Выявить основные свойства, характеризующие типичных экстравертов и интровертов

Содержание

Введение

Глава 1. Понятия экстраверсия-итроверсия

1.1.Общие типы установки

1.2.Основные психологические функции

1.3.Описание психологических типов.

1.3.1Экстравертный тип

1.3.1.1.Экстравертный мыслительный тип

1.3.1.2.Экстравертный чувствующий тип

1.3.1.3Экстравертный ощущающий тип

1.3.1.4Экстравертный интуитивный тип

1.3.2.Интровертный тип

1.3.2.1.Интровертный мыслительный тип

1.3.2.2.Интровертный чувствующий тип

1.3.2.3.Интровертный ощущающий тип

1.3.2.4.Интровертный интуитивный тип

Глава 2. Эмпирическое исследование, направленное на диагностику экстраверсии и интроверсии.

2.1 Цель, гипотеза и задачи исследования

2.2 Методика исследования

2.3 Результаты исследования

2.4 Обсуждение результатов

Заключение

Библиография

Работа содержит 1 файл

Интровертированная и экстравертированная установка.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

  1.3.2.4.Интровертный интуитивный тип.

  Когда интровертная интуиция достигает примата, то ее своеобразные черты, тоже создают своеобразный тип человека, а именно: мистика-мечтателя и провидца, с одной стороны, фантазера и художника с другой. Этот тип имеет в общем склонность ограничивать себя восприемлющим характером интуиции. Интуитивный остается обыкновенно при восприятии, его высшая проблема – восприятие, и, поскольку он продуктивный художник, - оформление восприятия. Естественно, что углубление интуиции вызывает часто чрезвычайное удаление индивида от осязаемой действительности, так что он становится совершенной загадкой даже для своей ближайшей среды. Если он художник, то его искусство возвещает необыкновенные вещи, вещи не от мира сего, которые переливаются всеми цветами и являются одновременно значительными и банальными, прекрасными и аляповатыми, возвышенными и причудливыми. Но если он не художник, то он часто оказывается непризнанным гением, праздно загубленной величиной, чем-то вроде мудрого полуглупца, фигурой для «психологических» романов.Когда интуитив вступает в отношение к своему видению, когда он не довольствуется больше одним только созерцанием, своей эстетической оценкой и формированием, а доходит до вопроса «какое это имеет значения для меня или для мира?», «что из этого вытекает для меня для мира в смысле задания или обязанностей?», то возникает некоторая моральная проблема восприятия. Морально установленного интуитива занимает значение его видений, он заботится не столько об их дальнейших эстетических возможностях, сколько об их возможных моральных воздействиях, вытекающих для него из их содержательного значения. Его суждение дает ему возможность познать, что он, как человек, как целое, каким-то образом вовлечен в свое видение, что оно есть нечто такое, что может не только созерцаться, но и что хотело бы стать жизнью субъекта. Он чувствует, что его познание возлагает на него обязанность претворить свое видение в свою собственную жизнь. Но так как он преимущественно и главным образом опирается только на видение, то его моральная попытка выходит односторонней: он делает себя и свою жизнь символической, хотя и приспособленной к наличию фактической действительности. Тем самым он лишает себя способности воздействовать на нее, ибо он остается непонятным. Его язык не тот, на котором все говорят; он слишком субъективен. Его аргументам не достает убеждающей рациональности. Он может лишь исследовать или возвещать. Он – глас проповедника в пустыне.

  Ощущающий и интуитивный интровертные типы К.Г. Юнг относил к иррациональным типам. 
 
 
 
 
 
 
 

  В заключение данной главы можно сделать  вывод о том,  что, несмотря на существование множества теорий психологических типов, эта область знаний остается малоизученной. За последние годы получено не так много данных о связи экстраверсии и интроверсии с другими психологическими чертами личности, с типами темпераментов. Существует также много трудностей в установлении типологической основы человека. Например, тот случай, когда люди уже "подустали" жить со своей доминантной установкой. Они часто уверяют с абсолютной искренностью, что являются типом совершенно противоположным тому, к которому они принадлежат на самом деле. В связи с этим возникают различные проблемы в определении типа личности, к которому принадлежит данный человек. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Эмпирическое исследование, направленное на диагностику  экстраверсии и интроверсии.

      1.2 Цель, гипотеза и  задачи исследования

      Целью данного исследования является изучение психологических характеристик  экстраверсии и интроверсии.

      В связи с такой постановкой  цели можно выделить основные задачи данного эмпирического исследования являются:

      1. Провести экспериментальное изучение  уровня экстраверсии-интроверсии.

      2. Выявить основные свойства, характеризующие  типичных экстравертов и интровертов. 

      2.2 Методика исследования

      Испытуемые.  Диагностика проводилась на 10 испытуемых, среди которых 100% женщины. Минимальный возраст – 19 лет, максимальный – 21 год. Все испытуемые имеют неоконченное высшее образование, обучаются на 2 курсе факультета психологии и социальной работы Российского государственного университета им.И.Канта

      Используемая методика. Для диагностики свойств экстраверсии – интроверсии использовалась следующая методика:

      1) Методика определения типа характера  по К. Юнгу (Райгородский Д.Я., 2003.)

      Цель  методики: выявление типологических особенностей личности (экстраверсия/интроверсия).

      Процедура проведения: Методика содержит 20 вопросов. Предлагается дать ответ на поставленный вопрос и выбрать вариант ответа «а» или «б».

      Инструкция: «На каждый вопрос имеется два варианта ответов. Необходимо выбрать тот вариант, который Вам больше подходит, и поставить в бланк букву, обозначающую этот ответ».

      Обработка результатов производится по ключу. При совпадении с ключом начисляется 1 балл.

      Ключ  к методике «Типология личности».

      О Вашей экстраверсии говорят следующие  варианты ответов: 1б, 2а, 3б, 4б, 5а, 6б, 7а, 8б, 9а, 10б, 11а, 12б, 13а, 14б, 15а, 16а, 17а, 18а, 19б, 20а.

      Подсчитывается  количество совпавших ответов и  умножается на 5.

      Баллы 0-35 – интроверсия

      Баллы 36-65 – амбиверсия

      Баллы 66-100 - экстраверсия 

      2.3 Результаты исследования.

      При диагностике экстраверсии/интроверсии  по методике определения типа характера  К.Юнга были получены следующие данные, что 50% испытуемых (5 человек) – экстраверты, 20% (2человек) – амбиверты, 30% (3 человека) – интроверты.

      2.4. Обсуждение результатов

      Исходя  из результатов, полученных при экспериментальном  исследовании уровня экстраверсии-интроверсии, можно сказать, что цель по изучению данных психологических характеристик  достигнута.

      Но  для интерпретации результатов  целесообразно сначала выделить основные свойства экстравертов и интровертов.

      Характеризуя  типичного экстраверта, можно отметить его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Также  ему свойственны импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность и высокая социальная адаптивность. Он предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Экстраверты обычно обладают внешним обаянием, прямолинейны в суждениях, ориентируются на внешнюю оценку. Чувства и эмоции их не имеют строгого контроля, поэтому они склонны к рискованным поступкам. Экстраверты хорошо справляются с работой, требующей быстрого принятия решений.

      Типичный  интроверт – это спокойный, застенчивый  человек, склонный к самоанализу. Также  ему присущи необщительность, социальная пассивность и затруднения к социальной адаптации. Он сдержан и отдален от всех, кроме близких людей. Интроверт планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Такие люди лучше всего справляются с монотонной работой, они более осторожны, аккуратны и педантичны.

      Анализируя  данные по выше представленной методике диагностики экстраверсии-интроверсии, можно сказать, что большинство опрошенных (50%) являются экстравертами, и только 30% испытуемых - интровертами.

      Экстраверсия  и интроверсия тесным образом  могут быть связаны с темпераментом  человека. Для сангвинического  и  холерического типов темперамента характерны многие свойства и особенности, типичные для экстравертов, а для меланхолического и флегматического типов – свойства интровертов. Следовательно, можно сделать предположение о том, что большинство опрошенных являются сангвиниками или холериками по типу темперамента.

      Но  следует также помнить о том, что никто не является интровертом или экстравертом в чистом виде. Конечно, каждый человек развивает в себе одну из установок более чем другую, но противоположная установка в нем все равно потенциально сохраняется.

Заключение 

    Подводя итог по всей проведенной работе, можно сказать, что тема экстраверсии и интроверсии в психологии еще мало изучена. Существует еще множество пробелов, которые следовало бы заполнить для более широкого понимания данных типологических особенностей личности и применения этих знаний на практике.

    Как показывают результаты теоретического и эмпирического исследования моей работы, тема природы экстраверсии и интроверсии в психологии не теряет своей важности в настоящее  время. Исследования в этой области  могут помочь людям в определении типа их темперамента и тех черт характера, которые для них являются наиболее важными, которые определяют их поведение в определенных ситуациях. Эти данные незаменимы в области личностного роста и самосовершенствования. Они также имеют значение при выборе будущей сферы профессиональной деятельности.

    Практическая  значимость исследования состоит в  возможности применения его результатов  в процессе подготовки специалистов. Используемая методика для выявления типологических особенностей личности может использоваться для решения практической задачи отбора специалистов в различных областях деятельности или при составлении тестов на профориентацию. 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

1. Большой психологический  словарь / Ред. В.П.Зинченко, Б.Г.  Мещеряков. - М.: Прайм-Еврознак, 2006. – 672с.

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник  по психодиагностике. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2005. – 520с. 

3. Основы психологии: Приктикум /Ред. Л.Д. Столяренко. – Изд-е 6-е, дополн. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 704 с.

4. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие /Ред. Д.Я. Райгородский. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003. – 672с.

5. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: в 3 кн. / Ред. Р.С. Немов. – 4-е изд. – М.: «ВЛАДОС», 2004. – Кн. 1. Общие основы психологии. – 687с.
6. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. – М.: Эксмо-Пресс, 2000. – 592с.
7. Хьелл Л.,Зиглер Д. Теории личности: основные положения, исследования и применение. - СПб.: Питер, 2006. – 607с.
8. Юнг К.Г. Аналитическая психология. – М.: АСТ, 1997. 320с.
9. Юнг К.Г. Психологические типы. – М.:АСТ, 2006. – 761с.
Приложение

    В приложении содержатся бланков ответов  по методики эмпирического исследования. 

Информация о работе Интровертированная и экстравертированная установка в теории Юнга