Интернаты для престарелых и проблеммы соц помощи

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 19:51, реферат

Описание работы

Проблемы социальной работы с пожилыми людьми в настоящее время находятся в центре внимания многих социальных институтов, социальных и исследовательских программ, направленных на обеспечение приемлемого уровня жизни пожилых людей. Перспективным направлением деятельности центров социального обслуживания является расширение спектра социальных услуг, внедрение инновационных технологий социальной работы с пожилыми гражданами. Новые возможности в совершенствовании работы ЦСО открывает деловое сотрудничество со специализированными научными учреждениями и лабораториями, а также с учебными заведениями, готовящими социальных работников и специалистов по социальной работе. Анализ литературы по теме показал, что социальная работа с пожилыми людьми находится во всеобщем внимании, как законодателей, так и социальных служб. Вместе с тем в теории и практике социальной работы в большей степени уделяется внимание традиционным технологиям в работе с пожилыми гражданами, нежели инновационным.
Научные труды, посвященные исследованию специфики проблем социальной работы с пожилыми людьми отражены в работах С.А. Беличевой, С.И. Григорьева, В.И. Жукова, И.Г. Зайнышева, И.А. Зимней, , В.М. Капицина, А.И. Ляшенко, В.А. Никитина и др.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….....2
1. Социальное положение и психологические особенности пожилых людей…………………………………………………………………………………2
2. Социальное попечительство над пожилыми людьми………………….....3
3. Социальная реабилитация пожилых в домах-интернатах…………….....4
4. Проблемы психосоциальной помощи пожилым в доме-интернате….....10
Заключение………………………………………………………………………...11
Список используемой литературы……………………………………………12

Работа содержит 1 файл

Интернаты для престарелых и проблеммы соц помощи.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

    Из  мероприятий по организации  досуга наиболее часто используются те, которые адресуются к пассивному восприятию: просмотр кинофильмов, присутствие на лекциях, концертах. Хотя эти мероприятия не побуждают пожилых людей к активной деятельности, они оказывают активное эмоциональное воздействие: скрашивают досуг, дают тему для общения, в известной мере объединяют и приобщают к искусству.

    В домах-интернатах осуществляются мероприятия  по вовлечению пожилых людей в общественно-полезную, активную деятельность: дежурства у входа, у телефона, на жилых этажах, работа в культурно-бытовых комиссиях, участие в художественной самодеятельности.

           Ситуация в стационарных учреждениях социального обслуживания сложилась к настоящему времени следующим образом: все учреждения обеспечены мягкой мебелью (диваны, кресла современного стиля), что располагает к покою, отдыху, а следовательно, к малоподвижному образу жизни, что с психофизиологических позиций не может быть признано полезным в преклонном возрасте. Подобного рода образ жизни способствует угасанию психической деятельности, ослаблению физического здоровья. С целью создания физически действенной среды, способствующей социально-реабилитационным целям в отношении пожилых и старых людей, необходимо более полное оснащение реабилитационным оборудованием кабинетов лечебной физкультуры, комнат трудовой занятости, создание помещений для активного досуга. 
 

    4. Проблемы психосоциальной помощи пожилым в доме-интернате. 

    Поступление в дом-интернат пожилого человека —  специально организованное мероприятие социальной помощи пожилым. Подобное решение человек принимает под влиянием как объективных, так и субъективных причин. Это имеет отношение к пожилым людям, живущим одиноко или в семье родственников. Решение поселиться в доме-интернате пожилой человек принимает, столкнувшись с затруднениями при обслуживании самого себя. В одном случае это результат альтруистической установки пожилого человека предоставить возможность молодым членам семьи освободиться от тягот, связанных с уходом, в другом — это следствие несложившихся отношений с родственниками и т.д. Боязнь еще большей физической слабости, возможных болезней способствует принятию подобного решения. Субъективное отношение к оценке своего физического и материального состояния, личные установки на выполнение чисто хозяйственных бытовых дел, различное отношение к одиночеству определяют тот факт, что состав домов-интернатов оказывается крайне различным. Однако в определенной своей части он представлен пожилыми людьми, которые в состоянии самостоятельно обслужить себя и обладают достаточным физическим здоровьем.

    В широком смысле все эти пожилые  люди — резиденты домов-интернатов — оказались неспособными адаптироваться к новым условиям жизни и избрали институциональную социальную помощь и опеку как новый образ жизни.

    Все исследователи отмечают, что поступление  в дом-интернат, изменение привычной жизнедеятельности является критическим моментом в жизни пожилого человека. Непредвиденные ситуации, новые люди, непривычная обстановка, неясность социального статуса — эти жизненные обстоятельства заставляют человека приспосабливаться не только к внешнему окружению, но и реагировать на изменения, происходящие в нем. Перед пожилыми людьми встает вопрос оценки себя, своих возможностей в изменившейся ситуации. Как отмечают многие авторы, процесс перестройки личности происходит очень болезненно и сложно. Переезд в дом-интернат ведет к резкому изменению привычных способов адаптации, что наряду с социальной изоляцией увеличивает риск возникновения различных заболеваний и даже смертельных исходов у пожилых людей.

    Часто решение о переезде принимается  во время кризиса, например, после того, как пожилой человек попадает в больницу, или во время эмоционального стресса, который человек испытывает в состоянии горя или тяжелой потери. Поэтому не вызывают удивления результаты исследований, согласно которым большинство пожилых людей не планировали переезжать в стационары, а затем смирились с такой необходимостью.

    Процесс перехода на постоянное социальное и  медицинское обслуживание обесценивает взгляды пожилых людей. Они рассматривают его как свою неспособность справляться со своей жизнью, они становятся в своих глазах людьми, чья компетентность не внушает доверия. Тем самым, как отмечает Т. Бут (Booth), они вынуждены играть роль, которая приписывается им этим институтом: учиться приспосабливать свое поведение к формальной рутине повседневной жизни и соответствовать всем ожиданиям обслуживающего персонала стационаров. Безразличие и покорность, стимулируемые жизнью в стационарах, ведут к уступчивости пожилых людей, о которой они не задумываются. Недостаток возможностей для выражения индивидуального выбора или личной ответственности в своей жизни ведет к тому, что проживающие в домах-интернатах становятся инертными и беспомощными, их навыки и умения атрофируются.      Другой негативный фактор — это зависимость от обслуживающего персонала. Она вызывает страх «возмездия» за возможные выражения недовольства или жалобы со стороны пожилых, за то, что нормальную критику сочтут похожей на черную неблагодарность. Очень трудно пожилым людям решиться высказать жалобу, если они не имеют никакого выбора. Поэтому, у пожилых людей существует тенденция давать высокую оценку удовлетворенности буквально по всем пунктам во время опросов.

    В настоящее время пожилые люди обычно не имеют представления о том, что их ожидает после переезда в стационар, кроме случаев, если у них имеется возможность сравнить качество ухода в нескольких домах. Убежденность и вера в то, что они, переехав в дом-интернат, больше не имеют прав, и их явная пассивность провоцируются замкнутостью стационарной жизни

    Таким образом, прогресс в секторе институционального ухода будет зависеть от того, насколько резиденты могут свободно выражать свое собственное мнение. Когда они избавлены от зависимости от обслуживающего персонала, то имеют больше свободы в действиях, их бессилие и ранимость не подвержены столь суровым испытаниям, они не уступают мнениям тех, кто принимает решения за них. В связи с этим возникает проблема — будет ли обслуживающий персонал относиться с доверием и уважением к резидентам, если те говорят все то, что чувствуют и думают.

    Исследования, проведенные с целью изучения обращения с пожилыми людьми в домах-интернатах и больницах, позволили выделить типичные ошибки в поведении персонала, ухудшающие состояние пожилых пациентов:

    - манипулирование ложью вместо того, чтобы честно рассказать пациентам об их болезни;

    - выполнение какой-либо работы за пожилых из-за их медлительности вместо того, чтобы предоставить им возможность делать это самим;

    - сюсюканье, использование детского языка, обращение с пожилыми как с малолетними;

    - постоянное напоминание и обвинение, что они невыносимы;

    - игнорирование, холодность в обращении вместо того, чтобы адекватно реагировать. 
 

Заключение.

     

        Поступление в дом-интернат, изменение  привычной жизнедеятельности является критическим моментом в жизни пожилого человека. Непредвиденные ситуации, новые люди, непривычная обстановка, неясность социального статуса – эти жизненные обстоятельства заставляют человека не только приспосабливаться к внешнему окружению, но и реагировать на изменения, происходящие в них самих. Перед пожилыми людьми встает вопрос в оценке себя, своих возможностей в изменившейся ситуации. Процесс перестройки личности происходит очень болезненно и сложно. Одним из главных свойств стареющих людей является психологическая уязвимость и нарастающая неспособность справляться с различными стрессами. Поэтому пожилые люди отличаются особой чувствительностью к проявлению внимания, морально-психологической поддержке.

        В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

    - главной  формой социального попечительства над пожилыми людьми, неспособными в полной мере (или вообще) осуществлять свои права и выполнять свои обязанности по состоянию здоровья, является функционирование системы домов-интернатов;

    - для того чтобы работать с пожилыми людьми, нужно знать их социальное положение (в прошлом и настоящем)   особенности психики, материальные и духовные потребности, и в этой работе опираться на науку, данные социологических, социально-психологических, социально-экономических и других видов исследований;

    - особое место должно быть отведено индивидуальной программе социально-психологической адаптации пожилого, проживающего в доме-интернате;

    - групповая психокоррекционная работа должна проводиться с использованием дискуссионных групп, групп общения, тренинга умений, релаксационных групп;

    - цель организации занятости пожилых людей — восстановить, оживить, стимулировать затухающую деятельность и движение, что будет способствовать насыщению жизни осмысленным содержанием и продлению самой жизни;

    - при соответствующем отношении к пожилым людям со стороны государства, общественных и других объединений и организации общества в целом их жизнь может быть достаточно полноценной.

        Гиподинамия, малоподвижный образ  жизни, сознательный уход от  деятельности, связанной с подвижностью, интеллектуальной и эмоциональной нагрузкой, отрицательно называется как на соматическом, так и на психологическом статусе пожилого человека. Теперь уже установлено, что психически и интеллектуально активные люди, физически подвижные стареют гораздо медленнее. Происходит как бы обоюдный процесс: деятельность препятствует старению, а старение замедлятся при наличии активного образа жизни.

В связи  с этим при организации образа жизни, занятости пожилых людей в домах-интернатах целесообразно сметать акценты, рекомендовать терапию движением, трудовой занятостью, использование методов лечебной физкультуры.  
 

    Список  литературы 

    1. Поднебесная Е.Б. Пожилые люди в интернате // Психология зрелости и старения, № 1 (25), 2004г.
    2. Фролов Ю.И., Дементьева Н.Ф., Поднебесная Е.Б. Проблема психологической адаптации пожилых людей в домах 2001
    3. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002.

Информация о работе Интернаты для престарелых и проблеммы соц помощи