Интермодальные ощущения и синестезия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:38, контрольная работа

Описание работы

 Возможность интермодальных и переходных форм чувствительности.
 Вибрация является типичным интермодальным ощущением.
 Неспецифическая световая чувствительность – позможность формирования нового типа чувствительности с помощью создания установки.
 Синестезия – возникновение ощущения определенной модальности под воздействием раздражителя другой модальности.
 Синестезия может возникать в явной и неявной формах.
 Синестезии редко возникают в ситуации нормального предметного восприятия.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по общей психологии.doc

— 73.00 Кб (Скачать)


 

Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. «Психология восприятия»

 

Интермодальные ощущения и синестезия

 

      Возможность интермодальных и переходных форм чувствительности.

      Вибрация является типичным интермодальным ощущением.

      Неспецифическая световая чувствительность – позможность формирования нового типа чувствительности с помощью создания установки.

      Синестезия – возникновение ощущения определенной модальности под воздействием раздражителя другой модальности.

      Синестезия может возникать в явной и неявной формах.

      Синестезии редко возникают в ситуации нормального предметного восприятия.

 

 

 

 

 

 

Вудвортс Р. «Экспериментальная психология»

 

 

 

Эксперимент Бине.

 

Смысл эксперимента: Выявление возможности одновременного осуществления двух актов внимания в позновательной деятельности с помощью осуществления эксперимента Бине.

 

Эксперимент: Нажатие испытуемым на две груши разными руками с различной ритмичностью.

 

Итог эксперимента: Одновременное осуществление двух актов внимания в познавательной деятельности, если и имеет место, то не часто…

 

 

 

Эксперимент Вебера (1929)

 

Смысл эксперимента: Возможность преодоления человеком отвлекающих факторов по эксперименту Вебера.

 

Эксперимент: Применение музыкального фона или хорошего рассказа, как отвлекающий фактор при выполнении задания.

 

Итог эксперимента: Преодоление отвлечений внимания состоит в отстранении отвлекающих факторов или в положительном сосредоточении на работе.

 

 

Зинченко П.И. «Непроизовльное запоминание и деятельность»

 

 

 

Смысл эксперимента: Доказательство факта зависимости непроизвольного запоминания от деятельности человека.

 

Методика исследования: Материалом послужили 15 карточек с изображениями предметов, 12 из которых подвергались классификации на 4 группы, так же на карточках было указано число.

 

Первый опыт: Испытуемые работали с изображениями на карточках, согласно которым после проведения опыта нужно было припомнить что же изображено на карточке.

Согласно цели этого опыта предметы должны были запомниться, а числа – нет.

 

Второй опыт: Испытуемые работали с числами на тех же самых карточках, которые во время проведения эксперимента были разложены в произвольном порядке, согласно их нумирации, которые следовало разложить после в порядке возрастания.

Согласно цели этого опыта числа должны были запомниться, а предметы – нет.

 

Итог эксперимента: Предметы внимания в обоих опытах были разными по важности, первые – активными, вторые – пассивными.

Деятельность с объектами является основной причиной непроизвольного запоминания их.

 

 

 

 

 

 

 

Маслоу А.Г. «О самоактуализации и о том, что выходит за ее пределы»

 

 

       Изучение самоактуализации А. Маслоу  было начато в результате восхищения Рут Бенедикт и Макса Вертхаймера.

В процессе описания этих личностей Абрахам понял, что у них обоих много общего.

В дальнейшем он начал замечать, выделенные им, качества и в других людях.

Благодаря публикациям А. Маслоу появилось еще несколько исследователей, которые подтвердили, полученные им, данные.

 

Ценности бытия.

       Самоактуализированные люди увлечены тем, что не относится непосредственно к насущным запросам их существа.

       Они трудятся по призванию судьбы.

       Они посвящают себя поиску, лежащих в основе всего, ценностей, которые не могут быть подчинены никаким другим.

       К таким ценностям относятся: истина, красота, добродетель, простота…

 

Метапотребности и метапатология.

       Ценности бытия выступают в роли потребностей (метапотребности).

       Большинство из метапотребностей не были адекватно описаны (метапатологии).

       К метапатологиям относится угнетение духа.

 

Пути к самоактуализации.

       Самоактуализая – всепоглощающее переживание с полной концентрацией и абсолютной погруженностью в него.

       Жизнь может быть представлена как бесконечная череда выборов, где самоактуализация – процесс, благодаря которому каждый из выборов мы совершаем в пользу личностного роста, что и есть движение к самоактуализации.

       В человека всегда что-то заключено, и он уже состоялся в своей «хрящевой» структуре.

Современный человек привык прислушиваться к голосу других в себе.

       Каждый раз, принимая на себя ответственность, человек самоактуализируется.

       При чувстве приближения страха – всегда следует решаться быть мужественным.

       Самоактуализация – работа над тем, к чему человек стремится. Необходимо хотеть в наибольшей степени раскрыть свои возможности.

       Человеку следует выработать новый способ коммуникации (метапедагогика).

       Вскрыв свою сущность, человек обнаружит и собственную прихопатологию.

 

 

 

 

 

 

 

Бернс Р. «Я – концепция ребенка и поведение родителей»

 

 

       В первые пять лет жизни у человека формируется структура личности, закладываются основы я-концепции.

       Факт влияния поведения родителей на Я-концепцую ребенка очевиден так, как родители служат моделями для подражания.

       Стотт был первым, кто выделил тип семейной ситуации, способствующей формированию положительной Я-концепции.

 

 

Исследование Куперсмита.

       Решающий фактор формирования самооценки – отношения ребенка в семье.

 

Смысл эксперимента: Лонгитюдное исследование повышения самооценки у детей.

Эксперимент: Беседа с матерью, состоящая из нескольких вопросов, касающихся периода роста ребенка и общего состояния семьи и беседа с ребенком, где приводились высказывания, относительно которых испытуемый должен был согласиться или не согласиться.

Так же был проведен опрос учителей, по вопросам которого те должны были оценить ребенка по пятибалльной шкале.

Итог эксперимента: По согласованию всех полученных данных, их соответствие было равно 90%.

Самооценка матери влияет на выбор мужа и, таким образом, определяет уровень гармоничности семейных отношений.

 

 

Условия формирования низкой самооценки.

 

       Успешность, достигаемая умением подстраиваться под желания других людей, ведет к формированию низкой самооценки.

       Стремление родителей поставить ребенка в подчиненное положение ведет к снижению самооценки.

 

 

Условия формирования средней самооценки.

 

       Родители в таких семьях склонны занимать по отношению к детям покровительственную позицию.

       Приобретение самостоятельного личного опыта вне дома у детей ограничивается.

       Дети данной группы больше ориентируются на мнения других людей о себе.

 

 

Условия формирования высокой самооценки.

 

       Высокая самооценка развивается у детей в семьях, отличающихся сплоченностью и солидарностью.

 

 

Для развития у ребенка положительной Я-концепции родители в своих действиях должны быть уверенными и последовательными.

 

 

 

 

 

 

 

Ильин Е.П. «Эмоции и чувства. Тревожные»

 

       Высокая тревожность – выраженное эмоциональное свойство личности, предрасполагающее к частным проявлениям состояния тревоги. (Спилбергер, 1966)

       Тревожность – высокая эмоциональная возбудимость в угрожающей ситуации. (Мерлин В.С., 1973)

       Тревожность – комплекс отрицательных эмоций: страх, гнев и печаль. (К. Изард)

       Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности.

       Полезная тревожность – оптимальный уровень тревожности каждого человека.

       Высокая тревожность – оценка объективно не опасных явлений, как угрожающих.

       В 1972 году Д. Саразон ввел понятие «тестовой» тревожности.

       Тревожность связана с активностью лобных долей.

 

 

Психологические и психофизические особенности высокотревожных.

 

       В 1979 году О.Г. Мельниченко показал, что для высокотревожных личностей характерны: эмоциональная неуравновешенность, робость, неуверенность в себе, напряженность, высокий нестабильный уровень притязаний.

       Согласно данным Астахова Р.Л. (2000) – тревожность имеет связь с показателями шихотимии, покорности, озабоченности, сентиментальности, негативизма, подозрительности и страха.

       По Небылицыну (1966) – лица со слабой нервной системой более склонны к тревожности, чем лица с сильной нервной системой.

 

Возрастно-половые особенности тревожности.

 

       В исследовании Н.В. Бирюковой (1976) выявлено, что больше всего школьников с высоким нейротизмом девочек 7-8 и мальчиков 9-10 лет.

Это связано с адаптацией к новой непривычной обстановке и школьному обучению, которая, согласно исследованию, быстрее проходит у девочек.

 

 

Эффективность общения у высокотревожных.

 

       А.В. Никитина изучала проблемы, возникающие в общении со сверстниками, детей 11 лет с разной тревожностью.

       Высокая тревожность создает проблемы в общении.

 

 

Эффективность деятельности тревожных.

 

       Уровень тревожности может способствовать обучению.

       Н.А. Курдюкова (1997) выявила, что у учащихся 10-11-х классов с высокой тревожностью хуже, чем у учащиеся с низкой.

       По данным Ч. Спилбергера: студенты с высокой тревожностью в четыре раза чаще отчисляются из колледжа.

       Исследование Е.А. Сидорова (1983) – чем ниже активность школьников на уроках физкультуры – тем выше уровень тревожности.

       Р. Кэттелл и И. Шрейер показали, что высокий уровень тревожности снижает успешность профессиональной деятельности.

       По данным Ю.А. Цыгарелли (1979): личностная тревожность отрицательно влияет на деятельность музыкантов во время выступлений.

       По данным Н.П. Фетискина (1981): лица с высокой тревожностью менее устройчивы к монотонной работе, чем лица с низкой тревожностью.

      Все зависит от вида деятельности, которой занимается человек.

      Тревожность оказывает влияние на стиль деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Быков А.В., Шульга Т.И. «Экспериментальное исследование волевой регуляции на макрогенетическом уровне»

 

 

Характеристика становления мотивационно-целевого звена волевой регуляции.

 

       Основными компонентами становления мотивационно-целеуого звена волевой регуляции являются мотивы и цели, где их показателями представлены сила мотива и цели.

       По методикам «Замри» и «Динамоментрия» были выявлены показатели силы мотива и цели в физической деятельности.

       По методике «Нерешаемая задача» были выявлены показатели в интеллектуальной деятельности.

       Полученные в ходе методик, данные свидетельствуют о том, что время выполнения заданий учащимися значительно увеличивается с возрастом испытуемых.

       Исследования А.В. Запорожца и Я.З. Неверовича показали, что овладение произвольными действиями и движениями может служить критерием волевой и произвольной регуляции.

       Наиболее выражено возрастают показатели в младшем школьном возрасте.

       Чем значимее мотивы у детей при выполнении деятельности, тем выше результативность как в физическом, так и в интеллектуальном плане.

       В послеподростковом и подростковом возрастах тенденция роста силы мотива выражается менее демонстративно.

Информация о работе Интермодальные ощущения и синестезия