Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 13:30, контрольная работа
Воображение — это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, то есть процесс преобразующего проецирования действительности.
1. Воображение: понятие, функции, виды, приемы, характеристика…………………...3
2. Взаимосвязь воображения с другими психическими процессами……………………8
2.1 Воображение и ощущения....…………………………………………………...8
2.2 Воображение и восприятие………………………….……………………….....9
2.3 Воображение и память………………………………………………………...10
2.4 Воображение и мышление…………………………………………………….11
2.5 Воображение и речь.…………………………………………………………...14
2.6 Воображение и эмоции………………………………………………………...14
3. Развитие творческого потенциала личности………………………………………….15
4.Заключение………………………………………………………………………………19
5.Список литературы……………………………………………………………………...20
Контрольная работа
Тема 22. Интеллектуальный процесс: воображение
Факультет “МЭО”
Группа МА(бз) – 11
Ерошенко Артём Дмитиревич
1115012-бз
Содержание
1. Воображение: понятие, функции, виды, приемы, характеристика…………………...3
2. Взаимосвязь воображения с другими психическими процессами……………………8
2.1 Воображение и ощущения....………………………………………………
2.2 Воображение и восприятие………………………….………………………
2.3 Воображение и память………………………………………………………...
2.4 Воображение и мышление…………………………………………………….1
2.5 Воображение и речь.…………………………………………………………...
2.6 Воображение и эмоции………………………………………………………...
3. Развитие творческого потенциала личности………………………………………….15
4.Заключение………………………………………………
5.Список литературы……………………………………………………
1.Воображение: понятие, функции, виды, приемы, характеристика
“Воображение, это самое главное.
Оно является отражением того, что мы притягиваем в свою жизнь”
А. Эйнштейн.
Воображение — это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, то есть процесс преобразующего проецирования действительности.
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций.
Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.
Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.
Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами.
Наконец, пятая функция – это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценки их правильности, процесса реализации.
С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны также факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела.
Виды воображения |
Непроизвольное (Пассивное) |
Произвольное (Активное) |
Мечта |
Творческое |
Воссоздающее |
Таблица 1 – Виды воображения
Непроизвольное воображение его еще называют пассивным или непреднамеренным воображением - это создание новых образов без каких-либо внешних возбудителей. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.
Произвольное воображение или, как его еще называют активное или преднамеренное воображение - это создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности.
Мечта или мечтание - это построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться. Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются следующими особенностями:
ярким, живым, конкретным характером, со многими деталями и частностями;
слабой выраженностью конкретных путей к осуществлению мечты, воображением этих путей и средств в самых общих чертах в виде некоторой пока еще тенденции);
эмоциональной насыщенностью образа, его привлекательностью для мечтающей личности;
стремлением соединить мечты с чувством уверенности в ее осуществимости, со страстным стремлением к претворению ее в действительность.
Творческое воображение - это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека (в искусстве, науке и т.п.). Писатели, художники, скульпторы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах, прибегают к творческому воображению. Они не просто фотографически копируют жизнь, а создают художественные образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в ее наиболее ярких и обобщенных чертах. Вместе с тем в этих образах отражаются личность писателя, художника, его мировоззрение, понимание окружающей жизни, особенности присущего ему художественного стиля.
Воссоздающее воображение или репродуктивное воображение - это воображение на основе прочитанного или услышанного. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался. Например, он никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, может себе представить море в более или менее ярких и полных образах
Воображение представляет собой приемы изменения и преобразования человеком своих представлений на основе:
Вычленения из целостного образа предмета какого-либо его элемента или свойства. Таково, например, представление одной формы каменного орудия как пригодной для резания, другой - как колющей; представление о величине палки как средстве удлинить руку;
Изменения величины, размеров объектов в сторону преувеличения (гипербола) или преуменьшения ее по сравнению с действительными и создание таким путем всевозможных фантастических образов (великанов, гномов и т.д.);
Соединения в своем воображении вычлененных из разных объектов их частей или элементов и создание таким путем мысленного образа, представления нового, не существовавшего ранее в природе предмета (сфинкс у древних египтян, человеко-бык у ассирийцев, кентавр у древних греков);
Конструирования предмета в связи с его назначением, например копья; мысленное наделение этого орудия свойствами поражения цели издалека (метание) или вблизи (нанесение удара, мощного укола) и в связи с этим придание особой формы каждому из этих орудий (легкий дротик и тяжелое копье);
Мысленного усиления какого-либо свойства или качества, придания этому свойству несоразмерно большего или особого значения в характеристике объекта (хитрость у лисы, трусость у зайца); переноса на другие объекты (вождь племени хитер, как лиса; враги трусливы, как зайцы);
Мысленного ослабления какого-либо свойства или качества предмета, в более сильной степени приводящее к построению контрастного образа, наделенного свойствами, прямо противоположными исходному (многие персонажи народного эпоса, сказок);
Создания нового образа в результате обобщения черт, наблюдавшихся у ряда сходных объектов (типизация образа в художественной литературе; например, литературные герои Онегин, Печорин, Обломов, Самгин, Корчагин и другие наделены чертами, типичными для той эпохи, того класса, выразителями которых они являются).
Воображение | ||
Представляет собой приемы изменения и преобразования представлений |
Вычленение образа предмета | Изменение величины объекта | Соединение частей объектов | Конструирования предмета, явления. |
Мысленное усиление обратов | Перенос на другие объекты | Мысленное ослабление образов | Создание новых образов на основе обобщения |
Физиологические основы воображения | ||
Составляют Остаточные формы процессов |