Интеллектуальное развитие в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования это определение уровня интеллекта у старших школьников; исследование типа влияния уровня интеллекта на школьную успеваемость.

Работа содержит 1 файл

Kursovaya_Yurchyonkova_V.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

 

Как видно из выше приведенных данных в таблице 2.2 у обследуемых юношей преобладает низкий уровень развития интеллекта – 33,4%. Высокий уровень развития интеллекта не выявлен.

У обследуемых девушек преобладает низкий уровень развития интеллекта – 33,4%. Высокий уровень развития интеллекта у обследуемых девушек показали 9,5%. Средний уровень развития интеллекта у обследуемых девушек показали – 14.2%.

Наглядно результаты исследования уровня развития долговременной памяти показаны в ниже приведенном рис. 2.3

 

 

Рис. 2.3 График исследования интеллекта.

 

Таким образом, исследуемый параметр – интеллект, лучше выражен у девушек, чем у юношей.

Вторым этапом нашего исследования было изучение успешности обучения по школьному журналу успеваемости.

Таблица 2.4

Количественные и качественные показатели уровня школьной успеваемости

Уровни развития

Юноши

Девушки

Абсолютное значение

 

%

Абсолютное значение

 

%

Высокий

2

9,5

5

23,7

Средний

7

33,4

7

33,4

Низкий

0

0

0

0


 

Как видно из выше приведенной таблицы 2.4 видно, что у юношей преобладает средний уровень школьной успеваемости – 33,4%. Высокий уровень школьной успеваемости, у обследуемых юношей, показали 9,5%. Низкий уровень школьной успеваемости, у обследуемых юношей никто не показал.

У обследуемых девушек преобладает средний уровень школьной успеваемости – 33,4%. Высокий уровень школьной успеваемости, у обследуемых девушек, показали 23,7%. Низкий уровень школьной успеваемости из девушек никто не показал.

Наглядно результаты исследования уровня школьной успеваемости показаны в ниже приведенном рис 2.5

Рис. 2.5 Уровень школьной успеваемости в исследуемой группе.

Для подтверждения гипотезы нашего исследования мы провели статистическую обработку данных.

Статистический анализ результатов исследования

Для обработки результатов исследования мы сочли целесообразным использовать корреляционный анализ, так как данный критерий отражает изучаемую нами зависимость.

 

Корреляционный анализ мы рассчитывали по формуле Пирсона:

 

 

 

 

Расчет по формуле Пирсона проводили в MS EXCELL.

Исходя из полученных результатов мы получили коэффициент корреляции r=0,79, что свидетельствует о наличии значимой корреляционной связи между уровнем интеллекта и уровнем школьной успеваемости учащихся школы, то есть чем выше уровень интеллекта, тем выше уровень школьной успеваемости, что видно наглядно на приведённом ниже рисунке 2.6

 

Рис. 2.6 Корреляционная связь между уровнем интеллекта и уровнем школьной успеваемости учащихся

 

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась на математическом уровне.

 

Проведенное исследование позволило сделать нам следующие выводы:

Результаты исследования уровня интеллекта показывают, что в данной группе высокий уровень развития интеллекта показали 9,5%, средний уровень развития интеллекта показали 23,7%, а низкий уровень развития интеллекта показали 66,8% испытуемых.

У юношей преобладает средний уровень школьной успеваемости – 33,4%. Высокий уровень школьной успеваемости, у обследуемых юношей, показали 9,5%. Низкий уровень школьной успеваемости, у обследуемых юношей никто не показал. У обследуемых девушек преобладает средний уровень школьной успеваемости – 33,4%. Высокий уровень школьной успеваемости, у обследуемых девушек, показали 23,7%. Низкий уровень школьной успеваемости из девушек никто не показал.

Для обработки результатов исследования мы сочли целесообразным использовать корреляционный анализ. Исходя из полученных результатов мы получили коэффициент корреляции r=0,79, что свидетельствует о наличии значимой корреляционной связи между уровнем интеллекта и уровнем школьной успеваемости учащихся, то есть чем выше уровень интеллекта, тем выше уровень школьной успеваемости.

При сопоставлении результатов проведенного исследования можно увидеть, что наиболее высокие показатели в учебе имеют учащиеся со средним уровнем интеллектуального развития, что дает нам почву для дальнейшего размышления.

Таким образом, цель проведенной работы достигнута, гипотеза нашего исследования подтверждается, о чем свидетельствует проведенный нами корреляционный анализ данных.

 

 

2.2 Рекомендации педагогам по улучшению интеллектуального развития и школьной успеваемости:

 

На основании проведенного нами исследования и полученных в его ходе результатов мы можем дать необходимые рекомендации по улучшению интеллектуального развития и школьной успеваемости.

При сопоставлении результатов проведенного исследования, можно увидеть, что наиболее высокие показатели в учебе имеют учащиеся со средним уровнем интеллектуального развития, что дает нам почву для дальнейшего размышления. Можно предположить, что у учащихся с высоким уровнем интеллектуального развития отсутствует интерес к обучению, о чем свидетельствуют низкие оценки. Целесообразным было бы посоветовать, школьному психологу провести с такими учащимися коррекционную работу, направленную на поднятие интереса к обучению.

Помимо коррекционной работы необходимо еще проводить различного рода тренинги и программы по повышению интеллектуального развития, это может бить гимнастика для ума включающая в себя различного рода задания. Интеллект можно тренировать при помощи различных заданий, например задачи с фигурами, при помощи которых тренируются визуальные способности и пространственное воображение или тестами на распознавание оптических моделей также это могут быть комбинационные тесты, тесты на речевой интеллект, где проверяется способность обрабатывать информацию, тесты на вычислительный интеллект и т.д. Применение того или иного теста, задания зависят от того, какой именно вид интеллекта будет развивать школьный психолог.

Так как на уровень интеллекта влияет много факторов в частности социальная среда, генная предрасположенность, стрессы, питание психологу еще необходимо учитывать и эти характеристики, для того чтобы найти правильный подход к каждому учащемуся и суметь оказать ему необходимую помощь. Выявить умственный потенциал повысить успеваемость в обучении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

    Задача установления уровня интеллекта является одной из самых главных в психологии  с  момента  оформления  этой  науки.   Именно   интеллектуальный показатель человека позволил охарактеризовать его  психические  и  моральные качества.  Установление  количественных  и  качественных  зависимостей  этих показателей   от   уровня   развития   интеллекта    позволил    разработать разнообразные методики исследования интеллекта и связанных  с  ним  качеств.

  Интеллект играет главную роль не только в психике человека, но и вообще в его жизни. Будучи самой совершенной из психических адаптации, интеллект служит наиболее необходимым и эффективным орудием во взаимодействиях субъекта с окружающим миром, взаимодействиях, которые реализуются сложнейшими путями и выходят далеко за пределы непосредственных и одномоментных контактов, для того,  чтобы достичь заранее установленных и устойчивых отношений.

Казалось бы, разве можно про подростка в 12-15 лет говорить, что он соразмерен взрослому по интеллектуальному развитию, соизмерим с ним? Ведь взрослый гораздо осведомленней, опытней подростка практически в любой области человеческого знания…

Таким образом, в дальнейшем в молодости интеллектуальное развитие предполагает выход на качественно новый уровень, связанный с развитием творческих способностей и предполагающий не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового: речь идее о способности увидеть проблему, поставить и переформулировать вопросы, находить нестандартные решения.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.            Божович, Л.И. Личность и ее формирование в юношеском возрасте / Л.И. Божович.- М., 1988.- 464 с.

2.            Венгер, А.Л. Психологическое обследование старших школьников/ А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман.– М.Феникс, 2001.-284 с.

3.            Волков, Б.С. Психология юношеского возраста / В.С. Волков. –  М.: Дрофа, 2002.-328 с.

4.            Выготский, Л.С. Избранные психологические произведения / Л.С. Выготский.- М.: Феникс,1990. — 449 с.

5.            Диагностика и коррекция психического развития  школьников / под ред. Я.Л. Коломинского. – Минск , 1997.- 322 с.

6.            Захаров, А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка / А. И. Захаров.- М.: Педагогика, 1997. -224с.

7.            Карпович, Т.Н. Социальный интеллект и пути его развития у учащихся юношеского возраста / Т.Н. Карпович// Психология. – 2008, №3.

8.            Куницына, Н.В. Восприятие подростками других людей и себя./ Н.В. Куницына. Л.: Просвещение, 1999.-342 с..

9.            Краткий психологический словарь / Л. А. Карпенко [и др.]. - М.: Просвещение, 1995.- 195 с.

10.       Коломенский, Я. Л. Психология взаимоотношений в работе классного руководителя / Я. Л. Коломинский.-  М.: 1989. – 174с. 

11.       Лихачев, Б. Т. Педагогика /Б.Т. Лихачёв. - М.: Просвещение,1996.-486с.

12.       Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество, юность / В. С. Мухина. – Учебник для студ. вузов – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456с.

13.       Педагогика: учебник / под ред. Ю. К. Бабанского. - М., 1998.-344с.

14.       Подласый, И. П. Педагогика.В 2 кн. / И.П. Подласый.- М., 1999.- 642с.

15.       Харламов,  И. Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М., 1990.- 464с.

16.       Петровский, А.В. Дети и тактика семейного воспитания / А.В. Петровский.- М., 1991. - 94 с.

17.       Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив/ А.В. Петровский.- М.: Владос, 1992. -  255 с.

18.       Петровский, А.В. К пониманию личности в психологии /А.В. Петровский //Вопросы психологии.- 1991, № 2.- С. 40 - 46.

19.       Петровский, А.В. Индивид и его потребность быть личностью / А.В. Петровский //Вопросы философии.- 1992, № 3.- С. 44 - 53.

20.       Петровский, А.В.  Л.С. Выготский и проблемы психологии личности / А.В. Петровский.- Вестник МГУ. Серия XIV. Психология, 1992.-  № 4.- С. 14-20.

21.       Практикум по психологии / под ред. А.Н. Леонтьева [и др.]. - М., 1999. – 423 с.

22.       Практикум по общей психологии  / под ред. А.И. Щербакова. - М., 1998. – 534 с.

23.       Психологическая теория коллектива / под ред. А В. Петровского. -М., 1989.- 240 с.

24.       Психология личности юноши  / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер [и др.]. -М., 1992. - 288 с.

25.       Соколова, Е. Т. Проективные методы исследования личности / Е. Т. Соколова - М.: Изд-во МГУ, 1980. - 176 с.

26.       Хилько, М. Е. Возрастная психология: конспект лекций / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. – М.: Юрайт, 2010. – 194с.

27.       Хрестоматия по психологии / под ред. A.В. Петровского. - М., 1987.- 416с.

28.       Хрестоматия по детской и педагогической психологии / под ред. И.И. Ильясова, B.Я. Ляудис — М., 1981, с. 26—31.

29.       Шмелев, А.Г. Основы психодиагностики / А.Г. Шмелёв. –  М.: Дрофа, 1996.-274с.

26

 



Информация о работе Интеллектуальное развитие в юношеском возрасте