Автор: r****************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 20:53, реферат
В последнее время психология приобретает все большее значение в жизни каждого отдельно взятого человека и общества в целом. Она беспрестанно продолжает проникать в новые сферы человеческой деятельности, расширяя багаж своих возможностей, сведений и методов, тем самым, становясь на один уровень с такими серьезными науками, как физика, математика и т. д.
Введение…………………………………………………………………………. 3
Общее понятие интеллекта……………………………………………………4
Типы интеллектуальных способностей………………………………………5
Развитие интеллекта…………………………………………………………….6
Методики тестирования интеллекта…………………………………………7
Заключение……………………………………………………………………..18
Список литературы…………………
Реферат на тему:
«Интеллект
и его тестирование»
Содержание
Введение…………………………………………………………
Общее
понятие интеллекта………………………………
Типы интеллектуальных способностей………………………………………5
Развитие
интеллекта……………………………………………………
Методики тестирования интеллекта…………………………………………7
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
В последнее время психология приобретает все большее значение в жизни каждого отдельно взятого человека и общества в целом. Она беспрестанно продолжает проникать в новые сферы человеческой деятельности, расширяя багаж своих возможностей, сведений и методов, тем самым, становясь на один уровень с такими серьезными науками, как физика, математика и т. д.
Задача
установления уровня интеллекта является
одной из самых главных в психологии.
Именно интеллектуальный показатель человека
позволил охарактеризовать его психические
и моральные качества. Установление
количественных и качественных зависимостей
этих показателей от уровня развития
интеллекта позволил разработать разнообразные
методики исследования интеллекта и
связанных с ним качеств. Оценка
интеллекта как специфической деятельности
человека дала начало методикам подобно
тесту Айзенка. Установление его
структуры породило огромное количество
тестов, исследуемых различные аспекты.
Так появились тесты
Следует различать тесты развития интеллекта и тесты интеллекта как такового. В первый, как правило, включены вопросы образовательного характера, стандартизированные задания с жесткой структурой. Эта группа методик предназначена для оценки образованности человека, скорости и качества его мышления, быстроты реакции и способности переключаться с одного вида деятельности на другой. Человек тестируется лишь как исполнитель, проверяется по стандартной шкале, не имея возможности выделиться из общей схемы. Этого недостатка лишены методики второй группы, они определяют преобладающий тип мышления, методологию поиска решения поставленной задачи, не стандартность подхода, творческие способности, умения оперировать понятиями. Такие методы никогда не бывают жестко установленными, они составляются на основе креативных тестов, тестов интуитивного характера, где оцениваются не скорость, а манера решения той или иной задачи, уровень понятийных связей, нестандартность мышления, эффективность подхода. Однако для проведения массовой проверки подобные тесты не пригодны из-за своей сугубо индивидуальности, сложности оценки и больших затрат времени на обработку результата.
К
интеллекту нельзя применить оценочно-
Общее понятие интеллекта
Интеллект (от латинского – Intellectus — познание, понимание, рассудок) в широком смысле – это совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения; в более же узком смысле – это мышление.
Интеллект является основной формой познания действительности.
Существует
три разновидности в понимании
функции интеллекта: 1) способность
к обучению, 2) оперирование символами,
3) способность к активному
Термин
интеллект часто применяется
для того, чтобы подчеркнуть специфику
человеческой психологической деятельности.
При этом не следует упускать из
виду, что способности иметь дело
с абстрактными символами и отношениями
только одна сторона интеллекта; не
менее важна и такая сторона
как конкретность мышления. Нередко
интеллект трактуют, как возможность
приспосабливаться к новым
Изучением интеллекта и интеллектуальных возможностей человека давно занимаются ученые различных специализаций. Один из основных вопросов, стоящих перед психологией — это вопрос является ли интеллект врожденным или формируется в зависимости от окружающей среды. Этот вопрос, пожалуй, касается не только интеллекта, но здесь он особенно актуален, т.к. интеллект и креативность (нестандартность решений) приобретают особую ценность в наш век всеобщей скоростной компьютеризации.
Сейчас особенно нужны люди, способные нестандартно и быстро мыслить, имеющие высокий интеллект, чтобы решать сложнейшие научно-технические задачи, и мало того, что обслуживать суперсложные машины и автоматы, но и создавать их.
Определений интеллекту было дано много, здесь постарались и философы, и биологи и психологи. Чтобы определить интеллект следует указать на степень сложности всех взаимодействий когнитивных структур, т.к. интеллект включает почти все структуры, а если взять какую-нибудь одну, то получится, что нам пришлось пренебречь их взаимодействием.
Типы интеллектуальных способностей
Различия
между интеллектуальными
Навыки I и II уровней
Навыки I уровня включают ассоциативное научение и выучивание наизусть, которые включают в себя такие задания, как передача специфичного материала памяти, научение использовать код для трансформации слов родного языка в новый набор символов или научение общаться на иностранном языке. Такие задания почти не требуют решения проблем, хотя могут создавать определенное когнитивное напряжение, если требуют сильного напряжения внимания или памяти.
Навыки I уровня в основном задействованы при освоении основных умений, преподаваемых в начальных классах и при изучении фактической информации.
Навыки II уровня включают информационно-обрабатывающие действия, участвующие в восприятии стимулов и в абстрактном мышлении, требуемом при решении проблем, особенно, не встречавшихся ранее.
Навыки
II уровня нужны для того, чтобы
преуспеть в понимании
Кинетический и потенциальный интеллект
Однажды приобретенное знание (как использовать компьютер, формула площади фигуры и т. д.) сохраняется для дальнейшего использования. Грегори утверждает, в качестве хорошего сравнения может выступить идея о кинетической энергии, или накоплении потенциальной энергии, которая может быть использована различными способами. Таким образом, можно обозначить производство знания как кинетический интеллект, а знание решения проблемы как потенциальный интеллект. В этом случае потенциальный интеллект – это решения и ответы, созданные кинетическим интеллектом.
Чем больше знаний и опыта мы приобретаем, тем больше становится запас нашего потенциального интеллекта.
Подвижный и кристаллизованный интеллект
Довольно похожие споры возникают, когда речь заходит о кристаллизованном интеллекте (знание) и подвижном интеллекте.
Подвижный интеллект – способность не только понимать выученное, но и способность видеть применимость знания к проблемной ситуации и творчески применять знание в новой обстановке.
Со временем интеллектуальная подвижность (решение проблем, применение информации к контекстной ситуации) стала восприниматься некоторыми психологами как врожденный потенциал или интеллект в общем.
Интеллект
может развиваться по мере получения
образования, следовательно, какой-то
определенный тип образования может
развивать какой-то определенный аспект
интеллекта. Таким образом, можно
развить подвижный интеллект, если
образовательная программа
Развитие интеллекта
С точки зрения когнитивной психологии развитие интеллекта — это изменение когнитивных структур, процессов и способностей в течение всей жизни. Можно определить интеллект тем направлением, на которое ориентировано его развитие, и не думать при этом о границах интеллекта.
Основной теорией развития интеллекта в когнитивной психологии можно назвать теорию стадий Пиаже, который сделал свои выводы, наблюдая за детьми разного возраста. Ребенок появился на свет, и ему ничего не остается делать, как адаптироваться к этому миру. Ассимиляция (истолкование события в разрезе существующих знаний) и аккомодация (приспособление к новой информации) — два процесса адаптации.
Первая стадия — сенсомоторная стадия. Появляются первые рефлексы и первые навыки. Затем ребенок, старше 12 месяцев, начинает озираться в поисках исчезнувшего из его поля зрения предмета, до этого он таких попыток не делал. Он эгоцентрист и судит о мире со своей «колокольни», но теперь уже он начинает понимать, что предметы вокруг него существуют на самом деле, и они не исчезают, когда он их не видит. Таким образом, у ребенка возникает постоянство объекта, появляются первые представления о внешнем мире. У него появляется цель, которой он старается достигнуть, это ли не первые признаки интеллекта.
Вторая
стадия — предшествующая операциям.
До 7 лет у детей развивается
интуитивное символическое
Третья стадия — конкретных операций. В возрасте 7-12 лет дети могут оперировать своими внутренними репрезентациями каких-то объектов, у них формируются, конкретные операции, т.е. операциональные группировки мышления, относящиеся к объектам, которыми можно манипулировать или которые можно схватывать в интуиции.
Четвертая стадия — формальных операций. После 12 лет у детей появляется абстрактное мышление, и в течение всего юношеского периода вырабатывается формальное мышление, группировки которого характеризуют зрелый рефлексивный интеллект, формируется внутренняя модель внешнего мира, происходит обогащение информацией. Важно, только чтобы не произошло обнищание души при обогащении информацией, как говорил А.Н. Леонтьев.
Пиаже отмечал, что поскольку человек с рождения окружен социальной средой, то естественно, что она на него воздействует так же, как и среда физическая. Общество не только воздействует на человека, но и преображает его структуру, изменяет его мышление, навязывает другие ценности и обязанности. Социальная сфера преобразует интеллект с помощью языка (знаки), содержания взаимодействий (интеллектуальные ценности) и правил мышления.
Теория Пиаже, безусловно, интересна, хотя и не совсем безукоризненна, т.к. встречается и у взрослых людей отсутствие абстрактного мышления к какому-то виду деятельности, причем в остальном эти люди нисколько не отличаются от других. В теории Пиаже развитие интеллекта идет как бы скачками-стадиями, но существует подход, основанный на непрерывных изменениях — это подход обработки информации.