Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:31, реферат
Память – это одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности. Так же это один из самых сложных и достаточно изученных процессов включающий фазы запечатления, хранения и извлечение поступающей информации.
Реферат на тему:
«Индивидуальные
особенности памяти»
Память
– это одна из психических функций
и видов умственной деятельности,
предназначенная сохранять, накапливать
и воспроизводить информацию. Способности
длительно хранить информацию о событиях
внешнего мира и реакциях организма и
многократно использовать её в сфере сознания
для организации последующей деятельности.
Так же это один из самых сложных и достаточно
изученных процессов включающий фазы
запечатления, хранения и извлечение поступающей
информации.
Существуют различные типологии памяти:
по сенсорной модальности — зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память;
по содержанию - образная память, моторная память, эмоциональная память;
по организации запоминания — эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;
по временным характеристикам — долговременная память, кратковременная память, ультракратковременная память;
по наличию цели - произвольная и непроизвольная;
по наличию средств - опосредованная и неопосредованная;
по уровню развития - моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.
“Без памяти, - писал Рубинштейн – мы бы существовали мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом”.
Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигла у человека. Более точно и строго память человека можно определить, как психофизиологические и культурные процессы, выполняющим свою функцию, запоминания, сохранения и воспроизведения информации, являющиеся для неё основными. Эти функции различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково.
Так
же память входит в структуру интеллекта,
включена также в общую способность
к учению и обучаемости, является
необходимым условием накопления фонда
знаний и “интеллектуальных умений”.
Не обязательно быть человеком средних
или ниже средних способностей, чтобы
обладать феноменальной памятью
Основная часть
Процессы памяти у людей протекают неодинаково. Сейчас принято выделять две основные группы индивидуальных различий в памяти: в первую группу входят различия в продуктивности заучивания, во вторую - различия типов памяти.
Различия в
продуктивности заучивания
Для
людей с сильной памятью
Другая группа индивидуальных различий касается типов памяти. Тип памяти определяет то, как человек запоминает материал, - зрительно, на слух или пользуясь движением. (Зрительный, слуховой и двигательный тип памяти соответственно).
Результаты
Одной из особенностей памяти является ее расстройства. В основе нарушения памяти могут лежать разнообразные факторы, порождающие различные виды расстройств, большинство из которых относится к разряду амнезий. Амнезия - это нарушение памяти в виде утраты способности сохранять и воспроизводить ранее приобретенные знания.
Одно
из наиболее исследованных
Расстройства памяти распространяются часто не только на текущие события, но и на прошедшие. У таких больных нарушения часто носят прогрессирующий характер: сначала снижается способность к запоминанию текущих событий, стираются события прошедших лет и давно прошедшего времени. В этом случае идет речь о прогрессирующей амнезии. Сохранившиеся в памяти отдаленные события приобретают особую актуальность в сознании больного. Нарушения такого рода развиваются по "закону обратного хода памяти", предложенного Т. Рибо.
Если нарушения
памяти вызывают слабость и нестойкость
возбуждений в коре головного мозга,
нарушения памяти могут выразиться в общем
снижении объема памяти, затруднении заучивания
и легкой тормозимости следов интерферирующими
воздействиями.
Существуют различные типологии памяти:
по сенсорной модальности — зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память;
по содержанию - образная память, моторная память, эмоциональная память;
по организации запоминания — эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;
по временным характеристикам — долговременная память, кратковременная память, ультракратковременная память;
по наличию цели - произвольная и непроизвольная;
по наличию средств - опосредованная и неопосредованная;
по уровню развития - моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.
Например, словесно – логическая память на знание в речевой форме, логические схемы, математическую символику человека с хорошо развитым этого вида памяти легко запоминает слова идеи, логические конструкции. Запоминаемый материал часто не вызывает зрительных ассоциаций, такой человек легко запоминает фамилии, имена и отчества. Но образная идентификация модели осуществляется с большими усилиями. Словесно-логический вид памяти связан со складом ума человека, склонного к философским обобщениям и теоретическим рассуждениям.
Говоря об образной
памяти на представление необходимо
также подчеркнуть что её уровень
развития неодинаков также для различных
модальностей, т. е доминирование отдельных
видов памяти зрительной, слуховой, эмоциональной,
двигательной и других не одинаково, также
как и их функционирование.
Иногда одному человеку для того чтобы лучше запомнить материал необходимо его прочесть т. к при запоминании и воспроизведении ему легче опираться на зрительную память то другому легче опираться на слуховую память и акустические образы.Третьему легче запоминать и воспроизводить движение и ему можно рекомендовать записывать материал или сопровождать его запоминание какими-либо движениями.
Чистые виды памяти в смысле безусловного доминирования одного из перечисленных крайне редки. Чаще всего можно столкнутся c различными сочетаниями зрительной, слуховой, двигательной памяти. Типичными их смешениями является: зрительно-двигательная, зрительно-слуховая, слуховая - двигательная. Однако у большинства людей все же доминирующей выступает зрительная память.
Есть уникальные случаи такой памяти. Один из них нам представил А.Р.Лурия. Он подробно изучил и описал память человека по фамилии Ш., который мог быстро прочно и надолго запомнить зрительную информацию. Объём его памяти так и не удалось экспериментально установить. Ему писал А.Р.Лурия: “ Было безразлично предъявлять ему осмысленные слова, бессмысленные слоги, числа или звуки, ему нужна была лишь пауза в две-три секунды”. У обычных людей это время гораздо больше.
Как выяснилось, механизм памяти Ш. Был основан на эйдетическом зрении, которое у него было особенно хорошо развито. После однократного зрительного восприятия материала Ш. Как бы продолжал его видеть. Он был способен восстановить зрительный образ, спустя много времени, даже через несколько лет.
Наибольшее
развитие у человека обычно достигают
те виды памяти, которые чаще всего
используются. Большой отпечаток
на этот процесс накладывает профессиональная
деятельность. Например: у учёных отмечается
очень хорошая смысловая и логическая
память, но сравнительно слабая механическая
память. У актёров и врачей хорошо развита
память на лица.
Процессы памяти тесно связаны с особенностями личности человека, его эмоциональном настроем, интересами, потребностями. Они определяют то, что и как человек запоминает, хранит и припоминает. Запоминание также зависит от отношения личности к запоминаемому материалу. Отношение определяет избирательный характер памяти. Мы обычно запоминаем то, что нам интересно и эмоционально значимо. Существенную роль в запоминании может играть общее состояние личности в момент запечатления, а также её физическое состояние в целом, доказательством этому служит болезненное нарушение памяти. В таких случаях происходит характерное расстройство памяти, которое в своих особенностях отражает расстройства личности больного.Т. Рибо писал по этому поводу, что наша более или менее представление о себе в каждый данный момент времени поддерживается памятью, и питается его, и стоит памяти прийти в состояние расстройства, как тотчас же меняется представление человека о самом себе.
Фрейд уделил большое внимание анализу механизмов забывания, которые встречаются в повседневной жизни. Он писал, что один из распространённых механизмов состоит в нарушении хода мысли, силой внутреннего теста; исходящего из чего-то вытесненного. Он утверждал, что в забывании лежит мотив нежелания помнить.
Примером мотивированного
забывания по З.Фрейду являются случаи,
когда человек непроизвольно теряет, закладывает,
куда – либо вещи, которые он намеренно
хочет забыть, т.к. они могут напомнить
ему о психологически не приятных обстоятельствах.
Поэтому особенно часто такое забывание
проявляется в тех случаях, когда эти
воспоминания связаны с отрицательными
переживаниями.
Т.е индивидуальной особенностью памяти какими по себе является важной характеристикой памяти и, как правило, они обуславливаются не сколько врождёнными особенностями, и скорей во многом зависит от уровня их тренировки. Т.е. спортсмены или люди которые занимаются танцами, спортом имеют хорошую слуховую и двигательную память. И наоборот художники, фотографы обладают хорошими зрительной или слуховой памятью.
Что
естественно откладывает свой отпечаток
на степень развития их общих и
специальных способностей т.к. использование
предполагает и активное использование
образно- логического мышления от неё
зависит и успех других видов
деятельности.
Список литературы:
1.Лурия А.Р. “Маленькая книжка о большой памяти”
2. Каменская Б.И. и Венн А.М. “Память человека
3. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание
4. Голубева “Индивидуальные особенности памяти человека
5.Рубенштейн С.Л.
Основы общей психологии