Индивидуальные особенности памяти и их связь со способностями

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

В целом анализ данных показал, что память испытуемых по всем показателям достаточно хорошая. Анализ обработки данных опосредованный памяти показывает, что испытуемые с лёгкостью используют посредники, облегчающие их запоминания, одни рисуют условные рисунки, другие передают образ рисунка, условные же рисунки, как правило, используются в тех случаях, где нет возможности нарисовать предмет в целом., когда понятия абстрактны, здесь чаще испытуемые сталкивались с затруднением. Этот процесс осмысленного логического запоминания по своей структуре является совершенно иным и требует от испытуемого умственного сосредоточения и определенного опыта т.т. от испытуемого требуется использования логического мышления с той разницей, что приёмы этого мышления направлены не только, но то чтобы сделать эти элементы доступными для сохранения в памяти.

Содержание

Введение.
Глава I. Состояние проблемы и её исследование.
1.1 Анализ теории памяти и проблемы способностей
1.2 Исследование индивидуальных особенностей памяти отечественными и зарубежными исследователями. Индивидуальные особенности памяти их качественная и количественная характеристика.
Глава II. Экспериментальные исследования особенностей памяти и способности человека.
2.1 Методы исследования индивидуальных особенностей памяти.
2.2 Методы исследования особенностей.
2.3 Анализ экспериментальных данных.
Заключение.
Литература

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 71.03 Кб (Скачать)
    1. Способности – свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов (в том числе и памяти) и состояний.
    2. Способности представляют собой высший уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающие успешное выполнение человеком различных видов деятельности.
    3. Способности – это, то что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но объясняет их быстрое приобретение закрепление и эффективное использование на практике. Это определение является наиболее узким и наиболее точным из всех трёх.
 
 

 

       Поэтому рассматривая различные  классификации особенностей человека. В первую очередь различают  природные, или естественные, способности  и специфические человеческие  способности, имеющие общественно-историческое  происхождение.

     В данной классификации память является одной из природных способностей наряду с мышлением, воображением. Эти  способности непосредственно связаны  с врождёнными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при  наличии жизненного элементарного  опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей, оперативного обусловливания, импринтинга и ряда других.

     Этот  вид памяти является общим у человека и животных особенно высших, например у обезьян. У человека, кроме биологических обусловленных есть способности, обеспечивающие его жизнь и развития в социальной среде. Это общие и интеллектуальные специальные высшие способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические учебные и творческие, предметные и межличностные.

     Общие способности это такие способности, которые определяют успех человека в самых различных видах деятельности к ним, и относится развитая память наряду с умственными способностями  совершенной речью тонкостью  и точностью ручных движений.

     Обратимся теперь  к непосредственному анализов некоторых фактов свидетельствующих, за и против обусловленности индивидуальных различий в познавательных процессах и интеллектуальных способностей детей. 
 
 
 
 

     В результатах исследования очень много противоречивого. В одних случаях эта связь прослеживается, а в других нет. Поэтому такие суждения типа: «У девочек память лучше, чем у мальчиков, но мальчики превосходят в абстрактном мышлении.». «Память является необходимым показателем интеллекта» не вполне соответствуют действительности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Вывод:

     Т.е  индивидуальной особенностью памяти какими по себе является важной характеристикой памяти и, как правило, они обуславливаются не сколько врождёнными особенностями, и скорей  во многом зависит от уровня их тренировки. Т.е. спортсмены или люди которые занимаются танцами, спортом имеют хорошую слуховую и двигательную память. И наоборот художники, фотографы обладают хорошими зрительной или слуховой памятью.

     Что естественно откладывает свой отпечаток  на степень развития их общих и  специальных способностей т.к. использование  предполагает и активное использование  образно- логического мышления от неё  зависит и успех других видов  деятельности.  

       
 
 
 

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Познание  мира было бы невозможно, если бы люди не обладали способностью запечатлевать  и сохранять продолжительное  время в памяти то, что они узнали о действительности в процессе восприятия и мышления.

     Не  менее важную роль играет память и  в процессе формирования личности. Это объясняется тем, что явление  памяти в равной мере относится и  к эмоциональной сфере восприятия, к закреплению двигательных процессов  и интеллектуального опыта. Все  – закрепление знаний и навыков  и возможность пользоваться ими  – относится к разделу памяти.

     Память  ещё более многооспектна, чем другие виды познавательных процессов, поэтому из одного или двух частных показателей удовлетворительно оценить её практически невозможно.  
 

     Методика. Оценка оперативной  зрительной памяти. 

     Этот  вид памяти характеризуется тем, насколько долго человек может  хранить и использовать в процессе решения задачи ту информацию, которая  необходима для поиска правильного  решения. Время удержания информации в оперативной памяти служит её основным  показателем. В качестве дополнительной характеристики оперативной памяти можно использовать количество ошибок, допускаемых человеком во время  решения задачи (имеются в виду такие ошибки, которые связаны  с не сохраненной в памяти нужной для решения задачи информации).

     Оперативную зрительную память и её показатели можно определить при помощи процедуры. Человеку последовательно по 15 минут  каждая, предлагаются карточки-задания, представленные в виде шести по-разному  зрительных треугольников. После просмотра  очередной карточки она убирается  и вместо неё предлагается матрица, включающая 24 разных треугольника, среди  которых находятся и 6 тех треугольников, которые испытуемый только что видел, на отдельной карточке. Задание заключается  в том, чтобы отыскать и правильно  указать в матрице все 6 треугольников.

     Показателем развитости зрительной оперативной  памяти является частное отделение  времени решения задачи в минуту на число ошибок, допускаемых в  процессе решения, плюс единица.

     Ошибками  считается неправильно указанные  в матрице треугольниками  или  те из них, которые ребёнок не смог по какой либо причине найти.

     Практически для получения показателя поступают  следующим образом. По всем четырём  карточкам определяется количество правильно найденных на матрице треугольников и их общая сумма делится на 4. Это есть число правильно указанных треугольников. Данное число вычитается из 6-ти. Полученный результат есть среднее количество ошибок. Далее определяется среднее время работы, путём деления общего времени работы ребёнка над всеми 4 карточками на 4.

     Момент  окончания времени работы испытуемого  над подсчётом треугольников  в общей матрице определяется при помощи вопроса: «Ты уже всё  нашёл, что увидел.» после утвердительного ответа можно прекратить поиск треугольников в матрице. Деление среднего времени работы над поиском на матрице 6-и треугольников и количество допущенных ошибок позволяет получить искомый показатель. 

     Оценка  результатов.

     10 баллов – получает испытуемый, имеющий объём кратковременной памяти равный 8-и и более единицам.

     Аналогическое количество баллов-10 –получают дети от 6 до 9 лет, если объём их памяти составляет 7-8 единиц.

     8 баллов – оценивается объём кратковременной памяти ребёнка в возрасте от 6 до 9 лет, если он фактически равен 5 или 6 единицам.

     Такое же количество баллов получает ребёнок  в возрасте от 12 и старше лет, имеющие  объём кратковременной памяти, равный 6-7 единицам.

     4 балла – получает испытуемый имеющий объём кратковременной памяти, составляющий 4-5 единиц.

     2 балла – ставится в том случае если объём кратковременной памяти составляет 1-3 единицы.

     0 баллов – объём кратковременной памяти равняется 0-1 единиц. 
 

     Выводы  по уровням развития.

     10 баллов – хорошая развитая по объему кратковременная память.

     8 баллов – среднеразвитая по объёму кратковременная память.

     4 балла – не вполне достаточная по объёму уровень кратковременной памяти.

     2 балла – низкий уровень кратковременной памяти.

     0 баллов – очень низкий объём кратковременной памяти. 
 
 
 
 
 
 
 

Ф.И.О Возраст (лет) Время

(мин)

Количество  ошибок Искомый показатель
1\1

2\2

3\3

4\4

5\5

6\6

7\7

8\8

9\9

10\10

16

17

17

18

15

14

15

17

16

15 

5

7

5,5

6,5

6

5

6,5

5,5

8

9

7

8

5

7

12

7

5

4

9

8

9

7

8

6

5

9

8

9

9

9


 
 

     Методика. Оценка оперативной  слуховой памяти. 

     Этот  вид памяти определяется следующим  способом. Испытуемому с интервалом в 1 сек. Поочерёдно зачитываются следующие  слова.

I

Месяц

Дерево

Прыгать

Жёлтый

Кукла

сумка

II

Ковёр

Стакан

Плыть

Тяжёлый

 Книга

яблоко

III

Вилка

Диван

Шутить

Смелый

Пальто

телефон

IV

Школа

Человек

Спать

Красный

Тетрадь

Цветок


 

     После прослушивания каждого из набора слов испытуемому примерно через 5 секунд после окончания чтения набора начинают не торопясь читать следующий набор  из 36 слов с интервалом в 5 секунд между  отдельными словами.

     Стакан, школа, вилка, пуговица, ковёр, месяц, стул, человек, диван, корова, телевизор, дерево, птица, спать, смелый, шутить, красный, лебедь, картина, тяжёлый, плыть, мяч, тёплый, дом, прыгать, тетрадь, пальто, книга, цветок, телефон, яблоко, кукла, сумка, конь, летать, слон.

     В этом наборе из 36 слов в случайном  порядке располагаются воспринятые  на слух слова из всех 4-х прослушанных наборов, отмеченных выше римскими цифрами. 
 
 
 

     Для их лучшей идентификации они подчёркнуты  различными способами, причём каждому  набору из 6 слов соответствуют свои способы подчёркивания. Так слова  из первого малого набора подчёркнуты  сплошной ординарной чертой, слова  из второго набора – сплошной двойной  чертой, слова из третьего набора –  пунктирной одинарной чертой, и, наконец, слова из четвертого набора – двойной  пунктирной чертой.

     Испытуемый  должен на слух обнаружить в данном наборе те слова, которые ему только что были представлены с соответствующем малом наборе, подтверждая идентификацию найденного слова «да» а его отсутствие – высказыванием «нет». На поиск каждого слова отводится 5 секунд. Если в течение этого времени он не смог его идентифицировать, то экспериментатор зачитывает следующее слово и так далее.

Информация о работе Индивидуальные особенности памяти и их связь со способностями