Индивидуальность. Темпера́мент

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:40, доклад

Описание работы

Индивидуа́льность (от лат. individuum — неделимое, особь) — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида,неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов.
Темпера́мент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера.

Работа содержит 1 файл

Индивидуальность.docx

— 20.06 Кб (Скачать)

      Индивидуа́льность (от лат. individuum — неделимое, особь) — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида,неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов.

      Темпера́мент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера.

      Типология:

  • Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.
  • Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.
  • Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.
  • Меланхолик — легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.

      Свойства:

      У каждого темперамента можно найти  как положительные, так и отрицательные  свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль даёт возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку; холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.

      Отрицательные свойства темперамента могут проявиться: у меланхолика — замкнутость  и застенчивость; у флегматика —  чрезмерная медлительность; у сангвиника — поверхностность, разбросанность, непостоянство; у холерика — поспешность  решений.

      Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным; тип темперамента не влияет на способности  человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.

      Связь темперамента с деятельностью:

      Темперамент, влияя на динамику деятельности, может  влиять на ее продуктивность. В разных видах деятельности роль темперамента неодинакова. В учебной деятельности и в массовых профессиях (токарь, слесарь, ткачиха, продавец, врач, учитель, инженер) одни свойства темперамента, необходимы для успешной деятельности и слабо выражаются у данного  человека, могут быть компенсированы у него за счет других свойств и  обусловленных ими приемов работы.

      Каждое  свойство темперамента требует индивидуальных приемов работы или воздействия  на человека. Так, меланхолики быстро устают. Поэтому им нужны более  частые перерывы для отдыха, чем  другим лицам. Зависит от темперамента также и эмоциональная сфера  личности, а отсюда и эффективность  дисциплинарных воздействий или побудительная сила мотива.

      От  темперамента зависит влияние различных  факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидания контроля деятельности, ускорение  темпа работы, влияние дисциплинарных воздействий). Такое регулировании деятельности путем дифференцирования величины действующих раздражителей в зависимости от типа нервной системы и темперамента человека применяется хорошими организаторами производства. Этот путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).

      Характер — совокупность существенных свойств, особенностей предмета.

      Типология:

  • Соматический подход. Исторически первыми, получившими широкое распространение на протяжении многих столетий, являются типологии характера, в основе которых лежит учение о темпераментах, соединяющее в своих основах физиологический и соматический подходы. С точки зрения этого учения психическое своеобразие людей определяется либо особенностями физиологических процессов, либо соматическим типом строения организма -- конституцией тела, либо сочетанием других физических качеств, например, генных хромосом.
  • Социально-психологический подход. Вторая типология связывает характеры с направленностью личности и взаимодействием личности с обществом.
  • Психиатрический подход. В последнее время широкое распространение получила типология характеров, связывающая особенности характера с акцентуацией - чрезмерной выраженностью отдельных черт характера и их совокупностей.

      Акцентуация – это находящаяся в пределах клинической нормы особенность характера, при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим. Акцентуации не являются психическими расстройствами, но по ряду своих свойств схожи с расстройствами личности.

      Основные  типы акцентуации  характеров и их сочетаний:

  • Истероидный или демонстративный тип, его основные особенности — эгоцентризм, крайнее себялюбие, ненасытная жажда внимания, потребность в почитании, в одобрении и признании действий и личных способностей.
  • Гипертимный тип — высокая степень общительности, шумливость, подвижность, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству.
  • Астеноневротический — повышенная утомляемость при общении, раздражительность, склонность к тревожным опасениям за свою судьбу.
  • Психостенический — нерешительность, склонность к бесконечным рассуждениям, любовь к самоанализу, мнительность.
  • Шизоидный — замкнутость, скрытность, отстраненность от происходящего вокруг, неспособность устанавливать глубокие контакты с окружающими, необщительность.
  • Сенситивный — робость, стеснительность, обидчивость, чрезмерная чувствительность, впечатлительность, чувство собственной неполноценности.
  • Эпилептоидный (возбудимый) — склонность к повторяющимся периодам тоскливо-злобного настроения с накапливающимся раздражением и поиском объекта, на котором можно сорвать злость. Обстоятельность, низкая быстрота мышления, эмоциональная инертность, педантичность и скрупулезность в личной жизни, консервативность.
  • Эмоционально-лабильный — крайне изменчивое настроение, колеблющееся слишком резко и часто от ничтожных поводов.
  • Инфантильно-зависимый — люди, постоянно играющие роль «вечного ребенка», избегающие брать на себя ответственность за свои поступки и предпочитающие делегировать ее другим.
  • Неустойчивый тип — постоянная тяга к развлечениям, получению удовольствий, праздность, безделье, безволие в учебе, труде и выполнении своих обязанностей, слабость и трусливость.

      Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.

      Виды  способностей:

  • Способности делятся на общие и специальные. Выделяют следующие виды специальных способностей:
  • учебные и творческие
  • умственные и специальные
  • математические
  • конструктивно-технические
  • музыкальные
  • литературные
  • художественно-изобразительные
  • физические способности

Музыкальные способности  можно разделится на две группы:

  • технические (игре на данном музыкальном инструменте или пение)
  • слуховые (музыкальный слух).

Уровни развития способностей:

  • репродуктивный
  • творческий

Стадии развития способностей:

  • Задатки
  • Способности
  • Одаренность
  • Талант
  • Гениальность

Уровни развития способностей:

  • репродуктивный
  • реконструктивный
  • творческий

      Талант — определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта.

Информация о работе Индивидуальность. Темпера́мент