Индивидуальная психология Адлера

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 11:11, реферат

Описание работы

Альфред Адлер - знаменитый австрийский психолог, который имея собственный опыт борьбы с физическими недугами с самого начала посвятил себя проблеме неполноценности органов, их компенсации и социальному интересу.

Работа содержит 1 файл

индивидуальная психология адлера.doc

— 43.50 Кб (Скачать)

Индивидуальная  психология А.Адлера (1870-1937) 

Альфред Адлер - знаменитый австрийский психолог, который  имея собственный опыт борьбы с физическими  недугами с самого начала посвятил себя проблеме неполноценности органов, их компенсации и социальному  интересу.

          В 1895 г. Адлер закончил Венский  университет и начал работать  в Венском госпитале врачом. Он  интересуется влиянием органических  недостатков и социального окружения  на психическую жизнь пациентов.  В 1902 г. он знакомится с З.  Фрейдом и начинает посещать кружок, который собирается по средам. В 1907 г. выходит его первая крупная работа "Исследование неполноценности органов".

          Адлер и Фрейд существенно  отличались друг от друга по  темпераменту, возрасту, методам работы. Движение ума Адлера можно рассматривать как движение по горизонтали, а Фрейда - по вертикали. Идеи Адлера носили широкий, всеобъемлющий характер, охватывая разнообразие отношений человека с окружающим миром. Фрейд практически игнорирует внешнее, изучая интрапсихические механизмы. Фрейд обладал жестким типом мышления, для которого были характерны строгий детерминизм, установление номотетических законов, структурализм, тенденция представления целого в виде ограниченного количества отдельных составляющих.

          Для Адлера характерен иной подход к объяснению динамики психического. В своих работах он тяготел к анализу психического как целого, не делимого на отдельные части. Идею целостности он почерпнул из философской концепции Яна Смитса, который полагал, что целые системы обладают свойствами, отсутствующими у частей.

Основными отличиями  теории А. Адлера от теории З. Фрейда являются:

целевой детерминизм (в отличие от причинного у Фрейда);

признание изначально социальной природы человека;

стремление человека к совершенству

понимание психической жизни как целостной индивидуальности, движимой жизненными целями.  

В 1911 г. Адлер  выступает перед членами кружка с сообщением "Критика фрейдовской  теории сексуальности" и в этом же году покидает его. Одна за другой выходят  его работы: "О нервическом характере" (1912), "Практика и теория индивидуальной психологии" (1920), "Социальный интерес: вызов человечеству" (1939). Всего им написано свыше 300 книг и статей. Умер Адлер во время чтения лекции в 1939 г. Направление, основанное Адлером и продолженное его дочерью Александрой носит название индивидуальной психологии.

          Индивидуальная психология - теория  личности Адлера, в которой подчеркивается  уникальность каждого индивидуума  и тех процессов, с помощью  которых люди преодолевают свои недостатки в процессе движения к своим жизненным целям (individuum в переводе с латинского языка означает неделимый).

Теория Адлера основана на семи основных понятиях и  принципах. Ими являются:

1) чувство неполноценности  и компенсация; 

2) стремление к превосходству;

3) стиль жизни; 

4) творческое  Я; 

5) порядок рождения;

6) фикционный  финализм.  

Рассмотрим некоторые  из этих принципов.

          Свои ранние работы Адлер посвятил  проблеме неполноценности органов  и их компенсации. Исходя из  своего врачебного опыта, он считает, что у человека одни органы развиты несколько слабее других. Эта слабость органов приводит к заболеваниям (см. Хрестомат. 2.3).

          В соответствии с исследованием  неполноценных органов появляется  идея об определенных психических феноменах, которые сопровождают органические недостатки. Это - чувство неполноценности.

          Чувство неполноценности - ощущение  и переживание своей неспособности,  некачественности по сравнению  с другими людьми.

          Умеренно развитое чувство неполноценности приводит к желанию преодолеть свои недостатки, справиться с ними и является импульсом личностного роста. Механизмом преодоления недостатков является компенсация как способ нейтрализации мучительного чувства неполноценности. Компенсация способствует усилению психической деятельности и восполнению ощущаемого дефицита. Осуществляется этот процесс за счет тренировки органов.

          Наряду с компенсацией рассматривается  механизм сверхкомпенсации (или  гиперкомпенсации) как способ преодоления  чувства неполноценности и достижения выдающихся результатов. Например, при недостатке зрения человек развивал в себе дар художника, недостаток артикуляции способствовал развитию таланта оратора, недостаток слуха - развитию дара музыканта.

          "Почти у всех выдающихся людей мы находим дефект какого-либо органа; складывается впечатление, что они очень страдали в начале жизни и преодолели свои трудности", - писал А. Адлер.

          При сильно развитом чувстве  неполноценности развитие личности  может быть замедлено или даже нарушено. Чувство неполноценности фиксируется, а человек намеренно аранжирует свои дефекты, подчеркивая и усиливая их, считая недугом. Так возникает комплекс неполноценности.

          Комплекс неполноценности - совокупность  установок, представлений или поступков, выражающих в более или менее замаскированном виде чувство неполноценности или связанные с ним реакции. По Адлеру комплекс неполноценности является аранжировкой недостаточности.

          Наличие комплекса приводит к  нарушению полноценного функционирования  личности, сужению сфер жизнедеятельности,  отказу от ряда ситуаций, где  человек мог бы полноценно  развиваться.

          Неполноценные органы и их  оценка в виде чувства неполноценности стимулируют развитие человека, направленное на удовлетворение желания, которое Адлер считал основополагающим. Это - стремление к превосходству как стремление к совершенству. Стремление к превосходству означает необходимость преодолевать самого себя, развивать свои способности, потенциально заложенные возможности. В более ранних работах он полагал, что основным личностным свойством является агрессивность как сильная инициатива в преодолении переживаний. Эта идея возникла на основе представлений Ф. Ницше о "воле к власти". Позднее агрессию и волю к власти Адлер считает частным случаем стремления к превосходству.

          Стремление к превосходству является  врожденным. Тем не менее существуют  варианты его проявления. Критерием  этих различий является социальный интерес (социальное чувство, чувство общности, чувство солидарности) - врожденный инстинкт отказываться от своих эгоистических целей ради целей сообщества.

          Низкий социальный интерес указывает  на невротический путь развития  и связан со стремлением к личному превосходству, желанием быть лучше всех. Высокий социальный интерес указывает на стремление преодолевать трудности и стремление к конструктивному превосходству. Социальный интерес - по Адлеру - является показателем психического здоровья, "барометром нормальности" и критерием различения типов превосходства.

          Врожденность социального интереса  не исключает возможности его  развития, которое происходит за  счет сотрудничества и кооперации.

          Многие цели взрослого человека  являются вполне осознанными, но все же основной из них является жизненная цель, которая формируется в раннем детстве и может быть неосознанной. С этим понятием связана концепция фикционного финализма, основанная на концепции Хакса Вайингера, изложенную в работе "Философия возможного". Он утверждал, что поведение людей находится под влиянием ожиданий, а не прошлых переживаний. Подобные ожидания похожи на идеалы, которые невозможно проверить на практике, соотнести с реальностью, но которые тем не менее позволяют наполнять все действия человека смыслом, задавать направление жизни. Цели-фикции структурируют процесс развития человека, организуя его в соответствии с заданным в них смыслом.

          Понятия социального интереса, жизненной  цели связаны со стилем жизни  и общей идеей Адлера о целостности человека. "Главная задача индивидуальной психологии подтверждать это единство в каждом индивидууме, в его мышлении, чувствовании, действовании, в его так называемом сознании и бессознательном - во всех выражениях его личности".

          Жизненный стиль - уникальный  способ, выбранный каждым индивидуумом  для следования своей жизненной  цели.

          Признаками здоровой личности  по Адлеру являются - движение  от центрированности на себе  к социальному интересу, стремление  к конструктивному превосходству, кооперация.

Причинами нарушения  прогрессивного развития человека являются:

физическая неполноценность, которая ведет к изоляции, развитию эгоизма, чувства центрированности на себе, некооперативного стиля жизни;

избалованность, как результат гиперопеки, которая приводит к снижению социального интереса, умения сотрудничать, личному превосходству;

отверженность как состояние, вызванное изоляцией  от родителей и сопровождающееся снижением социального интереса и уверенности в себе.  

Следствием влияния  трех выше названных причин может  стать невроз как естественное, логическое развитие индивидуума с низким уровнем  активности, эгоцентрически стремящегося к превосходству и поэтому  имеющему задержку в развитии социального  интереса.

          Нередко Индивидуальную психологию Адлера называют психологией "здравого смысла" или "психологией обыденности".

          Его оригинальные находки часто  рассматривались как произвольное  от психоанализа или что-то  очевидное, тривиальное, узконаправленное. К. Юнг писал, что "оба исследователя (Фрейд и Адлер. - Н. Х.) рассматривают субъекта в отношении к объекту... Адлер делает акцент на субъекте, который охраняет себя и стремится добиться превосходства над объектом… Фрейд же, напротив, упирает лишь на объекты, которые в силу их определенного своеобразия либо способствуют, либо препятствуют удовлетворению стремления субъекта к удовольствию". (Юнг К. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994. С. 76). Юнг решил эту дилемму, как мы знаем, с помощью типологии, т.е. деления людей на заинтересованных в объекте (экстравертов) и заинтересованных в самом себе (интровертов).

Информация о работе Индивидуальная психология Адлера