Индивид и личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 14:54, реферат

Описание работы

В предыдущем пункте мы уже затронули данный вопрос. Мне хотелось бы более обширнее осветить его, т.к. «личность и индивид являются противоположными как по объему, так и по содержанию. В понятии «индивида» не фиксируется каких-либо особенных или единичных свойств человека, поэтому по одержанию оно является очень бедным, зато по объему оно в такой же степени богато, ибо каждый человек - индивид. Личность - это понятие весьма богатое по содержанию, включающая не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека».

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 30.46 Кб (Скачать)

ИНДИВИД И ЛИЧНОСТЬ

В предыдущем пункте мы уже затронули данный вопрос. Мне хотелось бы более обширнее осветить его, т.к. «личность и индивид являются противоположными как по объему, так и по содержанию. В понятии «индивида» не фиксируется каких-либо особенных или единичных свойств человека, поэтому по одержанию оно является очень бедным, зато по объему оно в такой же степени богато, ибо каждый человек - индивид. Личность - это понятие весьма богатое по содержанию, включающая не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека».

Прежде всего, возникает  вопрос, - когда рождается личность, что этому способствует или препятствует? Очевидно, что к новорожденному ребенку  термин «личность» не применим, хотя все  люди появляются на свет как индивиды и как индивидуальности. Индивидуальность ребенка нарастает к двухлетнему  возрасту, в котором повышается интерес  к миру и освоению собственного «Я». Именно в этот период и проявляются  первые черты личностного поведения, когда ребенок попадает в ситуации свободного выбора.Дальнейшее развитие личности связано с «прохождением» других возрастных периодов и, с другой стороны, - с особенностями развития девочек и мальчиков, девушек и юношей. Возраст, пол, профессия, круг общения, эпоха - всё это формирует личность. На жизненном пути возможны взлеты и падения, рубежами в жизни становятся отрыв от родительской семьи, создание собственной, рождение детей и т.д.

Итак, становление  личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называется социализацией.

Личность есть категория  духовно-религиозная, индивид же есть категория натуралистически-биологическая. Индивид есть часть природы и  общества. Личность не может быть частью чего-то

Сила воли и сила духа личности, её нравственная доброта  и чистота не могут реализовываться  никаким другим способом, как только в реальной практической деятельности и в определенных социальных условиях. Поступки человека являются важнейшим  фактором, характеризующим личность - это не слова, а дела человека, и  даже в священном писании не случайно говорится о воздаянии «каждому по делам его». И когда дело доходит  до реальных поступков человек понимает, как трудно и тяжко быть личностью, быть свободным, честным, принципиальным.

  ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, ЛИЧНОСТИ  И ОБЩЕСТВА

Факты свидетельствуют, что социальное пространство для  многих наших современников является разорванным, антигуманным, антисоциальным, закрытым и ущербным для личности.

Один из коренных вопросов XX и начала XXI вв. — это  вопрос о смысле человеческого существования, о ценности каждой человеческой жизни. Реальность такова: все более углубляется  основное противоречие современной  цивилизации, суть которого выражается в углубляющемся разрыве между  уровнем постоянно растущих потребностей личности на достойную жизнь, самореализацию своих жизненных сил и ограниченными  возможностями их реализации в пределах существующего социального пространства.

Углубление, этого  противоречия ведет к деградации личности, к усилению ее апатии и  отчаяния, к укреплению ложных ценностей  в ее духовном смысле, что и является в конечном счете причиной преждевременной ее гибели или ассоциативного поведения. Миллионы людей во всем мире не испытывают удовлетворения от прожитой жизни, так как не смогли найти своего места в ней, и все их силы были затрачены на зарабатывание денег. В результате теряется смысл человеческого существования.

Углубление противоречия между личностью и обществом  — одна из коренных причин разбалансированности социального пространства, таящая в  себе еще большие возможности  нарастания социальных взрывов и  катастроф.

Поиск путей защиты жизненных сил человека, его чести  и достоинства — одна из кардинальных проблем, которая стоит сегодня  перед человечеством. От ее решения  во многом зависят темпы социального  прогресса, ценности и духовные принципы будущего.

Есть много способов защищать личность в современном  мире, поднять ее человеческое достоинство. Но еще больше существует возможность  унизить, растоптать ее права, лишить смысла существования, а иногда и самого главного — права на жизнь.

В обществе личность зависит от других индивидов, от социального  пространства, в частности от типа государства, которое сегодня является главным регулятором в отношениях между личностью и обществом.

Однако очень важно  подчеркнуть, что личность — не только продукт общественных отношений, она  не только впитывает в себя нормы  и ценности социального окружения  в процессе социализации, но, во-первых, делает это каждый раз в специфичной  форме в зависимости от наличного  творческого потенциала, во-вторых, впитывая социальное влияние и раскрывая  свои жизненные силы, формируя волю, убеждения, свой внутренний мир в  установках, в поведении, оказывает обратное влияние на социальное пространство, преобразуя его в соответствии с вырабатываемыми ценностями.

Мир хрупок для всех личностей, но наиболее незащищенными  в нем являются в большей мере одаренные, талантливые, склонные к большей самоотдаче. Исследования свидетельствуют, что выше творческий потенциал личности и меньше степень его реализации, тем больше страдания человека.

В начале XXI в. очень важно, наконец, признать простую истину: люди приходят в мир с разными потенциалами, творческими возможностями, одаренностью, талантом. А потому поддержка одаренных людей, творчески богатых, - дело всего общества, его политики, проектов и программ.

Сегодня пирамида социального  устройства перевернута. Нередко, образно  говоря, обществом управляют люди, которые должны были бы управлять  автобусом, а те, которые могли  бы управлять общественными делами, творить науку, искусство, музыку, часто  оказываются не у дел.

Каждая личность должна выбрать свою роль, функцию но никто не знает, какие они. Выбор делает каждый человек общество только создает возможности для свободы выбора и помогает человеку достойно пройти свой жизненный путь.

Необходимы колледжи, лицеи, специальные художественные и научные школы для одаренных  людей. Но доступ в них должен быть всеобщим, критерий отбора - степень  одаренности профессиональной пригодности  человека к будущей работе.

Словом, социальная сущность современного развития общества против «социальной одинаковости», «социальной уравниловки», но и против аморальных отношений между людьми. 
 

Статус (от лат. status — положение, состояние) — положение гражданина.

Социальный  статус обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладает определенным престижем.

Все социальные статусы  можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и  те, которые личность достигает своими собственными усилиями.

Разнообразие  статусов

Существует широкий  диапазон статусов: предписанные, достигаемые, смешанные, личные, профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные и кровно-родственные, которые относятся к разновидности  основных статусов.

Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя и т. д. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются. Они вообще трудно определимы, скажем, у прохожего. Но они есть, хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения, мышления и чувствования. Так, статус профессора определяет очень многое в жизни данного человека. А его временный статус прохожего или пациента? Конечно же нет.

Итак, человек имеет  основные (определяющие его жизнедеятельность) и неосновные (влияющие на детали поведения) статусы. Первые существенно отличаются от вторых.

За каждым статусом — постоянным или временным, основным или неосновным — стоит особая социальная группа либо социальная категория. Католики, консерваторы, инженеры (основные статусы) образуют реальные группы. Например, пациенты, пешеходы (неосновные статусы) образуют номинальные группы или  статистические категории. Как правило, носители неосновных статусов никак  не согласуют поведение друг с  другом и не взаимодействуют.

Люди обладают множеством статусов и принадлежат ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков: коммерсанты ценятся выше сантехников или разнорабочих; мужчины обладают большим социальным «весом», чем женщины; принадлежность к титульному этносу в государстве не одно и то же, что принадлежность к национальному меньшинству, и т. д.

Со временем в  общественном мнении вырабатывается, передается, поддерживается, но, как  правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов и  социальных групп, где одних ценят  и уважают больше других.

Место в такой  незримой иерархии называется рангом, который бывает высоким, средним или низким. Иерархия может существовать между группами в рамках одного общества (интергрупповая) и между индивидами в рамках одной группы (интрагрупповая). И место человека в них выражают также термином «ранг».

Несовпадение статусов вызывает противоречие в интергрупповой и интрагрупповой иерархии, которое возникает при двух обстоятельствах:

  1. когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй — низкий;
  2. когда права и обязанности статуса одного человека противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

Высокооплачиваемый  чиновник (высокий профессиональный ранг) скорее всего будет обладателем также высокого семейного ранга как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокие ранги в других группах — среди друзей, родственников, сослуживцев.

Хотя статусы вступают в социальные отношения не прямо, а только косвенно (через их носителей), они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений.

Человек смотрит  на мир и относится к другим людям в соответствии со своим  статусом. Бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся  к бедным. Владельцы собак не понимают людей, любящих чистоту и порядок  на газонах. Профессиональный следователь, хотя и бессознательно, делит людей  на потенциальных преступников, законопослушных  и свидетелей. Русский скорее проявит  солидарность с русским, чем с  евреем или татарином, и наоборот.

Политические, религиозные, демографические, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и  содержание социальных отношений людей.

Роль (франц. role) — образ, воплощенный актером.

Социальная  роль — это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли — это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.

Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается  почтительность по отношению к последним. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. Статус женщин отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного поведения, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль — это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль — действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей. Социальная роль состоит:

  • из ролевого ожидания (экспектации) и
  • исполнения этой роли (игры).

Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными.

Институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены)

Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их)

Нормы культуры усваиваются  в основном через обучение ролям. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли. Только немногие нормы принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той или иной личности. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид действительно становится частью общества.

Рассмотрим некоторые  определения социальной роли:

  • фиксация отдельного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений;
  • функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию;
  • общественно необходимый вид деятельности и способ поведения личности, которые несут печать общественной оценки (одобрение, осуждение и т. д.);
  • поведение личности в соответствии с ее общественным статусом;
  • обобщенный способ выполнения определенной социальной функции, когда от человека ожидаются определенные действия;
  • устойчивый стереотип поведения в определенных социальных ситуациях;
  • совокупность объективных и субъективных ожиданий (экспектаций), производных от социально-политической, экономической или какой-либо другой структуры общества;
  • социальная функция личности, соответствующая принятым представлениям людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений;
  • существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение, в его взаимодействии с другими индивидами;
  • система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение, т. е. как он представляет модель своего собственного поведения во взаимодействии с другими индивидами;
  • открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение;
  • представление о предписанном шаблоне поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации;
  • предписанные действия, характерные для тех, кто занимает определенную социальную позицию;
  • набор норм, определяющих, как должен вести себя человек данного социального положения.

Информация о работе Индивид и личность