Имплозия — методика наводнения
в воображении. Цель имплозии — вызвать
интенсивный страх в воображении,
который приведет к уменьшению страха
в реальной ситуации. Изменение происходит
в результате длительного пребывания
в ситуации, ранее сопровождавшейся
страхом, поскольку теперь она не
приводит к последствиям, вызывающим
страх. В общих чертах повторяется
методика систематической десенсибилизации,
но без сопутствующей релаксации.
Человека погружают в воображаемую
ситуацию в ее наиболее устрашающей
форме — в воображении клиента
активизируется стимул (или его символический
заменитель) и осуществляется длительный
контакт с ним. Поместив, таким
образом, клиента в наихудшее
для него условие, психолог пытается
вызвать у него внутренний взрыв
тревоги, к которой организм (после
повторных столкновений с ситуациями,
вызывающими панику) должен привыкнуть
вплоть до полного ее исчезновения.
Методика имплозии осуществляется
в два этапа.
1. Составляется схема
иерархии страхов. Клиенту объясняется
механизм действия метода, подчеркивается
важность максимального эмоционального
вовлечения в воображаемые сцены.
Он должен как можно более
точно представить ситуацию (или
предмет) зрительно, почувствовать
осязательно, вспомнить звуковые,
запаховые и другие характеристики
ситуации (предмета), вызывающие страх.
2. Собственно имплозия. Клиент
моделирует в воображении ситуацию,
вызывающую страх.
Уровень вовлеченности клиента
и интенсивность испытываемого
страха психолог оценивает по поведению
клиента (по двигательной активности,
напряжению мышц, мимике, вегетативным
реакциям). Основная задача психолога
заключается в том, чтобы поддерживать
достаточно высокий уровень страха.
Если уровень тревоги
у клиента снижается, то психолог
вводит дополнительное описание ситуации,
чтобы усилить страх. Вмешательство
психолога повторяется в течение
занятия несколько раз, пока уровень
тревоги не будет существенно
снижен. Например, клиента, испытывающего
сильный страх перед змеей, просят
вообразить, что он берет ее в
руки. По мере снижения уровня страха клиента
можно попросить представить
себе, что змея кусает его в палец, в
лицо и т.д. Фантазия психолога здесь может
быть безгранична. Необходимо стремиться
к тому, чтобы поддерживать достаточно
высокий уровень страха в течение 40—45
мин. После окончания процедуры с клиентом
обсуждаются помехи, препятствовавшие
значительной эмоциональной вовлеченности,
и он получает домашнее задание: проводить
самостоятельно тренировки 1 раз в день
в период между встречами с психологом.
На последующих занятиях
используются другие ситуации, поскольку
угашение уже проигранных в воображении
ситуаций происходит ускоренным темпом.
Иногда методику имплозии
используют в качестве тренировочной
перед применением метода наводнения.
Имплозия — это методика
наводнения в воображении. В отличие
от систематической десенситизации
при проведении имплозии не нужно осваивать
методику Джекобсона. Пациенту предлагается
сразу погрузить себя (вообразить) в наиболее
страшные ситуации в течение максимально
длительного периода. Цель имплозивной
терапии состоит в том, чтобы вызвать интенсивный
страх, который приведет к уменьшению
страха в реальной ситуации. Угасание
страха происходит в результате длительного
столкновения с ситуацией, ранее сопровождавшейся
страхом, поскольку теперь эта ситуация
не приводит к последствиям, вызывающим
страх. При этой методике врач актуализирует
в воображении больного стимул или его
символический заменитель, на который
зафиксировался страх, заставляет больного
длительно сталкиваться с ним, однако
без сопровождения другими стимулами
(последствиями), подкрепляющими страх.
Техника имплозии включает
несколько этапов. На первом диагностическом
этапе составляется иерархия страхов.
Больному объясняют механизм лечебного
действия метода, подчеркивается важность
его активного участия в лечении.
Он должен будет представлять в воображении
ряд сцен, в которые ему нужно
максимально вовлечься эмоционально,
как можно точнее представить ситуацию
или объект зрительно, почувствовать его
осязательно, вспомнить звуковые и другие
характеристики ситуации или объекта,
вызвавшего страх. Второй этап — это представление
ситуаций (собственно имплозия). Больной
представляет ситуации, вызывавшие ранее
наибольший страх. Об уровне вовлеченности
больного и вследствие этого об интенсивности
испытываемого им страха врач делает заключение
на основании наблюдения за поведением
пациента. Сильный страх вызывает моторную
активность: общее напряжение мышц всего
тела и отдельных мышечных групп, например,
жевательной мускулатуры, ограниченные
движения или сокращения каких-либо мышц,
мимические реакции и т. д. Кроме того,
могут наблюдаться вегетативные реакции
(сосудистые реакции на лице, потливость),
сердцебиение, улавливаемое по пульсации
каротид, височных артерий и т. д. Задача
психотерапевта — поддерживать достаточно
интенсивный уровень страха. Если уровень
тревоги снижается, то врач вводит дополнительные
описания ситуации, чтобы усилить страх.
Это вмешательство врача повторяется
в течение сеанса несколько раз и до тех
пор, пока уровень тревоги существенно
не будет снижаться. Задача психотерапевта
состоит в том, чтобы поддерживать высокий
уровень тревоги в течение 40-45 минут. После
окончания процедуры обсуждают помехи,
препятствовавшие значительной эмоциональной
вовлеченности. Пациент получает самостоятельное
задание на дом: проводить подобные тренировки
один раз в день. В последующих сеансах
могут использоваться в представлении
другие ситуации, вызывающие страх, поскольку
угасание уже проигранных ситуаций происходит
убыстряющимся темпом. Обычно все лечение
занимает несколько сеансов, после чего
можно переходить к технике наводнения.
Ниже, в качестве примера, приводим вербализацию,
помогавшую поддерживать высокий уровень
страха при страхе при страхе покраснения.
«Представьте себе ситуацию,
когда вам предстоит выступление
перед аудиторией... Вы видите полностью
заполненный зал... слышите шум, гудение
голосов... Объявлено ваше выступление...
Вы идете к трибуне... Вы видите, как
центрируете все больше внимание
к себе... Вы уже на трибуне... Окружающие
начинают разглядывать вас... Вы молчите...
Вы видите ехидные улыбки некоторых...
Часть публики начинает перешептываться...
Некоторые люди показывают соседям
пальцем на вас... Вы молча продолжаете
стоять на трибуне... Напряжение в зале
нарастает... Большинство перестало
заниматься чем-то посторонним... Все
пристально разглядывают вас... Начинается
обсуждение вас... Кто-то смеется по
вашему поводу... Вы слышите отдельные
реплики относительно вас... Самые
негативные оценки... Вы продолжаете молча
стоять на трибуне... Зал начинает смеяться...»