Императивное и манипулятивное общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 11:17, доклад

Описание работы

Результатом деятельности является обычно создание какого-либо материального или идеального предмета, продукта (например, формулировка мысли, идеи, высказывания).

Работа содержит 1 файл

Императивное и манипулятивное общение.pptx

— 679.20 Кб (Скачать)

    Выполнила ст.группы ДЭБ-201

    Пахомова  Е.В.

    Руководитель: Бажданова Ю.В. 

Императивное  и

  манипулятивное

общение

 
 

    Деятельность

    • Результатом деятельности является обычно создание какого-либо материального или идеального предмета, продукта (например, формулировка мысли, идеи, высказывания).
 
 
 
 
 
 
 
 

    Общение

    • Итогом общения становится взаимное влияние людей друг на друга. И деятельность, и общение следует рассматривать как взаимосвязанные стороны развивающей человека социальной активности.
 
 

Между общением и деятельностью, как видами

человеческой  активности, существуют различия.  
 

Два основных вида 
социальных контактов

    • В реальной жизнедеятельности человека общение  и деятельность как специфические  формы социальной активности выступают  в единстве, но в определённой ситуации могут быть реализованы и независимо друг от друга.
    • Содержание категории общения многообразно: это не только вид человеческой деятельности, но и условие, и результат этой же деятельности; обмен информацией, социальным опытом, чувствами, настроениями.
    • Массовое  общение - это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации.
    • Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Оно подразумевает известную психологическую близость партнёров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности.
    • В социальной психологии выделяют три различных по своей ориентации типа межличностного общения:
    • Императив
    • Манипуляцию
    • Диалог.
 
 

   
межличностное и массовое

общение

    • -   это авторитарная, директивная форма воздействия на партнёра по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определённым действиям или решениям.
    • В данном случае партнёр по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной, "страдательной" стороной. Особенность императива в том, что конечная цель общения - принуждение партнёра - не завуалирована. В качестве средств описания влияния используются приказ, указания, предписания и требования.
 
 

Императивное  общение 

    • Императивное  общение отличается тем, что один из партнёров по общению стремится подчинить себе другого, хочет контролировать его поведение и мысли, принуждает к определённым действиям.
    • К такому типу общения не редко прибегают строгие родители, стремясь ограничить во всём своих детей. Они говорят, когда надо встать с постели когда лечь спать, что нужно есть и нельзя пить, что надеть и как разговаривать с их знакомыми и т.д. 
    • При этом партнёр по общению рассматривается как машина, которой надо управлять, как бездушный объект воздействия; он выступает пассивной, «страдательной» стороной.
 
    • Особенность авторитарного воздействия заключается в том, что конечная цель общения – принуждение партнёра к чему-либо – не скрывается. Вам прямо и откровенно говорят, что вы должны обязательно сделать. Например: «Немедленно убери за собой!». В качестве средств императивного общения используются приказы, указания, предписания, требования, угрозы и пр. 
       
    • Однако  в некоторых профессиях этот тип  общения используется достаточно эффективно. Сюда можно отнести:
    • отношения в армии, где всё определено воинским уставом;
    • отношения между начальником и подчинённым;
    • все виды работ в экстремальных условиях, при чрезвычайных обстоятельствах, когда нет времени на обсуждения и промедление может привести к непоправимым потерям.

    Но можно  выделить и те сферы человеческих отношений, где применение императива неуместно.

    • Это отношение между друзьями, супругами,

    детско-родительские контакты, а также вся система  педагогических отношений. 

    • - это распространённая форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнёра по общению с целью достижения своих скрытых намерений.
    • Как и императив, манипулятивное общение предполагает объектное восприятие партнёра по общению, который используется манипулятором для достижения своих целей. Роднит их и то, что при манипулятивном общении также ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Коренное отличие состоит в том, что партнёр не информируется об истинных целях общения; они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.
 
 

Манипуляция

    • Манипулятивное общение сходно с императивным.
    • Цель его – оказать воздействие на партнёра по общению. Но здесь достижение своих намерений осуществляется скрыто. Как и императив, манипуляция стремится добиться контроля над повидение и мыслями другого человека.
    • Чаще всего манипуляции встречаются в сфере бизнеса и деловых отношений.
    • Широко распространён манипулятивный стиль общения также в области рекламы и пропаганды. 
    • Мы сами того не зная, нередко прибегаем к подобным отношениям. Самый простой вариант добиться своего – задобрить партнёра по общению. Если вы, перед тем как попросить своего приятеля о чём-то, сделаете ему небольшой подарок или скажите комплимент, то он будет более расположен пойти вам навстречу.
    •  
      Следует отметить, что использование средств манипулятивного воздействия во всех сферах взаимоотношений может принести определённый вред. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на любви, дружбе и взаимной привязанности. 
      При манипулятивном типе общения мы не видим в партнёре целостную уникальную личность. Он становится для нас носителем определённых, «нужных» нам свойств и качеств. Скажем, мы дружим с Петей только потому, что его все боятся, и его можно использовать для устрашения окружающих. 
    • Нередко человек, выбравший в качестве основного  именно этот тип общения с другими, в итоге сам становится его  жертвой. Общаясь с самим собой, он начинает оценивать себя как одну из шахматных фигур на доске, руководстваваться ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни.
    • Как отмечают психологи, манипулятора характеризуют лживость и примитивность чувств, апатия к жизни, состояние скуки, черезмерный самоконтроль, цинизм, недоверие к себе и другим.
    • Профессии педагога и психолога можно отнести к наиболее подверженным манипулятивным отклонениям. Например, в ходе обучения учитель всегда использует элементы манипуляции (сделать урок интереснее, озадачить учащихся, привлечь их внимание и т.д.). Это часто приводит к появлению у педагогов необычайно живучей потребности объяснять, учить, доказывать, проявляющейся даже тогда, когда этого не требуется. 
    • Иперативную и манипулятивную форму общения можно охарактеризовать как монологическое общение.
    • Человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его.
    • Как говорил по этому поводу А.А. Ухтомский, человек видит вокруг себя не людей, а своих «двойников».
    • Под манипулятивными техниками понимаются всевозможные отвлекающие обманные приемы и способы воздействия (например, техника «запускания» слуха), которые побуждают собеседника к действиям и высказываниям, наносящим ущерб его интересам и которых он бы не совершил, если бы не был введен в заблуждение другой стороной.
    • Обычно, когда рассматриваются манипулятивные техники, главный акцент делается на так называемый «элемент надувательства», используемый вами по отношению к оппоненту.
    • Рассмотрим некоторые техники:
 

Использование манипулятивных

техник  в деловом общении

    • Провоцирование  ваших защитных реакции  оппонент стремится вызвать у вас своеобразное чувство вины в связи с позицией, которую вы занимаете в беседе. Партнер может допытываться, выражать сомнение, как бы предполагая, что ваша позиция не совсем разумна или неконструктивна.
 
    • Провоцирование  вашего замешательства и дезориентации. Основной замысел такой техники — опрокинуть, расстроить, нарушить ваши планы, вывести вас из равновесия, побудить к действиям и высказываниям, которые могут нанести ущерб вашим интересам.
 
    • Формирование  впечатления, что  партнер настроен на сотрудничество. Ваш оппонент тем или иным образом демонстрирует вам высокий уровень понимания ваших проблем, текущих потребностей, однако одновременно выражает сожаление, что не может помочь или оказать вам услугу;
    • Игра  на вашем чувстве  безысходности. Основная цель подобных техник — подвести человека к тому, чтобы он сам поверил в «единственный» выход из создавшейся трудной ситуации, когда трудности множатся, материальные проблемы возрастают.
 
    • Игра  на чувстве жадности. Основной замысел этой техники — убедить оппонента воспользоваться открывшейся необыкновенной возможностью, чтобы отважиться принять рискованное предложение, сулящее огромные выгоды в будущем.
 
    • Намеренное  «затягивание» времени  обсуждения. Общий замысел подобных техник — поддержать у вас состояние уверенности, что соглашение может быть достигнуто в любой момент.
 
    • Провоцирование  вашего интереса к  партнеру. Содержание этих техник — произвести такое впечатление на оппонента в ходе беседы, чтобы он сам захотел развивать отношения с другой стороной.

Спасибо за внимание!

Информация о работе Императивное и манипулятивное общение