Иллюзии восприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 19:17, реферат

Описание работы

Процесс восприятия протекает в связи с другими психологическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (мы можем осознать, что перед нами только когда воспринимаемому образ мы можем его назвать: ребенок), чувствами (определенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной форме произвольно организуем процесс восприятия). Восприятие может быть не совсем адекватным, объект по разным причинам может восприниматься искаженно или двойственно.

Работа содержит 1 файл

Иллюзии восприятия.doc

— 55.50 Кб (Скачать)

1.Общая характеристика восприятия. Восприятие — весьма сложный, но вместе с тем, единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас. Это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей. Оно включает в себя прошлый опыт человека в виде представлений и знаний. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов.

Процесс восприятия протекает  в связи с другими психологическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (мы можем осознать, что перед нами только когда воспринимаемому образ мы можем его назвать: ребенок), чувствами (определенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной форме произвольно организуем процесс восприятия). Восприятие может быть не совсем адекватным, объект по разным причинам может восприниматься искаженно или двойственно.

2. Что такое  иллюзии восприятия? В само общем смысле иллюзии восприятия представляют собой явление ошибочного (ложного) или искаженного характера. Иллюзии наблюдаются в любых видах восприятия (зрительного, слухового и др.). Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т. п., но и физическими факторами и явлениями: освещенность, положение в пространстве и др.

3. Общая характеристика зрительных иллюзий. Искажения зрительного образа иначе называются зрительными иллюзиями. Это неправильное или искаженное восприятие величины, формы и удаленности предметов. Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т. д., но и физическими факторами и явлениями: освещенностью, положением в пространстве и др.

Тот факт, что огромное большинство людей получают иногда одинаковые ошибочные зрительные впечатления, говорит о достаточной объективности нашего зрения. Подавляющее большинство иллюзий зрения возникает не из-за оптического несовершенства глаза, а из-за ложного суждения о видимом, поэтому можно считать, что обман здесь возникает при осмыслении зрительного образа. Такие иллюзии исчезают при исключении некоторых факторов, мешающих правильному восприятию. Иногда иллюзии зрения появляются вследствие особых условий наблюдения, например: наблюдение одним глазом, наблюдение при неподвижных осях глаз, наблюдение через щель и т. п. Такие иллюзии исчезают при устранении необычных условий наблюдения.

3.1.Иллюзии восприятия размера.

3.1.1. На рисунке белый квадрат на черном кажется больше черного квадрата на белом фоне. На самом деле фигуры одинаковы. Эта иллюзия объясняется явлением иррадиации (по-латыни — неправильное излучение): светлые предметы на темном фоне кажутся больше своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона. Это происходит вследствие несовершенства хрусталика. Зная о данном свойстве черного цвета скрадывать размеры, дуэлянты в XIX веке предпочитали стреляться именно в черных костюмах в надежде на то, что противник промахнется при стрельбе.

Мы воспринимаем объекты целостно, вместе с окружающими их другими объектами, фоном или обстановкой. И этим объясняется самое большое количество зрительных иллюзий, встречающихся в практике.

3.1.2. Часто иллюзии объясняются тем, что свойства фигуры мы ошибочно переносим на ее части. Отрезки на рисунке равны, хотя верхний и кажется больше (иллюзия Мюллера-Лайера).

3.1.3. Еще один пример иллюзии подобного рода: параллелограмм Зандера (1926).На самом деле отрезки AB и BC равны.

3.1.4.Вертикальная линия воспринимается как более длинная. 
Если же смотреть на рисунок одним глазом, то эффект несколько уменьшается

3.1.5. Посмотрите на цифры «3» и «8». Вам кажется, что верхняя половина каждой цифры равна нижней. Перевернем эти цифры: разница в размере верхних и нижних половин становится очевидной.

Кроме того, вертикальные параллельные линии при значительной их длине обычно кажутся в верхней  части слегка расходящимися, а горизонтальные — сходящимися.

К рассматриваемой группе иллюзий  относятся также иллюзии заполненного пространства. Заполненное пространство, по которому глаз скользит горизонтально, удлиняется. Так, например, на море все  расстояния кажутся меньшими, так  как беспредельный простор моря является пространством неподразделенным. Здания, украшенные фигурами и орнаментами, кажутся нам больше своей действительной величины.

Ещё во времена античности людей  приводил в замешательство тот факт, что на горизонте луна и солнце кажутся больше, чем когда они находятся высоко в небе. Этот обман зрения получил название иллюзии луны. Эффект состоит в том, что наличие земли создает впечатление, что луна у горизонта находится дальше, чем луна в зените, так как заполненное пространство между наблюдателем и горизонтом создает впечатление большей протяженности, чем незанятое пространство между наблюдателем и небом над головой. Поэтому нам кажется, что луна на горизонте выглядит больше, чем взошедшая луна.

Мы вообще привыкли, что  все удаляющиеся к горизонту предметы уменьшаются на сетчатке по своим линейным размерам: люди, поезда, облака, самолеты... «Если бы мы увидели аэроплан, поднявшийся над горизонтом за дальней деревней, такого же размера, как видим его над головой, он показался бы больше самой деревни и, вероятно, представлял бы ужасающее зрелище», — пишет известный английский физик Уильям Брэгг в книге «Мир света». Так и луна: приближаясь к горизонту, она должна была бы уменьшаться в размерах, как самолет, этого властно требует опыт. А так как «возле горизонта» означает для наших «бессознательных умозаключений», что луна стала дальше, чем когда находилась над головой, надо что-то делать с фактом углового постоянства углового размера диска. Вот и получается психологически, что диск стал крупнее. Иначе, удаляясь, он никак не мог бы оставаться того же углового размера. И мы видим луну огромной!

3.2. Иллюзии искажения.

Многие иллюзии объясняются  способностью нашего зрения преувеличивать видимые нами на плоских фигурах  острые углы. Возможно, этого рода иллюзии  появляются из-за явления иррадиации, так как расширяется видимое  нами светлое пространство около  темных линий, ограничивающих острый угол. Возможно также, острый угол увеличивается по причине общепсихологического контраста, так часто острые углы лежат рядом с тупыми, и влияние оказывает обстановка. Большое значение этих иллюзий имеет направление движения глаз и их подвижность вообще. Если имеется излом линий, то наш глаз в первую очередь «схватывает» острый угол, так как ось поля зрения перемещается сначала по кратчайшему направлению и лишь затем обследует стороны тупых углов. 3.2.1. Из-за преувеличения острых углов искажаются и истинные соотношения частей видимой фигуры. На рисунке параллельные линии кажутся непараллельными. 3.2.2. Иногда изменение направления линий и искажение формы фигуры происходит также из-за того, что глаз следит за направлениями других линий, находящихся в поле зрения. Таким образом, возможны случаи сочетания причин, вызывающих иллюзию зрения, например преувеличение острых углов и психологический контраст, или одного из этих обстоятельств, и того, что взгляд скользит по окружающим её линиям фона. К такому типу иллюзий относится и так называемый эффект веера (иначе — иллюзия Геринга). На самом деле две центральные прямые — параллельны. 3.2.3. Известны иллюзии, причина которых кроется в уподоблении (ассимиляции) одной части фигуры другой. Так, прямая касательная к кружкам разных радиусов кажется кривой  (иллюзия С. Томпсона).

3.3. Меняющийся  рельеф и перспектива.

Интересные зрительные иллюзии имеют место при условиях видимого нами рельефа или глубины  рисунка. Возникновение этих иллюзий  связано со способностью глаза видеть предметы на  разных  расстояниях, со способностью воспринимать пространство по яркости предметов, по их теням и по числу промежуточных объектов. С другой стороны, эти иллюзии возникают и в процессе осмысливания видимого. Мозг, воспринимая предмет, искажает видимое нами рельефное изображение. 3.3.1. Куб то кажется видимым сверху, то сбоку; раскрытая книга то кажется изображенной корешком к нам, то корешком от нас. Это происходит как по нашему желанию, так и непроизвольно и иногда даже наперекор нашему желанию.

3.4. Портретные  иллюзии. Многим приходилось видеть портреты, которые всегда смотрят на нас, следя за нашими передвижениями и обращая глаза туда, куда мы переходим. Это объясняется тем, что зрачки глаз на портрете помещены в середине разреза глаз. Когда мы отходим в сторону от портрета, зрачки, конечно, своего положения не меняют — остаются посреди глаз, а так как все лицо мы продолжаем видеть в прежнем положении по отношению к нам, то нам и кажется, что портрет повернул голову и следит за нами.

3.5. Иллюзии при движении объекта.

При движении объекта  наблюдения встречается также ряд  зрительных иллюзий, которые обусловлены  некоторыми свойствами нашего зрительного  аппарата. Это можно объяснить  способностью нашего глаза в течение  долей секунды удерживать зрительное впечатление, хотя видимый предмет уже исчез из вида. Эти иллюзии связаны с последовательными движущимися образами. На свойстве нашего глаза в течении 0,1 секунды «видеть» то, что уже исчезло основан кинематограф: при смене 24-х кадров в секунду и при перекрытии окна проектора в момент смены кадра особым экраном (обтюратором) наш глаз не замечает этой смены и воспринимает не движение ленты, а более медленное движение фигур, проектируемых на экран. Телевидение также использует закон зрительного впечатления. В этом случае на люминесцирующем экране электронно-лучевой трубки приемника электронный луч, с очень большой скоростью, как бы «рисует» изображение видимой нами картины, двигаясь по горизонтальным строкам и от строки к строке смещаясь по вертикали. Вследствие большой скорости перемещения электронного луча от верхней части экрана строчками до нижней его границы, мы не замечаем этого движения, а воспринимаем изображение в целом. 3.5.1. Если длительно фокусировать зрение на картинке, или же на отдельном ее участке, то кажется, что зерна не двигаются.

3.6. Иллюзии восприятия цвета. Иногда при рассматривании цветных объектов мы также встречаемся с ошибками зрения или иллюзиями. Во-первых, иногда о насыщенности цвета мы ошибочно судим по яркости фона или по цвету окружающих его предметов. В этом случае действуют также закономерности контраста яркостей: цвет светлеет на темном фоне и темнеет на белом. Еще один тип иллюзий связан со смещением максимума относительной видимости при переходе от дневного зрения к сумеречному: при низкой освещенности глаз обладает пониженной чувствительностью к цветам длинноволнового участка видимого спектра (красные, оранжевые), но зато обладает повышенной чувствительностью к цветам коротковолновой части спектра (синие, фиолетовые). 3.6.1. Сконцентрируйте взгляд на центр картинки. Через некоторое время расплывчатые цветные образы исчезнут и превратятся в сплошной белый фон, исчезнув таким образом. Это электромагнитные волны, отвечающие за цвета, попадают к нам в глаза, но цвета мы перестаем видеть. 3.6.2. Окружности мерцаний. Сосчитайте белые и черные точки на окружностях.

3.7. Влияние знания об объекте на восприятие. Особенно ярко избирательность восприятия и влияние знания об объекте на процесс восприятия демонстрируют такие типы зрительных иллюзий, как восприятие двойных картинок и распознавание. 3.7.1. А на этом «загадочном портрете генерала» изображено сразу 9 персонажей. Зная об этом, воспринимающий может различить всех их.

4. Другие иллюзии.

Эффект Мак-Гурка проявляется в том, что слуховая и зрительная информация, которую несёт в себе речь, взаимодействуют между собой и влияют на то, что мы слышим. Иллюзия Вебера. Холодные предметы кажутся тяжелее, чем теплые предметы того же веса. Иллюзия Мюллера-Шумана. После многократного поднимания тяжелого груза более легкий груз кажется легче, чем он есть в действительности и, наоборот, после поднимания легкого груза более тяжелый кажется еще тяжелее.


Информация о работе Иллюзии восприятия