Игровая терапия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 21:55, доклад

Описание работы

Игровая терапия — метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. В современной психокоррекции взрослых игра используется в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывании различных ситуаций и др. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

Работа содержит 1 файл

Игровая терапия.docx

— 16.42 Кб (Скачать)

Игровая терапия — метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. В современной психокоррекции взрослых игра используется в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывании различных ситуаций и др. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

Характерная особенность игры — ее двуплановость, присущая также драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре:

1. Играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач

2. Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами.

Основные функции  психолога, ведущего игровые занятия

1. Создание атмосферы принятия ребенка.

2. Эмоциональное сопереживание ребенку.

3. Отражение и вербализация его чувств и переживаний в максимально точной и понятной ребенку форме.

4. Обеспечение в процессе игровых занятий условий, актуализирующих переживания ребенком чувства достижения собственного достоинства и самоуважения.

Принципы осуществления  игротерапии

1. Коммуникация ребенку его безусловного принятия (дружеские равноправные отношения с ребенком, принятие ребенка таким, какой он есть, ребенок — хозяин положения, он определяет сюжет, тему игровых занятий, на его стороне инициатива выбора и принятия решения).

2. Недирективность в управлении коррекционным процессом: отказ игротерапевта от попыток ускорить или замедлить игровой процесс; минимальность числа ограничений и лимитов, вводимых игротерапевтом в игру (вводятся лишь те ограничения, которые связывают игру с реальной жизнью).

3. Установление фокуса коррекционного процесса на чувствах и переживаниях ребенка: добиться открытого вербального выражения ребенком своих чувств; попытаться в кратчайшее время понять чувства ребенка и повернуть его исследование на самого себя; стать для ребенка своеобразным зеркалом, в котором он может увидеть себя.

Коррекционный процесс не происходит в игре автоматически. Он возможен лишь при условии, что психолог, сензитивный к чувствам ребенка, принимает его установки и выражает искреннюю веру в возможности ребенка принять на себя ответственность за решение проблемы. Диалогическое общение ребенка со взрослым через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств ребенка становится основным механизмом коррекционного воздействия в игротерапии.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И  ФОРМЫ ИГРОТЕРАПИИ

1. Если в качестве критерия выдвинуть теоретический подход, то можно   выделить виды:

— игротерапию в психоанализе;

— игротерапию, центрированную на клиенте;

— игротерапию отреагирования;

— игротерапию построения отношений;

— примитивную игротерапию;

— игротерапию в отечественной психологической практике

2. По функциям взрослого в игре различают:

— недирективную игротерапию;

— директивную игротерапию.

3. По форме организации деятельности различают:

— индивидуальную игротерапию;

— групповую игротерапию;

4. По структуре используемого в игротерапии материала:

— игротерапию с неструктурированным материалом:

— игротерапию со структурированным материалом.

 

Функции игротерапии:

1. Диагностическая функция  заключается в уточнении психопатологии, особенностей характера ребенка  и взаимоотношений с окружающими.  Наблюдение за игрой позволяет  получить дополнительную информацию. В игре ребенок на сенсомоторном  уровне демонстрирует то, что  он когда-либо испытал. Иногда  такая связь совершенно очевидна, но иногда она может быть  отдаленной. Дети более полно  и непосредственно выражают себя  в спонтанной, инициированной ими  самими игре, нежели в словах. А требовать от ребенка, чтобы  он рассказывал о себе, значит - автоматически воздвигать барьер  в терапевтических отношениях, как  бы говоря ребенку: «Ты должен  подняться на мой уровень общения  и использовать для этого слова».

2. Терапевтическая функция  игры состоит в предоставлении  ребенку эмоционального и моторного  самовыражения, отреагирования напряжения, страхов и фантазий. Игра придает  конкретную форму и выражение  внутреннему миру, дает возможность  организовать свой опыт. Для ребенка  важен процесс игры, а не ее  результат. Он разыгрывает прошлые  переживания, растворяя их в  новом восприятии и в новых  формах поведения. Аналогичным  образом он пытается разрешить  свои проблемы и внутренние  конфликты, проиграть свое затруднение  или смущение. Результаты обследований  показывают, что в процессе игры  укрепляются и развиваются психические  процессы, повышается фрустрационная толерантность и создаются адекватные формы психического реагирования.

3. Обучающая функция игры  состоит в перестройке отношений,  расширении диапазона общения  и жизненного кругозора, реадаптации и социализации.

В этой связи представляется необходимым подчеркнуть различие между понятиями: «обучающая функция  игры» и «обучающие (развивающе-направленные) игры». Детей не нужно учить играть, не нужно заставлять их играть. Дети играют спонтанно, не преследуя каких-то определенных целей. И научение, т.е. приобретение разнообразного опыта, происходит постепенно и незаметно в процессе игры. А когда мы стремимся быстрее  развить у ребенка ассоциативное  и абстрактно-логическое мышление, эрудированность, придумываем специальные  техники, методики, называя их играми, пытаясь воздействовать на ребенка  с целью его обучения и воспитания, мы, таким образом, блокируем его  эмоциональность. Его душевное состояние, психическое развитие, самооценка и  формирование системы взаимоотношений  остаются вне сферы внимания. Такой  обучающий подход ничего общего с групповой игротерапией не имеет.


Информация о работе Игровая терапия