Иерархия потребностей по Маслоу

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:52, реферат

Описание работы

Абрахам Маслоу создал теорию человеческой мотивации, которая может быть приложена практически к любому аспекту и индивидуальной и социальной жизни. По мнению Маслоу - хорошая теория мотивации обязательно должна включать определенные положения. Это:
Индивид это интегрированное, организованное целое. Любая психическая или физическая потребность затрагивает человека полностью, если он голоден, он весь голоден: он хочет, есть, а не только его желудок.
Большинство желаний и побуждений человека взаимосвязаны. Это не всегда касается каких-то фундаментальных потребностей вроде голода или сна, но это определенно касается более сложных потребностей, таких, как любовь.

Содержание

Введение. – страница 3
2. Физиологические потребности – страница 5
3. Потребности в безопасности.- страница 5
4. Потребности в зависимости и любви.– страница 6
5 Потребности в оценке - страница 6
6 Потребности в познании – страница 7
7 Эстетические потребности – страница 8
8 Потребности в самоактуализации – страница 8
9 Заключение – страница 9
10 Список литературы – страница 10

Работа содержит 1 файл

Иерархия потребностей человека (Абрахам Маслоу) - Кваснюк. Е.Е.docx

— 29.17 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

 

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

 

Институт Современных  Технологий - Украина

ФАКУЛЬТЕТ Общей психологий

 

 

 

 

 

 

Кваснюк Елизавета  Егоровна

 

 

 

 

Иерархия потребностей человека (Абрахам Маслоу).

Реферат по психологии мотивации студента

2-го курса заочной формы обучения

 

 

 

 

 

 

Руководитель

_______________________

Высоков Игорь  Евгеньевич

 

 

 

 

 

 

 

Киев 2013

 

 

 

 

 

 

2 стр.

Содержание:

  1. Введение. – страница 3

2. Физиологические потребности  – страница 5

3.  Потребности в безопасности.- страница 5

4. Потребности в зависимости и любви.– страница 6

5 Потребности в оценке  - страница 6

6 Потребности в познании  – страница 7

7 Эстетические потребности  – страница 8

8 Потребности в самоактуализации  – страница 8

9 Заключение – страница 9

10 Список литературы –  страница 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 стр.

Введение

Абрахам Маслоу создал теорию человеческой мотивации, которая может  быть приложена практически к  любому аспекту и индивидуальной и социальной жизни. По мнению Маслоу - хорошая теория мотивации обязательно должна включать определенные положения. Это:

  1. Индивид это интегрированное, организованное целое. Любая психическая или физическая потребность затрагивает человека полностью, если он голоден, он весь голоден: он хочет, есть, а не только его желудок.
  2. Большинство желаний и побуждений человека взаимосвязаны. Это не всегда касается каких-то фундаментальных потребностей вроде голода или сна, но это определенно касается более сложных потребностей, таких, как любовь.
  3. Большинство предшествующих исследований исходило из того, что потребности можно выделять и изучать по отдельности, в терминах средств и целей. Более полное понимание мотивации требует внимания скорее к фундаментальным целям, чем к средствам их достижения.
  4. Мотивация людей происходит из ряда базовых потребностей, которые свойственны любому человеку на биологическом уровне. Это фундаментальные потребности, неизмененные и генетические, или инстинктивные, по происхождению. Согласно Маслоу, потребности носят не чисто физиологический, но также и психологический характер. Они составляют истинную внутреннюю природу каждого индивида. Но они слабые, могут быть искаженными и легко поддаются неправильному научению, привычками или традициями.

По мнению Абрахама Маслоу все потребности можно поделить на семь категории:

  1. Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.
  2. Потребности в безопасности: комфорт, чувство уверенности, постоянство условий жизни.
  3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность, потребность в любви.
  4. Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
  5. Познание.
  6. Эстетические потребности.
  7. Самоактуализация.

В более общих вариантах  таблицы, потребность познания, самоактуализации и эстетические потребности объединяются в одну категорию   духовные потребности.

Маслоу специально выставил категории потребностей в иерархию, в пирамиду, поскольку он считал, что как только человек полностью  удовлетворен во всех потребностях низшего уровня, он сразу начинает желать удовлетворения потребностей более высокого, и после того как полностью удовлетворит эти потребности, возжелает удовлетворения потребностей на еще более высшем уровне. Оттого человек всегда чего-то желает, ведь удовлетворить разом все потребности очень сложно, и даже если такое произойдет, то на очень краткий срок.

 

4 стр.

Маслоу заметил – чем  выше уровень потребности, тем сложнее  её удовлетворить, физиологические потребности удовлетворить легче всего, да и решение возникшей потребности знает каждый, но, чем выше уровень потребности, тем сложнее подбирать «лекарство». К примеру, потребность в самоактуализации – верх пирамиды требует от человека понять, кто он такой и вести себя соответственно, понять свой талант свои способности свои желания и.т.п. На одно понимание себя у индивида могут уйти десятки лет, как и на проявления «Я». К примеру, если человек желает быть идеальным родителем, или добиться успеха в какой-то области, написать бестселлер, или гениальную картину – для того чтобы этого добиться человек должен потратить десятки лет своей жизни, и огромное количество труда, при этом, гарантии что человек сможет этого добиться все равно нет.

Согласно Маслоу, некоторая  характеристика может считаться  базовой потребностью, если она удовлетворяет  следующим условиям:

1 Ее отсутствие ведет  к болезни.

2. Ее наличие предотвращает  болезнь

3. Ее восстановление излечивает  заболевание.

4. В определенных, весьма  сложных, ситуациях свободного  выбора субъект предпочитает  удовлетворение именно данной  потребности

5. У здорового человека  она может быть пассивна, функционировать  на низком уровне или функционально  отсутствовать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 стр.

2. Физиологические потребности.

Самые базовые, самые мощные и самые обязательными из всех потребностей, являются те, которые связаны с физическим выживанием выживание человека. Это потребности в пище, в воде, укрытии, половом удовлетворении, сне и кислороде. Человек, которому недостает пищи, любви, и самооценки в первую очередь потребует пищи, и пока эта потребность не будет удовлетворена, он будет игнорировать, другие потребности.

Многие люди путают потребности  пытаясь заменить (а иногда и заменяя) одни другими, это объясняется тем, что все потребности, так или иначе, взаимосвязаны. Человек может быть уверен, что голоден, а на самом деле он испытывает потребность в любви. Или наоборот, люди удовлетворяют потребность в пище курением,

Значение физиологических  потребностей признавалось и подчеркивалось обеими главными психологическими школами, которые предшествовали гуманистической психологии. Бихевиористы считали, что все генетически обусловленные влечения человека - физиологические. А Маслоу считает, что эта позиция могла иметь своим источником тот факт, что многие исследования бихевиористов были проведены на крысах, у которых, кроме физических потребностей было мало других. Но, Маслоу согласился с бихевиористами в том, что физиологические потребности оказывают влияние на поведение человека, однако, только до того времени как это потребность удовлетворяется.

 

 

 

 

 

3. Потребности в безопасности

Как только физиологические  потребности удовлетворены достаточно, на первый план выдвигаются потребности в безопасности. У среднестатистического человека они удовлетворены, поэтому понять их легче наблюдая детей или взрослых-невротиков. Было обнаружено, что такие люди очень нуждаются в постоянстве, в определенной рутине, четком расписании дня и.т.п. Как только эти элементы исчезают, такие люди начинают чувствовать себя «не в своей тарелке». Поэтому свобода в определенных рамках предпочтительнее полной вседозволенности: согласно Маслоу, именно такая свобода необходима для развития у детей хорошей приспособленности к окружающему миру.

 

 

 

  1. стр.

4 Потребности в зависимости и любви

Когда у человека удовлетворены физические потребности, и потребности в безопасности, на первый план выходят потребности в любви, привязанности и зависимости. Маслоу был уверен, что, человек, когда нуждается в любви, одобрении будет постоянно пытаться найти свое место в той группе, где он находиться. И будет любыми способами добиваться этой цели, хотя, к примеру, когда он нуждался в удовлетворений физиологических потребностей, ему было все равно, что о нём думают.

Любовь, как считает Маслоу, не должна смешиваться с сексуальным  влечением, они могут быть связанны, но все же, потребность в любви  является именно психологической потребностью. Поэтому Маслоу считал огромной ошибкой Фрейда то, что тот считал что любовь – заторможенные проявления сексуального влечения. Он был недоволен, что именно эта теория является влиятельной и самой широко поддерживаемой в научном мире.

Также, Маслоу был неприятно  удивлен, тем, что психология почти  ничего не может сказать о любви, хотя и много изучает проблемы секса, брака и семьи. А между тем, отсутствие любви, как считает Маслоу, подавляет личностный рост и развитие потенциала человека. Известный факт, что младенцы часто кричат, испытывая именно потребность в любви, в объятиях и.т.п. Хотя их физиологические потребности и потребности в безопасности полностью удовлетворены. По мнению Маслоу – любовный голод, схож с авитаминозом, это расстройство, которое мешает человеку жить и приспосабливаться.

 

 

 

 

 

5 Потребности в оценке

Маслоу выделил две  категории потребностей в оценке:

  1. Потребность в самоуважении: желание уверенности в себе, компетентности, мастерства, достижении, свободы и независимости.
  2. Потребность в оценке со стороны других: престиж, признание, принятие другими людьми, статус, репутация и собственно сама оценка другими людьми.

Эту потребность игнорировал  Зигмунд Фрейд, но на них обратил  внимание Альфред Адлер. Человек с адекватной самооценкой, более уверен в себе и поэтому более способен к труду, более производителен. Когда человек неуверен в себе он чувствует себя беспомощным, несчастным, униженным что может привести даже к невротическому поведению. Маслоу считал, что сама здоровая и устойчивая самооценка основывается на заслуженном уважении

 

7.

со стороны других людей, а не на обусловленной какими-то внешними обстоятельствами известности  и лести.

Маслоу допускал также  мысль, что стремление к свободе может относиться к числу базовых психологических потребностей, но указывает на недостаточность адекватных научных данных в поддержку этого взгляда. То есть, человек, познавший подлинную свободу, которая включает в себя и безопасность, и уверенность будет бороться за неё, если кто-то попробует её отнять. Но, мы не можем этого знать четко, так как не проводились исследования по этому поводу над людьми, рожденными в рабстве.

 

 

 

 

 

6 Потребности в познании

Маслоу считает, что одной  из главных характеристик душевного здоровья является любознательность. Данная потребность не рассматривалась Юнгом, Фрейдом или Адлером, но Маслоу считал, что это тоже является базовой потребностью, и приводил этому такие доводы:

  1. Животные часто проявляют любознательность.
  2. В истории мира есть много примеров того, как люди готовы получить новое знание даже перед лицом опасности, то есть, игнорируя одну из базовых потребностей – Галилей, Колумб, и.т.п. Сколько ученых во время инквизиции, отвергая потребность получения одобрения, стремились к новым знаниям.
  3. Психологически зрелых индивидов часто привлекает нечто неизвестное, необъяснимое и таинственное
  4. В клиническом опыте Маслоу были случаи, когда взрослые, здоровые люди начинали страдать от тоски и депрессии. Маслоу считал, что эти симптомы могут возникать у интеллектуальных людей, когда им приходится тосковать без новой информации. Маслоу часто рекомендовал замужним женщинам, которые ничем не были заняты и были в депрессии найти какое-то интересное для себя занятие, по его словам, улучшение наступало настолько быстро, что он был уверен в своей правоте.
  5. Детям, по-видимому, свойственна естественная любознательность.
  6. Удовлетворение любознательности субъективно приятно. В отчетах обследованных лиц указывается, что научение и открытие нового приносит удовлетворение и счастье.

 

 

 

8. стр.

7 Эстетические потребности

Наука о поведении, чаще всего игнорировала возможность того, что у человека есть потребность в красоте, однако, Маслоу считал что, по крайней мере, у некоторых индивидов она есть и очень глубока. Глубока настолько, что встретив что-то уродливое такие люди, начинали болеть. Клинически был доказан этот тезис, когда Маслоу стал исследовать влияние уродства и красоты на студентов. Эффекты встречи с уродливым, были откровенно отупляющими, и сводящими активность на нет.

Маслоу считал, что эстетические потребности связаны с прообразом своего Я., То есть, те, кому красота  не помогает стать здоровее, отличаются низким уровнем самооценки, которое отражается в этом образе. К примеру, человек в грязной и неопрятной одежде будет чувствовать себя, неловко попав в красивый, дорогой ресторан, будто не заслужил всего этого.

Наблюдения Маслоу свидетельствуют, что потребность в красоте  почти обязательна у здоровых детей. Свидетельства о наличии  эстетических потребностей обнаруживаются в любом возрасте и в любой  культуре, начиная с пещерных людей.

Информация о работе Иерархия потребностей по Маслоу