Идеографический подход. Субъективная парадигма анализа данных

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 18:24, доклад

Описание работы

Субъектная парадигма анализа данных, активно развивающаяся в экспериментальной психосемантике, является более релевантной таким теоретико-методологическим схемам, в которых постулируется активный характер психического отражения, в которых индивид предстает как самоорганизующаяся и саморегулирующаяся система — как субъект деятельности. Главное же достоинство субъектной парадигмы состоит, по нашему мнению, в том, что именно она позволяет сблизить язык эксперимента с традиционным языком психологической теории, изначально апеллирующей к плану внутренних представлений субъекта — к имитации субъективных образов и субъективных значений предметов и явлений внешнего мира.

Работа содержит 1 файл

Идеографический подход в психодиагностике.docx

— 17.48 Кб (Скачать)

Слайд 1.Идеографический подход в психодиагностике. Субъектная парадигма анализа данных.

Слайд 2. Идеографический (от греч. образ, идея) подход – распознавание индивидуально-психологических особенностей и их описание.

Идеографический подход (от греч. idea + gramma – идеограмма) основан на распознании индивидуальных особенностей человека и их описании. Он ориентирован на описание сложного целого – конкретной личности. Идеограмма представляет собой не что иное, как письменный знак, означающий целое понятие, а не букву языка. Идеографический метод критикуется, прежде всего, за несоответствие стандартам объективности (полученные результаты в значительной степени зависят от концептуальных ориентаций исследователя и его опыта).

Слайд 3

Слайд 4

Основание

Номотетический подход

Идеографический подход

Понимание объекта измерения

Понимание личности как набора свойств

Понимание личности как целостной системы

Направленность измерения

Выявление и измерение общих для всех людей свойств личности

Распознавание индивидуальных особенностей личности

Методы измерения

Стандартизованные методы измерения, требующие сопоставления с нормой

Проективные методики и идеографические техники


Слайд 5

Слайд 6. Психометрика оценок сходства — это субъектная психометрика. Она основывается на особом репертуаре алгоритмов компьютерного анализа данных — на процедурах многомерного шкалирования и многомерной классификации. Субъективное многомерное шкалирование позволяет геометрически иллюстрировать субъективные взаимоотношения между объектами в виде отношений близости точек, изображающих объекты в некотором субъективном пространстве. Субъектная парадигма основывается на такой модели данных, которая является более чем двусторонней матрицей (как минимум трехсторонней). Повторение комплексных замеров различных физических характеристик объектов в различные периоды времени дает трехстороннюю модель с «временными рядами».  В редуцированном виде субъектная парадигма возникает уже тогда, когда по отношению к стимульному объекту вводится хотя бы одно дополнительное субъективное измерение. Например, при измерении самооценки эта дополнительная характеристика стимулов (слов, описывающих качества человека) задается инструкцией «опишите себя идеального, каким бы вы хотели себя видеть».

Слайд 7.

 Субъектная парадигма анализа данных все активнее осваивается современными психологами не только в области психосемантики, но и в области исследования познавательных процессов с традиционными рубриками: «ощущение», «память», «мышление» и т. п. Как отмечалось выше, в области психологии личности субъектная парадигма фактически использовалась при измерении самооценки. Здесь трехсторонний характер матрицы данных представлен в несколько редуцированном виде: индивидуальный слой содержит лишь две строки, заданные двумя инструкциями—на «реальное» и «идеальное». Если пытаться измерить самооценку только по одной инструкции на «реальное описание», то мы оказываемся вынужденными применять к каждому испытуемому один и тот же «ключ». Но как же быть со спорными моментами? Одни испытуемые такие характеристики, как «расчетливость», «ранимость» или «чувствительность», считают скорее позитивными, а другие — негативными. Применение к каждому унифицированного внешнего эталона означает применение «псевдообъективной», неадекватной меры. На этом примере мы видим, как субъектная парадигма оказывается фактически более объективной, тогда как объектная — субъективной. То же самое можно усмотреть и в традиционной психометрике личностных черт. Профили таких популярных многомерных опросников, как MMPI и 16PF, описывают индивида в единицах, построенных на базе результатов большинства. Здесь к индивиду применяется также унифицированная, «объективная» внешняя мера — статистические нормы. Но одно и то же отклонение от центра распределения тестовых баллов в одном случае может означать момент «внутреннего роста» личности (сопровождающийся повышенной самокритикой и бичеванием недостатков), в другом — момент «внутреннего распада» (сопровождающийся утратой внутренних критериев, дезориентацией в себе, других и обстоятельствах).

Слайд 8.

Субъектная парадигма  анализа данных, активно развивающаяся  в экспериментальной психосемантике, является более релевантной таким теоретико-методологическим схемам, в которых постулируется активный характер психического отражения, в которых индивид предстает как самоорганизующаяся и саморегулирующаяся система — как субъект деятельности.

Слайд 9. Главное же достоинство субъектной парадигмы состоит, по нашему мнению, в том, что именно она позволяет сблизить язык эксперимента с традиционным языком психологической теории, изначально апеллирующей к плану внутренних представлений субъекта — к имитации субъективных образов и субъективных значений предметов и явлений внешнего мира.

П. С. : Томик, писать нужно только то, что в слайдах!)))

 

Государственное автономное образовательное учреждение 
среднего профессионального образования 
«Волгоградский социально-педагогический колледж»

 

 

 

 

Кафедра педагогики и психологии

 

 

 

 

 

 

Сообщение на тему «Идеографический подход. Субъективная парадигма анализа данных»

 

 

 

 

Выполнила: студентка группы 5 «Г» 
специальности «Социальная педагогика» 
Яценко Тамара. 
Проверила: Коротичева 
Ольга Юрьевна.

 

 

 

 

 

 

Волгоград 2012


Информация о работе Идеографический подход. Субъективная парадигма анализа данных