Хорни. Взаимоотношения полов.

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 10:55, реферат

Описание работы

Ка́рен Хо́рни (англ. Karen Horney, правильно фамилия произносится [хо́рнай]; 16 сентября 1885 — 4 декабря 1952) — американский психолог норвежско-датского происхождения. Разделяя основные положения психоанализа о решающей роли бессознательного и антагонизме природного и социального, Хорни акцентировала значение воздействия окружающей социальной среды на формирование личности. Некоторые положения теории Хорни легли в основу неофрейдизма. Как и Фрейд, она придавала огромное значение пережитому в детстве и детским переживаниям. Основу мотивации человека она усматривала в чувстве беспокойства, которое заставляет человека стремиться к безопасности, и в котором заключена потребность в самореализации.

Содержание

Введение 3

I.Гендерные половые отношения 5

II.Отношения полов.
Средства защиты от базальной тревожности 7

III.Проблемы брака 10

Вывод 12

Список литературы 13

Работа содержит 1 файл

Реферат. Хорни. Взаимоотношения полов..docx

— 37.42 Кб (Скачать)

Когда отношение  подчинения не связано с каким-либо социальным институтом или лицом, оно  принимает более обобщенную форму  подчинения потенциальным желаниям всех людей и избегания всего, что может вызвать возмущение или обиду. В таких случаях  человек вытесняет все собственные  требования, критику в адрес других лиц, позволяет плохое обращение  с собой и готов оказывать  услуги всем. Далеко не всегда люди осознают тот факт, что в основе их действий лежит тревожность, и твердо верят, что действуют таким образом, руководствуясь идеалами бескорыстия  или самопожертвования, вплоть до отказа от собственных желаний. Для обоих случаев формулой является: если я уступлю, мне не причинят зла. 

Отношение подчинения может также служить цели обретения  успокоения через любовь, привязанность, расположение. Если любовь столь важна  для человека, что его чувство  безопасности зависит от этого, тогда  он готов заплатить за него любую  цену, и в основном это означает подчинение желаниям других. 

Однако часто  человек неспособен верить ни в какую  любовь и привязанность, и тогда  его отношение подчинения направлено не на завоевание любви, а на поиски защиты. Есть люди, которые могут  чувствовать свою безопасность лишь при полном повиновении У них  столь велики тревожность и неверие  в любовь, что полюбить и поверить в ответное чувство для них  невообразимо. 

Третье средство защиты от базальной тревожности  связано с использованием власти - это стремление достичь безопасности путем обретения реальной власти, успеха или обладания. Формула такого способа защиты: если я обладаю  властью, никто не сможет меня обидеть. 

Четвертым средством  защиты является уход. Предыдущие группы защитных мер имели одну общую  черту - желание бороться с миром, справляться с трудностями тем  или иным путем. Однако защита также  может быть осуществлена посредством  бегства от мира Не стоит это понимать буквально как полное уединение; это означает достижение независимости  от других в удовлетворении своих  внешних или внутренних потребностей. Например, независимость в отношении  внешних потребностей может быть достигнута через накопление собственности, что в корне отличается от накопления ради обретения власти или влияния. 

Использование данной собственности также иное. Там, где собственность копится  ради достижения независимости, обычно тревожность слишком велика, чтобы  извлекать из собственности удовольствия. Она оберегается со скупостью, потому что единственной целью является застраховать себя от всевозможных случайностей Еще одно средство, которое служит той же самой цели стать внешне независимым от других, - ограничить свои потребности до минимума. 

Независимость в удовлетворении внутренних потребностей может быть найдена, например, в попытке  эмоционального обособления. Это означает подавление своих эмоциональных  потребностей. Одной из форм выражения  такого отстранения является уход от серьезного отношения к чему бы то ни было, включая собственное "Я". Такая установка чаще господствует в интеллектуальных кругах. Не следует  путать неприятие всерьез своего "Я" с тем, что собственному "Я" не придают важного значения. В действительности эти отношения могут быть противоречащими друг другу. 

Эти средства отстранения  имеют сходство со способами подчинения и покорности в том, что и те и другие означают отказ от собственных  желаний. 

Но, в то время  как во второй группе такой отказ  служит цели быть "хорошим" или  подчиняться желаниям других ради собственной  безопасности, в первой группе мысль  о том, чтобы быть "хорошим", не играет абсолютно никакой роли и целью отказа является достижение независимости от других. Здесь формула  такова: если я реагирую отстранением, уходом, ничто не заденет меня. 

Для того чтобы  оценить роль, которую играют в  неврозах эти различные попытки  защиты от базальной тревожности, необходимо осознать их потенциальную силу. Они  вызываются не стремлением удовлетворить  желание удовольствия или счастья, а потребностью в успокоении. Это  не означает, однако, что они какимлибо  образом являются менее властными  или менее настоятельными, чем  инстинктивные влечения. Например, опыт показывает, что честолюбивое стремление может быть столь же сильным, как сексуальное влечение, или  даже сильнее. 

Любой из этих четырех  способов, при условии использования  только его или преимущественно  его, может быть эффективным в  обретении желаемого успокоения, если жизненная ситуация позволяет  следовать им без сопутствующих  конфликтов - даже если такое одностороннее  следование оплачивается ценой обеднения  личности как целого. Например, женщина, выбравшая путь покорности, может  обрести мир и, как следствие  этого, значительное удовлетворение в  том типе культуры, который требует  от нее послушания мужу или близким, а также традиционным формам жизни. Если ненасытное стремление к власти и обладанию разовьется у монарха, результатом также может быть успокоение. Однако общеизвестно, что  прямое следование своей цели часто  заканчивается крахом, так как  предъявляемые требования столь  чрезмерны или вызывают столь  опрометчивые поступки, что сопряжены  с конфликтами с другими людьми. Чаще успокоение от лежащей в основе сильной тревожности человек  ищет не в одном, а в нескольких путях, которые, кроме того, несовместимы друг с другом. Таким образом, невротик может одновременно испытывать настоятельную  потребность повелевать другими  и хотеть, чтобы его любили, и  в то же время стремиться к подчинению, при этом навязывая другим свою волю, а также избегать людей, не отказываясь  от желания быть ими любимым. Именно такие абсолютно неразрешимые конфликты  обычно являются динамическим центром  неврозов. Наиболее часто сталкиваются стремление к любви и стремление к власти. 

    1. Проблемы брака.

Вражда и недоверие  между полами отчетливо проявляются  в любви и браке. Поиск ответа на этот вопрос приводит Хорни к тому, что любовь является даром, а хороший брак - то искусство, которому можно научиться, те действия, которые нужно последовательно и правильно выстраивать.

 Многие люди  задумываются о том, должны  ли они считать причиной неудачи  в браке свое поведение или  считать противоестественным брак  как таковой. Есть, конечно, много  оснований думать, что однообразие  моногамного пожизненного брака  рождает скуку, тоску, пресыщение  обществом одного человека. Существует, по-видимому, какой-то естественный  период продолжительности брака  как живого организма. Брак  рождается, созревает, достигая  крепости и богатства, а затем  стареет и умирает, после чего  супружеские пары живут уже  по привычке, в силу бытовой  целесообразности. Из-за несходства  характеров и недостаточной культуры "живой" брак у большинства  людей длится недолго, в результате  чего многие семье напоминают "пустую скорлупу". Между тем,  возможен и длительный живой  брак. И, более того, он очень  желателен, так как только при  живом браке взаимная поддержка,  дружба, сексуальное взаимодействие - будут не в тягость. Между  тем, организаторы образования  знать не хотят ничего о  том, что брачной жизни нужно  учиться. Любовь мы получаем  как дар, а хороший брак нужно  строить продуманно и шаг за  шагом. 

Кроме этого  общего недоверия между полами, существует много других причин неудачи в  браке. Например, неудачный выбор  партнера, хотя "выбор" в данном случае не совсем подходящее слово. Не побывав в браке, мы не знаем, что  значит быть женой или мужем и  что значит - выбирать супруга. Например, мужчина выбирает девушку яркую, которая нравится многим. Но это  как раз неудачный выбор, так  как при отсутствии соперников интерес  к жене у него пропадает. Нередко  выбирают в супруги человека похожего на мать или отца. Это понятно, но не оправдано, так как отношения  мужа и жены иного рода, чем отношение  ребенка к родителю. "Подстройка" к жене, как к матери или к  мужу, как к отцу, лишь на время  дает удовлетворение. Оно сменяется  разочарованием, так как слишком  много места в душе остается пустым, незаполненным. И это чувство  пустоты вызывает глухую ярость против человека, живущего рядом и мешающего  осуществлению живых стремлений.

Люди, привязанные  к родительской семье, нередко сознательно  выбирают супруга по контрасту к  облику родителя противоположного пола. Но со временем они оказываются неудовлетворенными, поскольку бессознательные идентификации  и ожидания в таком случае не могут  быть реализованы. Причиной нарастания враждебности в браке может быть предъявление супругу требований, которые  он заведомо не может удовлетворить. Вторая причина связана с противоречивостью наших желаний. Мы считаем себя более цельными, чем являемся на самом деле. Сильная женщина маскулинного типа выбирает себе в мужья деликатного, слабого мужчину. Но бессознательно она хотела бы иметь рядом грубого самца, который мог бы взять ее силой. Отсюда - разочарование, все более пренебрежительное отношение к мужу. Из брачных противоречий возможны три выхода: развод, "открытый брак" и целеустремленное и рассудительное строительство отношений с тем супругом, которого, так сказать, "Бог послал". Но если какая-то из стратегий выбрана, она должна осуществляться последовательно.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВЫВОД. 
Хорни стремилась показать, что девушки и женщины имеют присущие им биологическую конституцию и паттерны развития, которые должны быть поняты и осознаны, исходя из женской точки зрения, а не только как производная предполагаемой женской неполноценности по сравнению с мужчинами или как результат отличия женщин от мужчин. Хорни доказывала, что психоанализ создан в условиях культуры с мужской доминантой и является продуктом мужского гения (Фрейда), он рассматривает женщин просто как неполноценных мужчин. Мужская точка зрения на женщин является частью теории психоанализа и подана как научное представление о женской природе. 
Хорни важно было объяснить, почему мужчины видят женщин именно так, а не иначе. Она сделала вывод, что мужчины завидуют беременности, деторождению и материнству, завидуют женской груди и процессу сосания, у них возникает бессознательное стремление принизить ценность женщин, а мужской творческий импульс является сверхкомпенсацией за их ничтожную роль в процессе продолжения рода. Зависть к матке у мужчин сильнее, чем так называемая зависть к пенису у женщин, так как мужчинам требуется значительно больше принизить ценность женщин, чем женщинам — роль мужчин.

 

Список  литературы:

  1. Хорни К. «Отношения полов»
  2. Хорни К. «Тревожность»
  3. Хорни К. Женская психология: (Сборник) / Пер. с англ. — СПб.: Восточно-Европропейский институт психоанализа, 1993.
  4. http://psychowwed.narod.ru

Информация о работе Хорни. Взаимоотношения полов.