Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2013 в 10:02, реферат
Холотропная терапия (от греч.: holos — целый и tropos — направление, поворот) — теория и практика психотерапии и самоисследования в измененных состояниях сознания, разработанная Станиславом и Кристиной Гроф. Процедура холотропной терапии, направленной на активизацию бессознательного содержания психики, предполагает использование интенсивного дыхания, прослушивание специально подобранной музыки и работу с собственным телом.
Холотропная терапия (от греч.: holos — целый и tropos — направление, поворот) — теория и практика психотерапии и самоисследования в измененных состояниях сознания, разработанная Станиславом и Кристиной Гроф. Процедура холотропной терапии, направленной на активизацию бессознательного содержания психики, предполагает использование интенсивного дыхания, прослушивание специально подобранной музыки и работу с собственным телом.
Главная цель холотропной терапии заключается в активизации бессознательного материала, разблокировании энергии, сдерживаемой в эмоциональных и психосоматических симптомах, и в обращении стационарного энергетического баланса в поток переживаний.
Пациентам, предлагается
В холотропной терапии иногда применяется сфокусированная работа тела. Какова бы ни была природа и локализация проблемы, пациенту предлагают акцентуировать симптом. Остальным частям тела при этом позволяется выражать все, к чему есть спонтанная тенденция. Пациента следует поощрять к полной отдаче возникающим ощущениям и эмоциям, к поискам подходящего способа их выражения — звуками, движениями, позами, гримасами. Другой важный аспект работы тела в холотропной терапии — использование поддерживающего физического контакта.
В большинстве случаев
Являясь методом сильного
эмоционального высвобождения,
В целом холотропная терапия обладает не только высоким психотерапевтическим потенциалом, но и направлена на самопознание, духовный рост личности. Трансперсональные переживания, возникающие в измененных состояниях сознания, значительно обогащают внутренний опыт человека, способствуют его духовной трансформации и личностному развитию.
Типы
видений
Первый тип — это различные картины необыкновенных
сооружений, джунглей, архитектурных и
цветовых композиций. По-видимому, этот
опыт выражает эстетические представления
людей.
Второй тип видений связан с событиями
индивидуальной жизни человека. Это уровень
биографических воспоминаний и индивидуального
бессознательного. Фиксируемые здесь
переживания связаны со значимыми событиями
и обстоятельствами жизни пациента от
рождения до самого эксперимента. Неразрешенный
конфликт, вытесненное или неинтегрированное
воспоминание, некий психологический
образ — все это может всплыть из бессознательного.
Обычно эти воспоминания эмоционально
заряжены, и это помогает терапевту выделить
значимое и менее значимое.
«Биографический материал, — пишет Станислав
Гроф, — появляющийся в эмпирической работе,
в значительной степени соответствует
представлениям Фрейда и его последователей.
Однако есть несколько важных различий.
В холотропной психотерапии биографический
материал не вспоминается и не реконструируется,
а действительно вновь переживается, включая
не только эмоции, но и физические, визуальные
и прочие ощущения и восприятия. Как правило,
это происходит в полной возрастной регрессии
к периоду жизни, в которой происходили
вспоминаемые события».
Третий тип видений, по Грофу, называется
перинатальными видениями. Это составное
греко-латинское слово, в котором приставка
natalis означает «вокруг» или «поблизости»,
а корень peri указывает на отношение к рождению.
Это слово употреблялось в медицине, под
ним подразумевали процессы, которые связаны
с родами. Медики говорят, к примеру, о
перинатальной инфекции или перинатальном
повреждении мозга. Но Гроф придал этому
слову несколько иной смысл. Вообще говоря,
человек не может вспомнить того, что происходило
с ним в утробе матери, когда мозг еще не
был развит. Тем не менее, пациенты нередко
демонстрируют эти переживания.
Гроф показывает, что многие формы психопатологии
имеют глубокие корни в феноменах этого
уровня. Эмпирическое переживание смерти
и возрождения оказывает сильное терапевтическое
воздействие на различные эмоциональные
и психосоматические симптомы, связанные
с травматическими последствиями рождения
как для ребенка, так и для матери.
Контакт с бессознательным
Каждый из нас уже имеет опыт умирания.
Ведь рождение человека — это переход
совсем в иной способ бытия. Поэтому приход
в этот мир символически воспринимается
как смерть. Переживания смерти и возрождения,
которые отражают перинатальный уровень
бессознательного, богаты и сложны. Рождаются
всевозможные ассоциации с мифологическими,
архетипными сюжетами. Так возникает избирательный
доступ к сферам коллективного бессознательного.
Многие состояния, которые переживает
человек на протяжении своей жизни, например,
насилие и жестокость, угрозы, разлука,
боль, удушье, тесно соотнесены с перинатальным
опытом. Пребывание плода в чреве матери
рождает океанические переживания, которым
присуще отсутствие границ. Оно связано
с отождествлением с различными формами
жизни (водорослями, медузами, рыбами,
дельфинами, китами). Картины природы,
которые символизируют безопасность и
изобилие, также являются спутниками блаженного
внутриутробного состояния.
Приведу пример из книги Грофа, который
демонстрирует этот уровень бессознательного:
«Мне захотелось свернуться калачиком.
Я начал как бы уменьшаться в размерах.
Я плавал в сияющей жидкости, окруженный
сверкающей прозрачной вуалью. Нетрудно
было узнать в этом состоянии глубокую
регрессию, возвращение к состоянию плода
в утробе. Тонкое, но глубокое чувство
блаженства и бесконечный мир — мир, превосходящий
всякое понимание, — переполняли мое существо.
Странным и парадоксальным казалось то,
что я становился все меньше и меньше,
уменьшаясь до полного исчезновения, и
вместе с тем как будто не имел границ
и достигал бесконечности.
Моя фантазия игриво предложила мне идею,
что я — грациозная медуза, лениво плавающая
в океане, мягко колышущаяся в потоках
воды. Отождествление, первоначально неуверенное,
как во сне, постепенно становилось все
более и более реальным. Появились примитивные,
весьма убедительные филогенетические
ощущения; я пережил множество странных
процессов, не имеющих ничего общего с
обычными человеческими ощущениями. Это
постепенно стало переходить в отождествление
с разного рода рыбами и водорослями, столь
же подлинное и поразительное по богатству
биологических деталей.
Но одновременно со всем этим постоянно
присутствовало ощущение, что я плод, плавающий
в утробе и связанный с материнским организмом
через пуповину и плаценту. Я ощущал сложный
и богатый обмен, происходивший между
нами, частично биохимический и физиологический,
частично эмоциональный и даже телепатический».
Путешествие в бесконечный
мир
Четвертый тип видений Гроф называет трансперсональными.
Мы привыкли думать о сознании как о чем-то
созданном внутри человеческого мозга
и содержащемся в черепной коробке. Мы
полагаем, что сознание существует как
результат индивидуальной жизни человека.
Но трансперсоналисты толкуют сознание
как нечто существующее вне нас и независимо
от нас. Трансперсональное сознание не
имеет границ. Оно, скорее всего, бесконечно
и выходит за пределы времени и пространства.
В трансперсональных переживаниях человек
обнаруживает, что граница между ним и
Вселенной не является строго фиксированной
и абсолютной. Человек может отождествляться
со своими родителями, детьми, родственниками,
друзьями, знакомыми, учителями. Возможно
также отождествление с известными политиками,
учеными, пророками, религиозными деятелями.
В опыте холотропного состояния человек
вдруг ощущает себя египетским каменотесом,
средневековым рыцарем, участником крестового
похода, жертвой концентрационного лагеря.
«Эти переживания, — пишет Гроф, — могут
достигать необыкновенной глубины, интенсивности
и объема. Можно пережить страдания всех
тех солдат, которые полегли на полях сражений
с начала истории человечества; огонь
в груди революционеров всех времен, стремящихся
свергнуть тиранию; любовь, нежность и
самоотверженность всех матерей мира,
заботящихся о своих детях».
Преображение человека
Чему учат трансперсоналисты? Обыденный
человек современной культуры живет и
действует на уровне ниже своих потенциальных
возможностей. Это происходит потому,
что он отождествляет себя лишь с одним
из аспектов своего существа, с физическим
телом и эго.
Холотропная терапия признает целительные
возможности необычных состояний сознания.
При этом возможны мощные переживания,
которые вообще не имеют никакого специфического
содержания. Во время терапии пациенты
избавляются от эмоциональных и психосоматических
симптомов, происходит преображение личности.
Бишкекский Филиал Международного Славянского Института
Кафедра Общей и Клинической психологии и Коррекционной педагогики
На тему: Холотропная терапия
Выполнила: студентка 4 курса,
Гузева Ирина
Проверила: Асанбаева Ч.Б.
Бишке-2013