Харизматическое господство

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 16:21, реферат

Описание работы

Харизматическое господство — господство, построенное на аффективной вере людей в личностные качества лидера. Это качество М. Вебер назвал харизмой. Термин харизма имеет древнегреческое происхождение и буквально означает милость, благодать, божественный дар. Харизматическое господство является определяющим в различного рода религиозных организациях, всякого рода сектах, политических партиях и прочих организациях, построенных вокруг определенной идеи. Яркой харизматической личностью являлся Иисус Христос; выраженными харизматическими чертами обладали многие известные политические деятели (Наполеон, Ленин, Гитлер, Сталин).

Содержание

Введение
•Типы государства
•Харизматическое господство и его место в классификации
•Особенности харизматического господства
•Значимость харизмы в обществе на примере харизматического правителя – Шарль де Голля
•Заключение
•Список Литературы

Работа содержит 1 файл

Харизматическое господство.doc

— 70.50 Кб (Скачать)

     Харизматическое господство

Содержание

Введение

•Типы государства

•Харизматическое  господство и его  место в классификации

•Особенности  харизматического господства

•Значимость харизмы в обществе на примере харизматического правителя – Шарль  де Голля

•Заключение

•Список  Литературы

 

Введение

 

     Харизматическое господство — господство, построенное  на аффективной вере людей в личностные качества лидера. Это качество М. Вебер  назвал харизмой. Термин харизма имеет  древнегреческое происхождение  и буквально означает милость, благодать, божественный дар. Харизматическое господство является определяющим в различного рода религиозных организациях, всякого рода сектах, политических партиях и прочих организациях, построенных вокруг определенной идеи. Яркой харизматической личностью являлся Иисус Христос; выраженными харизматическими чертами обладали многие известные политические деятели (Наполеон, Ленин, Гитлер, Сталин). Идеи харизматического господства получили свое развитие в многочисленных концепциях лидерства, разработанных уже во второй половине XX в., в которых было убедительно доказано, что харизматическое господство играет значительную роль и в деятельности хозяйственных организаций. 

 

Типы государства

 

     На  протяжении всей своей жизни М. Вебер  активно интересовался государством и политикой и не только с социологической точки зрения, но чисто и с практической. В своем стремлении к политической деятельности он был сродни Н. Макиавелли, которому традиционно приписывают первые социологические трактаты. В последние годы своей жизни М. Вебер находился на государственной службе, участвовал в важнейших политических событиях, а после Первой мировой войны даже стал официальным государственным советником. Именно поэтому к сочинениям М. Вебера надо относиться особенно внимательно, ведь он хоть и не на прямую, но все же сам участвовал в управлении государством и знал о политике не понаслышке.

     В центре политической социологии М. Вебера находится его теория государства, основанная на уже известном нам  «легитимном порядке», которое видоизменяется в легитимное господство -- господство, которое признается и в котором заинтересованы соуправляемые индивиды. Надо сказать, что с позиции современного обществознания такой подход к институту государства кажется значительно более объективным и верным, чем концепция, например К. Маркса, который считал государство аппаратом для эксплуатации одних классов другими или других мыслителей, утверждавших, что государство основано лишь на добровольном, гармоничном согласии.

     Исходя  из идеи о том, что каждое государство основано на господстве, Вебер выделяет три типа господства и соответственные им типы государств и общественных отношений.

     К первому - легальному типу господства Вебер относит Англию, Францию и США. Здесь рассматриваются соображения интереса.

     Второй  тип господства – традиционный. Этот тип обусловлен нравами, привычкой к определенному поведению. Это общество, которое было предшественником современной буржуазии. Тип традиционного господства похож структурой семьи. Именно это делает прочным и устойчивым этот тип господства.

     Харизматическое господство основано на понятии харизмы. Это качество даровано человеку природой и богом, а может и самой судьбой. Вебер относит к харизматическим качествам магические способности, возможно, даже, и пророческий дар, выдающуюся силу духа и слова.

     Харизматический тип легитимного господства являет собой противоположность типу традиционному.

     Идеалом государства Вебера является своеобразное «триединое» легально-харизматическое  государство, важнейшими составляющими  которого являются всенародно избранный политический лидер, бюрократическая «машина» и парламент. 
 

 

Харизматическое господство и его место  в классификации

 

     Власть – это способность человека или организации изменять поведение других людей или организаций в соответствии со своими желаниями. Желание, выраженное в рамках власти, называется волей. Коррекция своего поведения в соответствии с выраженной сторонней волей называется подчинением. Присвоение власти неким социальным актором (господство) неотделимо от признания данного отношения другими акторами сообщества (легитимация). Признанная власть является легитимной властью.

     Общепринятой  в настоящее время является классификация  власти, разработанная Максом Вебером. Вебер выделил следующие три типа господства: легальный, харизматический, традиционный.

     Ещё одну классификацию, отражающую инструментальный взгляд на власть, можно получить при рассмотрении мотивов подчинения. В этом плане имеет смысл сразу же выделить бессознательное подчинение, подчинение «по умолчанию», когда человек просто не знает, что ему можно вести себя как-то иначе, не подчиняясь чему-либо или кому-либо.

     Наличие структур, подобных иерархиям доминирования было обнаружено и в человеческих сообществах, где они оказались свойственными детским и подростковым коллективам, а также коллективам с высокой степенью вменённого внутреннего насилия.

     В конечном итоге в поле власти общество всегда расслаивается. При этом происходит выделение слоя профессиональных управленцев – актива, тех, кем управляет актив, и кто в принципе удовлетворён своим социальным положением – массы, а также тех, кто принципиально не согласен со своим социальным положением, определяемым для них активом общества – коагулята. При этом верхний слой актива, где сосредоточено принятие основных стратегических для общества решений, будем называть элитой. Исследования современной российской стратификации дают для актива долю около 8% работающего населения страны.

     Материал, представленный выше при описании иерархий доминирования, позволяет выделить первый – биологический – источник стремления к власти.

     Другой  источник стремления людей к власти был предложен Г. Лассуэллом, который предложил рассматривать «жажду» власти с точки зрения психологической компенсации за низкую самооценку.

 

Особенности харизматического господства

 

     Бурные  социальные трансформации, коснувшиеся  всех без исключения сфер жизнедеятельности  российского общества в конце XX -начале XXI века, заставили ученых и практиков по-новому взглянуть на место и роль политического лидерства. Радикальные преобразования объективно потребовали становления нового типа политического лидера, способного ориентироваться в условиях социальных трансформаций, умеющего адаптироваться к новациям, противодействовать деструкции, кризису, упадку, разрешать напряжённые конфликты. Весомость роли лидера в истории важных событиях и процессах не вызывает сомнений.

     Политический  лидер - это человек, способный сплотить вокруг себя людей, добиться признания своего авторитета у своих последователей и других участников политического процесса. В условиях глубоких социальных трансформаций роль политического лидера многократно возрастает. Для российского общества, ставшего немногим более двадцати лет назад на путь демократизации всех сфер общественной жизни, фактор личности лидера отнюдь не оказывается затерянным на фоне сложных институциональных механизмов, регулирующих политические отношения. И сегодня, в связи с изменившимися реалиями в нашей стране, эта тема приобретает новую окраску и наполняется новым содержанием, вследствие чего проблема изучения личностного компонента лидерства стоит особенно остро.

     Актуальность  исследования проблем харизматического политического лидерства в условиях четко ориентированного курса российского общества на демократию обусловлена следующими обстоятельствами.

     Во-первых, неуклонным возрастанием внимания к личностной природе политики, усилением в политическом процессе личностных начал в принятии ответственных решений. Изучение харизматической личности исключительно важно для политического анализа лидерства, поскольку, с одной стороны, харизматическая личность выступает как нечто уникальное в сравнении с массово-процедурной стороной политического процесса, а в ряде случаев является единственным гарантом принятия эффективных решений, что подтверждается практическим опытом политического процесса и результатами исследований общественного мнения в постсоветской России. С другой стороны, активное участие масс в политической жизни изменяет характер взаимодействия публичной власти и общества, одной из персонифицированных форм выражения которого и выступает харизматическое политическое лидерство.

     Во-вторых, необычайной сложностью соотношения фактора полимотивированности политического действия с требованием принципа профессионализма и компетентности в области политики, обусловливающих принятие оптимальных политических решений. Процессы профессионализации субъектов политической власти остро ставят проблему компетентности избранных в высшие эшелоны власти политических лидеров, которые, нередко, оказываются неспособными решать поставленные перед ними государственные задачи. Налицо понижение планки политической элитарности, недостаток политических кадров - прежде всего, грамотных управленцев с устоявшимся политическим имиджем и соответствующим политическим опытом. В таких условиях исследования конструктивной составляющей харизматического лидерства могут оказать неоценимую помощь в 6 определении соотношения между желанием властвовать и реальными способностями человека результативно осуществлять власть.

     В-третьих, недостаточным исследованием в отечественной политической науке категории «харизмы» и ее взаимосвязи и соотношения с вопросами социальных изменений и инноваций, созданием новых социальных институтов, поддержанием социального порядка, придания ему значимости и легитимности. Используемые сегодня понятия «харизма», «харизматический лидер» относительно прочно вошли, скорее, в околонаучный, нежели в собственно научный оборот. Публицистическое употребление этих понятий широким кругом общественности низвело их до синонима известности, популярности, обаяния и создания ореола всемогущества и непогрешимости личности.

     В-четвертых, феномен харизматического лидерства. Открытым остается исследование прикладного значения харизматического лидерства в контексте актуальных проблем демократизации всех сфер общественной жизни современного российского общества. В целом в отечественной политической науке проблематика политической харизмы разработана недостаточно, что значительно снижает ее объективную теоретическую и практическую значимость. Перед российским научным сообществом стоит задача более углубленного изучения и формирования методологических и аксиологических основ харизматического лидерства, реализации его позитивного потенциала в условиях радикальных демократических трансформаций.

     Авторское видение различных аспектов политической харизмы ориентировано, прежде всего, на то, что представляет собой харизматическое лидерство как социально-политический феномен, каковы его основные политологические характеристики, что составляет его позитивный потенциал и каковы наиболее благоприятные условия его реализации. Предмет особой заботы и теоретического внимания автора -выяснение возможностей реализации креатива харизматического лидерства в условиях демократизации российского общества.

     На  рубеже XIX - XX веков проблемы политического  лидерства стали активно разрабатываться  в контексте теории элит (Г.Моска9, В.Парето, Р.Михельс и др.): при любой форме власти меньшинство, которое В.Парето называл «элитой», а Г.Моска «политическим классом», осуществляет руководство некомпетентными массами. Но пионером научного подхода к проблеме лидерства принято считать Макса Вебера10. Он впервые дал системный анализ взаимосвязи лидерства и общества, вывел типологию лидерства, опирающуюся на социологический, экономический и исторический аспекты этого явления. Позднее наблюдается всплеск интереса к проблеме лидерства.

     В XX веке исследование феномена политического  лидерства обрело статус влиятельного направления западной политологии. Изучение политического лидерства  в рамках западной политической науки XX века концентрировалось вокруг трёх основных течений. Первое ориентировалось на анализ политико-институционального аспекта политического лидерства. 
 

 

Значимость харизмы  в обществе на примере  харизматического правителя  – Шарль де Голля

 

     Харизматический тип лидерства является наиболее яркой формой политического лидерства, в основе которого лежит авторитет, базирующийся на исключительных качествах, исключительной одаренности личности. Критическое переосмысление его научного понимания требует освобождения от сравнительно-образных характеристик «чудодейственности», «святости», «божьего дара», не поддающихся точному научному описанию, и сосредоточения на содержательных характеристиках социально развитой природной одаренности личности, доступных рациональному восприятию и объяснению.

Информация о работе Харизматическое господство