Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 16:19, лекция
Состояние озабоченности закономерно и обусловлено самой сущностью старения, которое сопровождается снижением психической силы, сужением объема психической жизни, экономным использованием психических ресурсов. Эти особенности старения делают пожилого человека не защищенным перед любыми неожиданными воздействиями, возрастное нарушение внимания к окружающей обстановке снижает контроль за последовательностью раздражителей, ослабляет бдительность. Как указывалось выше, пожилые люди не способны перерабатывать информацию, поступающую по нескольким каналам, они могут быть поглощены только одним образцом. В том случае если этот единственный объект внимания в сознании пожилого человека аффективно окрашен, то возможно возникновение состояния сверх озабоченности по этому поводу
Характерные психические состояния
в старости.
1.
Состояние озабоченности закономерно
и обусловлено самой сущностью старения,
которое сопровождается снижением психической
силы, сужением объема психической жизни,
экономным использованием психических
ресурсов. Эти особенности старения делают
пожилого человека не защищенным перед
любыми неожиданными воздействиями, возрастное
нарушение внимания к окружающей обстановке
снижает контроль за последовательностью
раздражителей, ослабляет бдительность.
Как указывалось выше, пожилые люди не
способны перерабатывать информацию,
поступающую по нескольким каналам, они
могут быть поглощены только одним образцом.
В том случае если этот единственный объект
внимания в сознании пожилого человека
аффективно окрашен, то возможно возникновение
состояния сверх озабоченности по этому
поводу. Состояние сверх озабоченности
может проявиться у человека в любом возрасте,
однако возрастное изменение функции
внимания обуславливает его частое и сильное
проявление в старости. Примером озабоченности
является неодолимая привязанность стариков
к мелочам. Если старческая озабоченность
повторяется, что часто случается при
волнующих пожилого человека обстоятельствах,
она может стать хронической и возникать
без видимых причин. Анализ озабоченности
пожилых людей позволяет найти в этом
состоянии много общего с тревогой малой
степени. Тревога возникает в тех случаях,
когда ситуация оценивается как непредсказуемая;
при этом состояние тревоги направлено
на поиск новой формы ответа, адекватной
особенностям сложившейся ситуации. Таким
образом, состояние тревоги активизирует
адаптивную функцию, функцию приспособления
к особенностям условий жизни и деятельности.
Разумеется, под хронической озабоченностью
стариков мы понимаем лишь тревогу малой
степени, адаптивный смысл которой заключается
в повышении бдительности старого человека
по отношению к не совсем понятным, настораживающим
факторам внешнего мира и ухудшению внутреннего
состояния. 3. Фрейд считал, что если сигнал
не отнесен к угрожающим, то человек не
готов к активному ответу на него. При
этом отсутствие тревоги может явиться
причиной последующего непоправимого
нарушения деятельности. Хроническая
озабоченность помогает старым людям
выработать специфическую тактику сбережения
усилий, способность заранее предвидеть
и избежать возмущающего воздействия
(или несколько деформировать его, изменив
к нему отношение) и тем самым избежать
фрустрации с сопровождающим ее сильным
всплеском эмоционального возбуждения,
которое является опасным для душевного
покоя стариков и, как следствие, для их
хрупкого внутреннего баланса. В западной
литературе старческую озабоченность
часто ассоциируют с тревожностью. Отмечаю,
что в случае ее обострения у старого человека
возникают фобии, ощущение безнадежности.
2. Состояние тревожности. Тревожность в два раза чаще проявляется у пожилых женщин, чем у пожилых мужчин. В старости интенсивно нарастают соматические проявления тревожности, такие, как учащение сердечного ритма, укорочение дыхательных фаз, головные боли, боли в груди, повышение утомляемости. Крайние формы тревожности в старости включают страх смерти и умирания, страх мучений, связанных с болезнями. Однако при нормальном старении тревожность средней и крайней степени встречается значительно реже, чем «стертая» форма тревожности — тревожность малой степени, проявляющаяся в виде озабоченности и обеспокоенности. Обычно последняя сопряжена с фактом зависимости стариков ввиду выхода на пенсию, ограничения жизнедеятельности, частичной утраты способности к самообеспечению и самоопределению. Отчасти озабоченность пожилых вызвана увеличением потребности в заботе со стороны окружающих, но в то же время проявлением потребности в независимости, сопротивлением опеке. На фоне характерной для старости сенсорной депривации озабоченность пожилых обеспечивает им не только повышение бдительности по отношению к неожиданным факторам, но и некоторую аффективную живость. Эмоциональные переживания тревоги несовместимы с переживанием скуки и придают остроту субъективной картине окружающей действительности. Озабоченность по поводу своего здоровья часто проявляется у стариков в форме ипохондрической фиксации. Так, в центре внимания, лишенном сдерживающего влияния его периферии, может оказаться симптом какой-нибудь болезни, что приводит к чрезмерной мнительности, у человека возникают ложные, а в некоторых случаях и действительные признаки недуга, наблюдаются психосоматические нарушения — мигрени, головокружения, хроническое расстройство пищеварения. Ипохондрическая фиксация направлена как на переживание недомогания, так и на внешние признаки позднего возраста. Представление о естественном и закономерном характере этих недугов в старости уступает место убежденности в болезненной природе этих явлений. При этом надежды, связанные с установлением причин возникновения тягостных проявлений старения, возлагаются на медицину. Здесь своеобразной формой защиты является возникающее сверхценное отношение к отдельным медицинским препаратам и методам лечения. Укрепляющаяся ипохондрическая фиксация, сверхценные образования отражают типичную в старости тенденцию к застреванию и малой подвижности нервных процессов. Однако довольно часто ипохондрическая фиксация побуждает развитие новых интересов и потребностей в обогащении медицинскими занятиями в области лучших способов лечения и других форм борьбы со старческими недугами. Старики получают большое удовольствие от рассказов о своих болезнях, и при этом их не смущает, что окружающими воспринимаются эти рассказы как навязчивые, — пожилые люди искренне не замечают этого, поскольку жизнь вне общества способствует снижению у них поведенческого контроля.
3. Депрессия:
причины и симптомы. В целом старческая
депрессия проявляется в ослаблении аффективного
тонуса, замедлении аффективной живости,
отставленности аффективных реакций;
при этом лицо старого человека ограничено
в возможности передать душевные эмоциональные
движения. Анализ этого состояния показывает,
что характеризующие его эмоциональные
переживания отражают смысл жизнедеятельности
в условиях данного типа адаптации — уход
от активного участия в жизни общества,
переосмысление его значения для себя,
отказ от ценностей социального мира.
Пожилые люди сообщают о чувстве пустоты
окружающей жизни, ее суетности и ненужности.
Все происходящее перед их глазами кажется
им малозначащим и неинтересным; интересной,
полной смысла представляется лишь жизнь
в прошлом, и она никогда не вернется. Но
эти переживания воспринимаются пожилыми
людьми как обычные и не носят болезненного
характера. Они являются результатом переосмысления
жизни, носителями новых смыслов и имеют
адаптационную ценность, поскольку предохраняют
человека от стремлений, борьбы и от сопряженного
с ними волнения, которое крайне опасно
для стариков. Существует немало исследований,
доказывающих, что сильное волнение вызывает
ослабление способности самоконтроля
у старых людей и, как следствие, грубые
конфабуляции, а также усиливает страх,
неуверенность в себе, чувство неполноценности
и отчаяния. Снижение аффективной живости,
отражающее разочарованность стариков
в жизни, некоторое обесценивание ее —
это способ относительно долговечного,
спокойного и тихого существования, поскольку
сильное волнение (даже радостное), прибавляя
«жизни» к годам, сокращает эти годы. В
геронтопсихологической литературе известна
точка зрения, согласно которой безразличие
стариков трактуется как способ защиты
от чувств, вынуждающих затрачивать дополнительные
усилия и нарушающих привычный ход переживаний.
Впервые о том, что в старости люди очень
подвержены депрессии, заговорил Гален
во II веке: он описал связь между меланхолией
и старостью. Современная геронтопсихология
и гериатрия признает, что депрессия является
самой важной и распространенной проблемой
как нормального, так и патологического
старения.
Причин возникновения депрессии в
старости несколько. В частности, она может
быть следствием мозговых нарушений, может
быть сопутствующим явлением психиатрических
заболеваний, однако эти случаи здесь
рассматриваться не будут, поскольку они
относятся к патологическому старению.
При нормальном старении симптомы депрессии
являются психологическими и часто возникают
как реакция на соматическое заболевание
или снижение дееспособности. В ряде случаев
проявляется так называемая «замаскированная
депрессия», когда пожилые люди приходят
к терапевту с жалобами на различные соматические
недомогания. При этом «замаскированная
депрессия» отличается от ипохондрической
фиксации тем, что сознание пожилого человека
занято депрессивными темами: безнадежностью,
беспомощностью и потерей ценностей окружающего
мира .
Симптомы депрессии без мозговых нарушений
часто встречаются у пожилых женщин, но
вдвое чаще у мужчин. В среднем в старости
депрессия достигает наибольшего уровня
в 65 лет. Характерными чертами старческой
депрессии является постоянно грустное
и угрюмое настроение, внутреннюю жизнь
пожилых людей омрачает мысль, что жизнь
прожита зря, а иногда чувство вины за
то, что они мало пользы приносят близким.
При сильной депрессии потеря вкуса к
жизни снижает способность сопротивляться
трудностям, делает пожилого человека
еще более беспомощным, еще более замедляет
двигательные акты и процессы мышления.
Выраженная депрессия влечет за собой
снижение самооценки и обостряет чувствительность
к любым внешним факторам: любая ссора
с близкими свидетельствует о том, что
пожилой человек не нужен и нелюбим.
Депрессия пожилых отличается от проявления
этого состояния у представителей других
возрастных групп тем, что первые не ищут
социальных контактов и отклоняются от
них в этом состоянии. Влияние переживания
собственной ненужности другим и снижение
самооценки отражается в том, что во всех
поступках близких они находят проявления
нелюбви к себе. Пожилой человек, испытывая
бессилие и безнадежность, постепенно
прекращает поиск связей с другими людьми,
удаляется от них и смиряется со своим
одиночеством.
Проблема депрессии тесно связана с проблемой
суицида в старости.
Особенности психологического консультирования
пожилых людей.
1. Возрастно-психологического консультирования
в старости. По мнению А.Г. Лидерса, основаниями
для психологической помощи им в форме
консультирования может быть добровольное
обращение к психологу и потребность в
психосоциальной помощи. Последняя означает
психологическую помощь по социальным
показаниям; к примеру, когда психолог
оказывает помощь клиенту по запросу специалиста
в области социальной защиты пожилых.
В работе с пожилыми людьми важными и эффективными
являются все основные направления психологического
консультирования: возрастно-психологическое
консультирование, семейное психологическое
консультирование, профориентационное
психологическое консультирование и индивидуальное
психологическое консультирование, включая
психологическое консультирование в особых
ситуациях.
В процессе возрастно-психологического
консультирования пожилой человек должен
обрести знания о содержании, задачах
и индивидуальных вариантах прохождения
этого нормативного возрастного кризиса
(другие кризисы старости можно считать
индивидуальными) и оказаться готовым
к изменению образа жизни и внутренней
позиции по отношению к жизни.
Н.Ф. Шахматов подчеркивал, что обычно
основными мотивами задержки с выходом
на пенсию является не материальная сторона
новой жизни, а боязнь потерять прежнее
социальное положение, нежелание расстаться
с привычным, а зачастую и любимым делом.
При этом удачные варианты жизненного
устройства по выходе на пенсию определяются
не только положительными внешними условиями,
но и в большей степени зависят от личных
установок пожилого человека, его «умения
строить свою жизнь». Психологическое
консультирование по вопросам адаптации
и статусу пенсионера зависит от индивидуальных
особенностей пожилых: лица с многогранными
интересами легче находят себя в новой
жизни, в то время как узкие специалисты
стараются всеми возможными способами
отдалить выход на пенсию и бывают не способны
к принятию старости как возраста.
Пожилой человек, имеющий конкретные планы
использовать свободное время, легче принимает
решение отказаться от прежней работы,
чем лица, таких планов не имеющие. Не откладывая
время выхода на пенсию, он увеличивает
процент еще не старых, физически здоровых
пенсионеров. Первично настороженное
отношение к пенсионному образу жизни
после работы с психологом уступает место
согласию с новым положением, в котором
пожилые люди находят положительные стороны.
Как указывал Н.Ф.Шахматов, в том случае,
когда жизнь в старости заполнена делами
и интересами, значимыми для данного человека,
т.е. «жизнь наполнена жизнью», утрата
прошлого привычного стереотипа не представляется
тягостной. Кроме того, жизнь в старости
не является бездеятельной при условии,
что сам человек сделает ее таковой .
Конкретно задача консультанта заключается
в том, чтобы помочь пожилому человеку
обозреть и оценить свои интересы и жизненные
ресурсы, самому выбрать для себя подходящее,
увлекающее его дело, оценить его на жизненный
для него самого и социальный смысл. Вторая
важная задача возрастно-психологического
консультирования — это помощь в совладании
человека со старостью как заключительным
этапом жизни, помощь в принятии старости
и всей прошедшей жизни в целом, в поиске
новых смысло-жизненных ориентиров. Психолог
в ходе консультирования пожилого человека
должен побуждать процесс его размышления
над вопросами, связанными со смыслом
жизни.
По мнению В. Франкла, активность сопротивления
объективным условиям и обстоятельствам
жизни при реализации смысла жизни является
необходимым условием психического здоровья
и сохранности личности.
Процедура возрастно-психологического
консультирования была разработана для
потребностей психологического контроля
за нормальным психологическим развитием
детей. Особенностью здесь становится
родитель (именно он обращается за помощью
к психологу), а консультирование идет
по поводу возрастно-психологических
проблем ребенка. Возрастно-психологическое
консультирование пожилых предполагает
возможность обращения членов семьи за
помощью к психологу, но предметом консультирования
становятся проблемы пожилого человека.
Общение с членами семьи помогает консультанту
воссоздать жизненный путь пожилого человека,
что является необходимой процедурой
возрастно-психологического консультирования.
При этом собираются следующие сведения:
анкетные данные и основные сведения о
семье;
особенности прохождения основных этапов
жизни: успешность обучения в школе, в
среднем учебном заведении или вузе (если
это имело место), этапы профессионального
роста, случаи перемены мест работы;
особенности личности, эмоциональных
переживаний, типичные психические состояния;
характер межличностных отношений с членами
семьи, с друзьями и коллегами по работе
(эти данные потом сличаются со сведениями,
получаемыми от самого клиента. Консультант
не должен показать пожилому человеку,
что он располагает данными о нем, полученными
от других людей);
сведения о состоянии здоровья к моменту
обследования и перенесенных заболеваниях,
наличие травм и операций, хронических,
частых, тяжких переживаний, случаи госпитализации,
психических и психосоматических заболеваний,
постановка на учет у психиатра и психоневролога
(эти данные необходимо дополнить сведениями,
полученными у лечащего врача пожилого
пациента. К сведениям о состоянии здоровья,
полученным у врача, следует относиться
как к сугубо конфиденциальным, их не следует
обсуждать с пожилым человеком).
Процедура возрастно-психологического
консультирования должна быть построена
с учетом особенности личности клиента
и индивидуальных стратегий адаптации
к возрастному фактору.
Большая сложность может возникнуть при
работе с амбициозными пожилыми людьми,
отличающимися неуравновешенным характером,
склонными к импульсивным, аффективным
реакциям. Между вспышками гнева они могут
быть излишне предупредительны, уступчивы.
Среди пожилых пациентов нередко можно
встретить тревожно-мнительных людей.
Многие из них не понимают значения работы
с психологом (обращение к консультанту
в таких случаях происходит по настоянию
родственников) и не придают серьезного
значения психологическому консультированию,
поскольку в опыте их прежней жизни никто
о профессиональной помощи не знал. В работе
с такими людьми консультанту важно показать
себя человеком волевым, уверенным в себе,
своих словах и поступках, способным передать
эту уверенность другим.
2. Семейное психологическое консультирование.
Эффективным направлением в работе с пожилыми
людьми является семейное психологическое
консультирование.
Проблемы во взаимоотношениях со взрослыми
детьми определяются характерологическими
особенностями самих старых людей, стремлением
некоторых к сохранению своего лидерства,
к сохранению «детских» форм контроля
над взрослыми детьми, желанием поучать,
своеобразным отношением и нажитому за
время трудовой деятельности. Старые люди
испытывают чувство вины за свою бесполезность
в семье, ощущают свою ненужность и замыкаются
в себе, становятся малоконтактными. Общение
их с родственниками часто обретает формальный
характер.
Как отмечает P.M. Грановская, когда в качестве
основной стратегии достижения источника
радости старый человек целиком погружается
в свое прошлое, то он теряет будущее, перестает
развиваться как личность, одновременно
ослабляются его связи с современностью
и современниками. Все труднее становится
ему находить с ними общий язык, а это в
свою очередь способствует дальнейшей
утрате контактов с детьми, молодежью,
жизнью. Тем самым старый человек обрекает
себя на одиночество в период, когда ему
совершенно необходимы дружеские и родственные
связи. В том случае, когда он связывает
свои радости с будущим своих детей, учеников
или своего труда, он сохраняет перспективу
своего развития как личности, а вместе
с тем и духовную молодость. Если в дальнейшем
отношения складываются неблагоприятно,
то деятельность общения стариков детерминируется
желанием утвердить свою индивидуальность,
а достигаемая эмпатия превращается в
средство утверждения. Также мучительными
для стариков становятся ситуации, когда
даже в случае корректного отношения их
воспринимают как объекты, а не субъекты
семейных отношений: с ними не советуются
по поводу семейных проблем, их мнением
не интересуются.
Семейное психологическое консультирование
направлено на помощь семье, имеющей пожилых
людей, в создании внутрисемейного психологического
климата. Зрелые и молодые члены семьи
должны знать психологические особенности
старости и старения и хорошо представлять
себе, что выраженное ими раздражение
или озлобленность в адрес стариков будут
способствовать увеличению тревожности
и депрессии последних, которые в свою
очередь повлекут за собой грубые конфабуляции
(вымыслы), бредоподобные идеи о притеснении,
дальнейшее усиление проявлений «заострений»
черт характера. Таким образом, возникнет
порочный круг, ухудшающий психологический
климат в семье. В то же время ласковое,
внимательное отношение к старикам, проявление
любви и заботы со стороны взрослых детей
и внуков станет некоторой гарантией долгого
сохранения психологического благополучия
стариков, их личностной сохранности.
Проявление уважения к мудрости стариков,
апелляция к их богатому жизненному опыту
обеспечат ту внутреннюю социальную ситуацию,
которая побудит стариков к поддержанию
своего жизненного тонуса, готовности
нести ответственность за данный совет,
проявлению терпимости и согласию считаться
с новыми условиями жизни и потребностями
более молодого поколения.
любви и уважения, подчас как единственный
вид социальных контактов.
Но, главное, семейное общение дает старикам
ощущение нужности, значимости, сопричастности
жизни. Очень часто помощь семье осмысливается
стариками как социально значимый вид
деятельности. В дальнейшем налаженная,
ставшая привычной семейная привязанность
поколений во многом облегчит период совместной
жизни, когда старики станут совсем беспомощными
и неспособными к самообслуживанию.
Семейное психологическое консультирование
в сфере работы с пожилыми и основывается
на знании объективных и субъективных
детерминант развертывания процесса старения
человека в семье. К первым относятся конкретные
условия жизни его в семье, его занятость
в системе жизнеобеспечения семьи, участие
в воспитании внуков, ко вторым — психологический
уклад и климат в семье, способы общения
между членами семьи, характер взаимоотношения
пожилого человека с близкими. Консультанту
важно выявить роль пожилого человека
в семье, установки и ожидания по отношению
к нему других членов семьи, стиль и стереотипы
общения с ним (уважительное отношение,
снисходительное, грубое; опека, руководство
им, формальное или неформальное проявление
подчинения по отношению к нему
3.
Профориентационное психологическое
консультирование. Малоразработанным
в нашей стране является профориентационное
психологическое консультирование пожилых
— консультирование по вопросам профессионального
самоопределения после выхода на пенсию.
В то же время в США проблема психологического
сопровождения профессиональной карьеры
человека в любом возрасте является актуальной.
Считается, что выходящие на пенсию люди
предпенсионного возраста необязательно
должны полностью прекращать работать.
Профориентационное консультирование
пожилых основано на достаточно прагматических
положениях о том, что в будущем катастрофически
стареющее общество может столкнуться
с нехваткой рабочей силы, и поэтому нерационально
терять талантливых и продуктивных работников.
Профориентационное консультирование
предлагает программы обучения пенсионеров,
программы неполной занятости или легкого
труда для пожилых. Ряд таких программ
имеет успех. Так, находящиеся на пенсии
бизнесмены успешно занимались обучением
своих менее опытных коллег. Еще одна успешная
программа была посвящена обучению пожилых
людей работе с детьми-инвалидами. Следует
обратить особое внимание на сам процесс
обучения после выхода на пенсию. В США
можно встретить в колледжах и университетах
пожилых людей на студенческой скамье.
Для них обучение — это не только переподготовка
для обретения новой профессии, но и средство
занять время и тренировать познавательные
способности в целях отдаления периода
интеллектуального угасания. В целом у
старого человека меняется мотивация
трудовой деятельности. У него стремление
к труду имеет не столько материальный,
сколько эмоциональный мотив. Для его
самоутверждения важна неутраченная способность
к труду, а деньги выступают эталоном ее
оценки.
Индивидуальное психологическое консультирование
пожилых предполагает, по нашему мнению,
передачу им знаний о разных моделях старения
и о значении образа жизни для процессов
старения. Также это включает психологическое
консультирование в особых ситуациях:
в связи с потерями близких, в случае глубокой
депрессии, в преддверии смерти.
4. Индивидуально психологическое
консультирование. В ходе индивидуального
психологического консультирования пожилых
чрезвычайно важно раскрыть понятие удовлетворенности
жизни в старости (оно подробно раскрыто
в предыдущих главах), условия его достижения,
а также условность понятия «счастливая
старость». Уместно объяснить, что в американской
геронтопсихологии нет понятия «счастливая
старость», но есть понятие «успешное
старение». Постоянная и разумная активность,
адекватные физические и умственные тренировки
обеспечивают пожилого человека необходимыми
навыками совладания с недужностью старости,
способствуют решению основных задач
возраста и сопровождаются переживанием
удовлетворения жизнью в этом возрасте.
В связи с этим Б.Л. Ньюгартен ввел удачные
термины: «молодые старики» и «старые
старики». Первые живут активно и независимо,
их жизнь мало отличается от жизни более
молодого поколения. Вторые представляют
себя зависимыми и нуждающимися в помощи,
их жизнь безрадостна и лишена какой-либо
перспективы. Среди «молодых стариков»
больше образованных людей, они дольше
сохраняют здоровье и психическую полноценность.
Активное, «успешное» старение делает
пожилого человека более стрессоустойчивым,
а стрессы очень опасны для старости. Дело
в том, что в каждодневной жизни пожилые
люди достаточно долго не ощущают снижения
своих интеллектуальных и физических
возможностей. Эффект старения не проявляется
в выполнении привычных действий, но влияет
на уменьшение резервных возможностей
человека, поэтому возрастные ограничения
проявляют себя особенно очевидно в стрессовой
ситуации и в условиях жестких требований.
Это относится как к интеллектуальным,
так и к физическим способностям. Психологическое
индивидуальное консультирование в критических
ситуациях должно учитывать особенности
эмоциональных переживаний в старости
в случае утраты, в ожидании смерти. Консультирование
пожилых людей, перенесших утрату близкого,
— это не такое тяжелое испытание для
психолога, как работа с молодыми и зрелыми
людьми в подобной ситуации, поскольку
старики не так бурно проявляют свое горе
и быстрее смиряются с ним Работа консультанта
может помочь пожилому человеку облегчить
чувство вины перед умершим, фиксируя
его воспоминания на том хорошем, счастливом,
что они пережили вместе.
Психологическое консультирование пожилого
человека, переживающего тяжелую депрессию,
всегда сочетается с активной психотерапевтической
работой. Об этом пойдет речь в следующей
главе. Задачи консультанта в работе с
депрессивными пожилыми клиентами заключаются
в том, чтобы показать, что их пессимистический
взгляд на мир — это результат депрессивного
состояния (его можно облегчить, и картина
мира улучшится), а также чтобы поддержать
клиента и помочь ему в психологическом
объяснении его трудностей. При этом консультант
должен активно расспрашивать пожилого
человека о его переживаниях и обстоятельствах
его жизни. В процессе консультирования
необходимо добиваться преодоления зависимости
клиента и побуждать его к более активной
роли с каждой последующей встречей.
Беседа с умирающим старым человеком в
полном смысле слова не является психологическим
консультированием. Как уже говорилось,
в конце жизни человек обращается мыслями
к вечному, к Богу. Подводя итог своей жизни,
он ищет закон человеческого существования
и находит его в вере. У старого человека
вера может быть глубокой и искренней,
и поэтому присутствие священника у постели
умирающего сейчас не является редкостью.
Близкие, занятые своим горем, не могут
оказать серьезную помощь умирающему.
Это может сделать профессионал, но в настоящее
время им редко становится психолог, скорее
такую функцию может взять
на себя врач. Современной психологии
известны общие принципы общения с умирающим,
некоторые из них могут быть использованы
в общении с умирающим старым человеком
. Так, консультанту следует внимательно
выслушать умирающего и помочь ему поделиться
мыслями о смерти и о том, что он оставляет
в этой жизни. При этом внимание умирающего
следует осторожно направить на важные
дела, завершенные им при жизни, и на его
духовное и экзистенциальное наследие,
которое обеспечит ему существование
в этом мире после смерти (в памяти, мотивах,
чувствах, делах других людей). Далее следует
внимательно выслушать жалобы, чаяния
и последние распоряжения умирающего,
по возможности удовлетворить их или пообещать
сделать все возможное. У умирающего старого
человека нередко появляется потребность
вспомнить свои ошибки, простить своих
врагов, выразить сожаления о нанесенных
им самим обидах. Консультанту следует
всем своим поведением и манерой активного
слушания выразить важность этого момента.
Не следует чрезмерно выражать сочувствие
умирающему, но и несправедливо было бы
недооценивать или отрицать значение
умирания. Смерть — это торжественный
момент жизни, такой же важный и неотъемлемый
от нее, как и рождение. Поэтому, оставаясь
в сознании, умирающий человек нуждается
в сохранении достоинства и права распоряжаться
собой на последнем этапе жизненного пути.
Консультант-психолог в этом может ему помочь.
Информация о работе Характерные психические состояния в старости