Характеристика способностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:03, реферат

Описание работы

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки. Что же такое способности?

Работа содержит 1 файл

способности.docx

— 40.03 Кб (Скачать)

Есть основания  полагать, что различия в типологии  способностей связаны с функциональной асимметрией больших полушарий, где правое полушарие «ответственно» за образное мышление, а левое –  за символическое.

2. Психологическая  характеристика человеческих  способностей

2.1 Природа человеческих  способностей

Способности имеют  органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в  виде задатков. Люди от рождения бывают наделены различными задатками, хотя различия эти не так велики, как это утверждают те, которые различия в способностях ошибочно целиком сводят к различию врожденных задатков.

Различия между  людьми в задатках заключаются прежде всего в прирожденных особенностях их нервно-мозгового аппарата – в анатомо-физиологических, функциональных его особенностях. Исходные природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках. Между задатками и способностями очень большая дистанция; между одними и другими – весь путь развития личности. Задатки многозначны; они могут развиваться в различных направлениях. Задатки – лишь предпосылки развития способностей[30].

Развиваясь на основе задатков, способности являются все же функцией не задатков самих  по себе, а развития, в которое  задатки входят как исходный момент, как предпосылка. Включаясь в  развитие индивида, они сами развиваются, т. е. преобразуются и изменяются.

У человека есть два вида задатков: врожденные и  приобретенные[31]. Первые иногда называют природными, а вторые социальными. Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Этот последний по отношению к более высокому уровню развития выступает в виде своеобразного задатка. Например, для того чтобы хорошо усвоить высшую математику, надо обязательно знать элементарную, и эти знания по отношению к высшим математическим способностям выступают в качестве задатка. Знание задатков важно потому, что они обусловливают некоторые индивидуальные особенности процесса формирования способностей, его конечного результата.

Влияние среды, как и воздействие наследственности, начинает проявляться уже при  рождении ребенка. Например, новорожденные  дети-близнецы имеют не только общие  черты, но и особенности, отличающие их друг от друга. Человек с рождения обладает многими такими свойствами, которые впоследствии сказываются  на его индивидуальности, могут облегчать  или затруднять формирование у него других личностных свойств.

Следует сказать, что природа человеческих способностей до сих пор вызывает достаточно бурные споры среди ученых. Одна из наиболее распространенных точек зрения ведет  свою историю от Платона. Авторы, придерживающиеся этой точки зрения, утверждают, что  способности биологически обусловлены  и их проявление целиком зависит  от унаследованных характеристик. Обучение и воспитание может лишь изменять скорость их появления, но они всегда проявятся тем или иным образом[33].

При развитии способностей в процессе деятельности существенную роль играет своеобразная диалектика между способностями и умениями. Способности и умения, совершенно очевидно, не тожественны, но они все  же теснейшим образом связаны; притом связь эта взаимная.          С одной стороны, освоение умений, знаний и т. д. предполагает наличие известных способностей, а с другой – само формирование способности к определенной деятельности предполагает освоение связанных с ней умений, знаний и т. д. Эти умения, знания и т. д. остаются чем-то совершенно внешним для способностей человека, лишь пока они не освоены. По мере того как они осваиваются, т. е. превращаются в личное достояние, они перестают быть только знаниями, умениями, полученными извне, а ведут к развитию способностей. Скажем, по мере того как человек на материале определенной системы знания по-настоящему осваивает приемы обобщения, умозаключения и т. д., у него не только накопляются определенные умения, но и формируются определенные способности. Обучение, как подлинно образовательный процесс, тем именно и отличается от простой тренировки, что в нем через умения и знания формируются способности.

Немаловажное  значение для развития способностей в детском возрасте имеют семейные условия воспитания. Если члены семьи  занимаются традиционно какими-либо видом деятельности, то у ребенка  появляется склонность заниматься ею, и при наличии врожденных задатков у него быстро развиваются способности.

Таким образом, наследственность имеет большое  значение для развития способностей, поскольку особенности анатомо-физиологического строения нервной системы человека в значительной степени определяют его задатки. Но, с другой стороны, сами по себе задатки не означают, что  у человека разовьются соответствующие  способности[38]. Развитие способностей зависит от многих социальных условий. К их числу следует отнести особенности воспитания, потребность общества в той или иной деятельности, особенности системы образования и др.

2.2     Формирование и развитие способностей

Если у животных передача достижений предшествующих поколений  последующим осуществляется главным  образом путем наследственных морфологических  изменений организма, то у человека это происходит общественно-историческим путем, т.е. с помощью орудий труда, языка, произведений искусства и  т.п. Каждому человеку предстоит  принять эстафету: он должен применять  орудия, пользоваться языком, наслаждаться произведениями художественного творчества и т.д. Овладевая миром исторических достижений, люди формируют свои способности. Проявление способностей находится  в прямой зависимости от конкретных приемов (методики) формирования соответствующих  знаний и умений, которые исторически  вырабатываются людьми в ходе удовлетворения потребностей общества[39].

В настоящее  время, например, ни у кого не вызывает сомнения утверждение, что каждого  семилетнего нормального ребенка  можно научить читать и писать. Однако лет двести назад существовало довольно распространенное мнение, что  грамоте может обучиться далеко не всякий, а лишь человек, наделенный особыми способностями. Практика показала, что научиться читать и писать могут решительно все дети[40].

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с первых дней жизни и, если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности  развиваются, не прекращается до конца[41].

В процессе развития способностей можно выделить ряд  этапов[42]. На одних из них происходит подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей, на других идет становление задатков небиологического плана, на третьих складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность. Все эти процессы могут протекать параллельно, в той или иной степени накладываться друг на друга

Первичный этап в развитии любой такой способности  связан с созреванием необходимых  для нее органических структур или  с формированием на их основе нужных функциональных органов. Он обычно относится  к дошкольному детству, охватывающему  период жизни ребенка от рождения до 6–7 лет. Здесь происходит совершенствование  работы всех анализаторов, развитие и  функциональная дифференциация отдельных  участков коры головного мозга, связей между ними и органов движения, прежде всего рук. Это создает  благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка  общих способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки (задатков) для последующего развития специальных способностей.

Становление специальных  способностей активно начинается уже  в дошкольном детстве и ускоренными  темпами продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них  начинает оказывать учебная и  трудовая деятельность. В играх детей  первоначальный толчок к развитию получают многие двигательные, конструкторские, организаторские, художественно-изобразительные, иные творческие способности. Занятия  различными видами творческих игр в  дошкольном детстве приобретают  особое значение для формирования специальных  способностей у детей.

Важным моментом в развитии способностей у детей  выступает комплексность, т.е. одновременное  совершенствование нескольких взаимно  дополняющих друг друга способностей. Развивать какую-либо одну из способностей, не заботясь о повышении уровня развития других, связанных с ней способностей, практически нельзя

Если деятельность ребенка носит творческий, нерутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей.

Если выполняемая  деятельность находится в зоне оптимальной  трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой  развитие его способностей, реализуя то, что Л.С. Выготский называл зоной потенциального развития[44].

Важным моментом развития человеческих способностей является их компенсируемость, причем это относится даже к тем способностям, для успешного развития которых необходимы врожденные физиологические задатки. А.Н Леонтьев показал, что определенного уровня развития музыкального слуха можно добиться и у тех людей, ухо которых с рождения не очень хорошо приспособлено для обеспечения звуковысотного слуха

2.3     Качественные и количественные характеристики способностей человека

Качественная  характеристика способностей. Рассматриваемые со стороны их качественных особенностей, способности выступают как сложный комплекс психологических свойств человека, обеспечивающий успех деятельности, как набор «переменных величин», позволяющий идти к цели разными путями. Покажем это на примере развития и воспитания некоторых видов способностей.

В основе одинаковых или в чем-то сходных достижений при выполнении какой-либо деятельности могут лежать сочетания весьма различных  способностей. Это открывает перед  нами важную сторону способностей личности: широкие возможности компенсации одних свойств другими, которые человек развивает у себя, трудясь упорно и настойчиво.

Компенсаторные  возможности способностей человека выявляются, например, специальным  воспитанием людей, лишенных зрения и слуха[47].

Свойство компенсации  одних способностей при помощи развития других открывает неисчерпаемые  возможности перед каждым человеком, раздвигая границы выбора профессии  и совершенствования в ней.

Качественная характеристика способностей неразрывно связана с характеристикой количественной. Выяснив, какие конкретно-психологические качества отвечают требованиям данной деятельности, можно ответить на вопрос, в большей или меньшей степени они развиты у человека по сравнению с его товарищами по работе и учебе.

Количественная  характеристика способностей. Проблема количественных измерений способностей имеет большую историю в психологии. Еще в конце XIX – начале XX в. ряд психологов (Кеттел, Термен, Спирмен и др.) под влиянием требований, вызванных необходимостью осуществлять профессиональный отбор для массовых специальностей, выступили с предложением выявлять уровень способностей обучающихся. Тем самым предполагалось, что будет установлено ранговое место личности и ее пригодность к той или иной трудовой деятельности, к обучению в высших учебных заведениях, к получению командных постов в производстве, армии и общественной жизни[49].

В качестве способа  измерения способностей тогда же стали использоваться тесты умственной одаренности. С их помощью в ряде стран (США, Великобритания и др.) осуществляется определение способностей и производится сортировка учащихся в школах,

По содержанию тесты умственной одаренности представляют собой ряд вопросов или задач, успешность решения которых (с учетом затраченного времени) исчисляется  в сумме баллов или очков. Обычно тесты сводятся в батарею тестов, нарастающих по сложности. Среди  тестов могут быть не только словесные (вербальные) испытания, но и всевозможные «лабиринты», «головоломки» и т.д.

После того как  дети закончили решать батарею тестов, результаты подсчитывают стандартизированным  путем, т.е. подсчитывают количество очков, которые набрал каждый испытуемый. Это дает возможность определить так называемый коэффициент умственной одаренности

Информация о работе Характеристика способностей