Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 15:27, реферат
Межличностные отношения зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте, поскольку с самого рождения ребёнок живёт среди людей и неизбежно вступает с ними в определённые отношения. Опыт первых отношений как со взрослыми, так и со сверстниками является фундаментом для дальнейшего развития личности ребёнка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.
.3 Характеристика проблемных форм межличностных отношений старших дошкольников
Межличностные отношения
зарождаются и наиболее интенсивно
развиваются в детском
Несмотря на то, что в дошкольном детстве именно взаимодействие и общение с взрослыми являются решающими факторами развития личности и психики ребенка, нельзя недооценивать и роль межличностных отношений ребенка со сверстниками. Именно в дошкольный период она уже выражена очень ярко и, если она не находит своего удовлетворения, то это приводит к неизбежной задержке социального развития. А создает наиболее благоприятные условия правильного воспитания и развития, именно коллектив сверстников. Так дети, которых родители удерживают от игр со сверстниками, часто в жизни испытывают трудности во взаимоотношениях.
В нашей стране проблема
межличностных отношений
- концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений (А.В. Петровский);
- концепция генезиса
общения, где взаимоотношения
детей рассматривались как
По мнению Е.О. Смирновой наиболее распространенным подходом к пониманию межличностных отношений дошкольников можно считать социометрический [57. С. 58]. Этот же метод выделяет и Коломенский, указывая на то, что основная идея социометрии состоит в том, что испытуемые высказывают, в той или иной форме, свои предпочтения другим членам группы. Проанализировав работу Е.О. Смирновой «Межличностные отношения дошкольников», мы выяснили, что межличностные отношения рассматриваются при данном подходе как избирательные предпочтения детей в группе сверстников. А в многочисленных исследованиях таких авторов, как Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, В.Р. Кисловская, А.В. Кривчук, B.C. Мухина было показано, что на протяжении дошкольного возраста (от 2 до 7 лет) стремительно увеличивается структурированность детского коллектива - одни дети становятся все более предпочитаемыми большинством в группе, другие все прочнее занимают положение отверженных. Было установлено, что содержание и обоснование выборов, которые делают дети, изменяется от внешних качеств до личностных характеристик. Веракса Н.Е. говорит о том, что специфику межличностного восприятия детей и оценивание сверстников с точки зрения наличия положительных и отрицательных качеств во многом определяется полоролевыми особенностями. Девочки гораздо чаще, чем мальчики, оценивают друг друга положительно, в то время как мальчики склонны к большему количеству отрицательных взаимооценок [57. С. 46].
Из всего выше сказанного
можно сделать вывод: в исследованиях
психологов показано, что в группах
детей дошкольного возраста выделяется
особая структура межличностных
отношений. Установлено, что есть дети,
которые очень популярны и
с ними хотят вместе играть и дружить
многие дошкольники, что обусловлено
их умением придумывать и
Практически в каждой
группе детей дошкольного возраста
разворачивается сложная и
Взрослые иногда и не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают дети, не придают особого значения детским ссорам и обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Определить появления нарушений эмоциональной сферы можно по следующим признакам (рис. 2):
- Нарушение, какой
либо сферы личности, психики
ребёнка всегда оказывает
- Нарушение - проявляется
в поведении, его можно
- Психические нарушения приводят к социальной дезадаптации: к сужению круга людей, с которыми ребёнок может нормально взаимодействовать.
- Психические нарушения
оказываются барьером на пути
воспитательных воздействий.
- Нарушения психики
и личности часто приводят
к психосоматическим
Рисунок 2 - Гармония или
дисгармония эмоционально-
Отклонения в личностном развитии можно проследить на рис. 3.
Рисунок 3 - Отклонения в личностном развитии
Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может приводить к различным типам поведения.
- Неуравновешенное, импульсивное
поведение, характерное для
- Повышенная агрессивность
детей, выступающая как
- привлечение к себе внимания сверстников;
- ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть своё превосходство;
- защита и месть;
- стремление быть главным;
- необходимость овладения желанным предметом.
Проявления выраженной склонности к агрессивности:
- высокая частота
агрессивных действий - в течение
часа наблюдений такие дети
демонстрируют не менее
- преобладание прямой физической агрессии;
- наличие враждебных агрессивных действий, направленных не на достижение какой-либо цели, а на физическую боль или страдание сверстников.
Среди психологических
особенностей, провоцирующих агрессивное
поведение, обычно выделяют недостаточное
развитие интеллекта и коммуникативных
навыков, сниженный уровень
Обидчивость - устойчивое
негативное отношение к общению.
Обида проявляется в тех
- игнорирование партнёра, недостаточное внимание с его стороны;
- отказ в чём-то нужном и желанном;
- неуважительное отношение со стороны других;
- успех и превосходство окружающих, отсутствие похвалы.
Характерной особенностью
обидчивых детей является яркая
установка на оценочное отношение
к себе и постоянное ожидание положительной
оценки, отсутствие которой воспринимается
как отрицание себя. Всё это
приносит ребёнку острые болезненные
переживания и препятствует нормальному
развитию личности. Поэтому повышенную
обидчивость можно
Замкнутость - нарушение, проявляющееся в сужении круга общения, уменьшении возможностей эмоционального контакта с окружающими людьми, возрастании трудности установления новых социальных отношений. Причинами этого нарушения могут быть: длительный стресс, недостаток эмоционального общения, индивидуальные патологические особенности эмоциональной сферы. Замкнутость качественно отличается от застенчивости, но в поведенческом плане они бывают похожи. Особенности поведения застенчивых детей:
- избирательность
в контактах с людьми: предпочтение
общения с близкими и хорошо
знакомыми и отказ или
- повышенная чувствительность
к оценке взрослого. Удача
- дисгармония в общей самооценке. С одной стороны, ребёнок имеет высокую общую самооценку, а с другой - сомневается в положительном отношении к себе других людей, особенно незнакомых.
Стеснительность является следствием несформированности социальной компетентности. Её коррекция заключается в обучении ребёнка навыкам общения, умению воспринимать и интерпретировать поведение другого человека.
Тревожность, патологический страх, которые препятствуют общению, развитию личности, психики, приводят к социальной дезадаптации. Среди «негативных» тактик воспитания ребёнка, вызывающих состояние тревоги, можно выделить три основных:
- отвержение (неприятие,
демонстрация
- сверхтребовательное отношение (чрезмерная критика, наказание за малейшую провинность);
- гиперопека (сверхзаботливое отношение, при котором ребёнок лишён возможности самостоятельно действовать).
Чем сильнее эмоциональное
неблагополучие ребёнка, тем вероятнее
возможность возникновения
Демонстративность как
устойчивая личностная особенность.
Такое поведение детей выражается в стремлении
привлечь к себе внимание любыми возможными
способами. Отношения являются не целью,
а средством самоутверждения. Представления
о собственных качествах и способностях
демонстративных детей нуждаются в постоянном
подкреплении через сравнение с другими.
Ненасыщаемая потребность в похвале, в
превосходстве над другими становится
главным мотивом всех действий и поступков.
Такой ребёнок постоянно боится оказаться
хуже других, что порождает тревожность,
неуверенность в себе. Поэтому важно вовремя
выявить проявление демонстративности
и помочь ребёнку в её преодолении.
Таким образом, отношения
со сверстниками играют важнейшую роль
в жизни дошкольника. Они являются
условием формирования общественных качеств
личности ребенка, проявление и развитие
начал коллективных взаимоотношений
детей. Вопросы становления детского
коллектива, характерные особенности
межличностных отношений в нем,
влияние дошкольной группы на формирование
личности отдельных детей все
это представляет исключительный интерес.
Информация о работе Характеристика проблемных форм межличностных отношений старших дошкольников