Характеристика памяти, ощущения, восприятия, внимания

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:30, доклад

Описание работы

Внимание — это динамическая сторона сознания, психики человека, выражающая степень ее направленности на тот или иной объект, его отдельные стороны и степень сосредоточенности сознания на нем. Это обеспечивает адекватное отражение объекта, он воспринимается более полно, точно и качественно. Внимание обеспечивает также и успешность деятельности.

Работа содержит 1 файл

Характеристика памяти, ощущения, восприятия, внимания.docx

— 49.78 Кб (Скачать)

3. Характеристика внимания

Внимание — это динамическая сторона сознания, психики человека, выражающая степень ее направленности на тот или иной объект, его отдельные стороны и степень сосредоточенности сознания на нем. Это обеспечивает адекватное отражение объекта, он воспринимается более полно, точно и качественно. Внимание обеспечивает также и успешность деятельности.

Внимание  проявляется как в сенсорных  процессах (зрительное, слуховое, обонятельное, тактильное, осязательное и др.), где его объектами выступает действительность во всем ее многообразии, так и в мнемонических, мыслительных. Здесь объектами внимания являются воспоминания, представления человека, его мысли, переживания. Отсюда и функции внимания.

Основные  функции внимания состоят в следующем:

1) отбор значимой, релевантной (соответствующей) информации;

2)  удержание  (сохранение) информации для совершения  действия, алгоритм действия;

3) регуляция и контроль протекания действия, осуществление автоматизированного действия умственного контроля;

4) антиципация (предвосхищение) действительности, предвидение результатов действия, поведения (здесь проявляют себя установки, ожидания, апперцепция).

Во внимании проявляется избирательный, направленный характер психической и предметно-практической деятельности человека в соответствии с его интересами, потребностями, целями, задачами деятельности и поведения.

Физиологической основой внимания выступает общая  активизация деятельности мозга и создания доминантных очагов возбуждения в его коре. К. Д. Ушинский не без основания считал, что внимание — это дверь в сознание человека: есть внимание — дверь в сознание человека для поступления туда информации приоткрыта. Чем больше внимания, тем более подготовляется сознание для восприятия и анализа информации.

В зависимости  от того, где находится объект внимания — во внешнем мире, вне субъекта познания и деятельности (материальные процессы, явления действительности, люди, их действия) или в субъективном мире личности (собственные мысли, переживания, планирование своего поведения и т.п.), — различают внимание внешнее (сенсорно-перцептивное) и внутреннее. Первое является необходимым условием познания и преобразования человеком окружающего мира, второе — необходимым условием самопознания и самовоспитания.

Внешняя или  внутренняя направленность внимания проявляется во взгляде, в позе, других признаках.

В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у человека развиваются  свойства внимания, его виды, образуются относительно устойчивые их сочетания, на основе которых формируется внимательность как свойство личности.

Важно учитывать  возрастные, профессиональные, половые  и другие индивидуальные особенности внимания людей.

В зависимости  от организации деятельности людей  выделяют групповое и индивидуальное внимание. Групповое внимание заключается в сосредоточении внимания группы на собственном объекте в условиях работы в коллективе. Индивидуальное внимание — это сосредоточение сознания индивида на своем задании.

Различают три вида внимания.

1.  Непроизвольное. Возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений человека и обусловлено особенностями объекта (его новизны, неожиданности появления, силы воздействия, степени значимости для человека и т.д.).

2. Произвольное. Это высшая специфическая человеческая форма внимания. Она возникает, когда человек ставит перед собой задачи, сознательные цели, и поэтому неразрывно связана с речью. В условиях затруднений в осуществлении деятельности (не хочу, а надо; ограничение времени; действия отвлекающих раздражителей, дефицит информации, средств, материалов для осуществления деятельности и т.п.) это внимание невозможно без волевой регуляции и использования специальных приемов сосредоточения, поддержания, распределения, переключения внимания. Его иногда называют волевым вниманием. Это внимание, так же как и непроизвольное, тесно связано с чувствами, интересами, установками, жизненным опытом личности.

3.  Послепроизволъное. Возникает на основе произвольного, как бы вырастает из него и заключается в сосредоточенности на объекте в силу его ценности, значимости, интереса для личности. При этом сохраняется его сознательная целенаправленность и снимается волевая напряженность. Это внимание не требует усилий. С этим видом внимания связывают наиболее интенсивную и плодотворную умственную деятельность.

Внимание  человека характеризуется рядом  качеств, свойств.

Объем внимания определяется максимальным количеством объектов, которое человек может воспринимать в единицу времени в связи с какой-нибудь задачей. Индивидуальные различия по объему внимания значительны. Средним считается объем внимания, при котором человек воспринимает одновременно четыре—шесть объектов.

Объем внимания, как и другие качества психики, можно  развивать специальными упражнениями, деятельностью.

Распределение — способность одновременно держать в поле внимания несколько объектов, видов деятельности, воспринимать и осуществлять их в равной степени эффективно. Способность к распределению внимания особенно необходима в условиях одновременного контролирования множества приборов, совершения сотен умственных и сенсорно-моторных действий, например летчиком, оператором и т.д.

Высокая степень  распределения внимания позволяет  человеку осуществлять большой объем  разных действий в единицу времени, создает резерв, запас времени. Эта характеристика внимания складывается в результате тренировок и зависит от психического и физического состояния человека.

Переключаемость — перевод внимания с одного объекта на другой, с одних видов действий и деятельности на другие. Это свойство внимания человека проявляется в скорости перевода внимания с одного объекта на другой, в скорости включения внимания в ту или иную деятельность, в быстроте его сосредоточения на новом объекте, виде действий и скорости отвлечения внимания от предыдущих дел, объектов.

Эти характеристики внимания связаны с такими особенностями нервной системы, как мобильность, возбудимость, торможение (см. табл.).

Качества  внимания

Активность

Направленность

Широта

Переключаемость

Интенсивность

Устойчивость

   

Созидательная

X

ОИЗВОЛЬ

о

Непроизвольная

роизвол

Неп

Внешняя

Внутренняя

Объем

Предельная

Легкая

Трудная

Высокая

Низкая

 

о

о

О

 

СТОЙЧИВ

устойчи

         

X


Концентрация — способность человека в деятельности сосредоточиться на главном с одновременным отвлечением от второстепенного.

Устойчивость — это умение длительное время задерживать внимание на избранном объекте. Эта особенность внимания зависит от особенностей нервной системы человека (чем слабее нервная система и чем более возбуждена, тем устойчивость внимания ниже), от мотивации, внешних обстоятельств.

Концентрация  и устойчивость внимания зависят  от осознания ответственности за деятельность, чувства долга, понимания смысла деятельности, интереса к ней, волевых качеств личности.

Колебание внимания — это качество, противоположное устойчивости.

Рассеянность — отрицательное качество внимания. Она выступает следствием различных причин. Самые существенные из них: низкая ответственность за порученное дело, отсутствие интереса, состояние утомления и напряженности, болезнь. В борьбе с рассеянностью необходим тщательный анализ ее причин.

Рассеянность  может быть мнимой: следствием сосредоточенности человека на чем-то, его углубления в работу и неспособностью долго сосредоточиваться на чем-либо, постоянным переключением внимания, его переходом от одного объекта на другой.

Есть и  другие расстройства внимания: болезненное  сужение сознания, слабая распределяемость внимания, инертность, малая подвижность внимания или даже его патологическая фиксация на чем-то.

Качества  внимания во многом определяют успех  в различных видах деятельности!"

При подготовке к профессиональной деятельности студентам  важно проявить настойчивость в саморазвитии качественных характеристик внимания, необходимых для успешного ее осуществления.

2. Характеристика памяти

Память  играет важную роль в жизни человека и его профессиональной деятельности. Она лежит в основе любого психического явления и обеспечивает единство и целостность личности. Память называют цементом личности. При нарушении памяти нарушается психическое здоровье человека и личность как целостная система распадается, разрушается.

Память —  это одна из форм психического отражения, состоящая в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении в психике, сознании человека прошлого опыта, его отдельных элементов.

Память характеризуется тремя основными процессами: запоминание (ввод информации в память), сохранение (удержание) и воспроизведение. Организация запоминания влияет на сохранение. Качество сохранения определяет воспроизведение.

Запоминание — первичный процесс. От него во многом зависят сохранение сведений в памяти и их использование. В процессе запоминания участвуют многие нервные центры и связи. Чем больше их затронуто, участвует в этом процессе, тем запоминание надежнее. Это достигается включением в действие большого числа органов чувств, раскрытием причинно-следственных связей и отношений между явлениями.

Различают преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное) запоминание. Первое характеризуется сознательно поставленной целью запомнить что-либо полно, точно, быстро. Второе совершается как бы само собой. Произвольное запоминание наиболее продуктивно. На него в основном и опираются при обучении и воспитании.

По особенностям образующихся в процессе запоминания  связей принято различать механическое и смысловое запоминание. При механическом запоминании образуются преимущественно ассоциации по смежности, т.е. то или иное событие запоминается потому, что идет тут же за другим или находится рядом с ним. Внутренние, существенные связи явлений, событий при этом не вскрываются. Поэтому для прочного запоминания требуются многократные повторения.

Процесс механического  запоминания скучен. Кроме того, применение старых знаний, полученных таким путем, в новой обстановке всегда сопровождается теми или иными трудностями и ошибками.

Смысловое, или логическое, запоминание опирается на глубокое проникновение в смысл явлений или предметов. В процессе его предмет, явление делятся на составные части, раскрываются их внутренние связи и зависимости, выделяется существенное, новые знания соединяются с уже имеющимся. Иными словами, происходят своеобразная систематизация и классификация сведений, выявление причин и следствий, что и обеспечивает прочное запоминание.

Образованные  связи, следы в коре мозга с  течением времени ослабляются или  даже разрушаются, если их не подкреплять  новыми воздействиями. Попросту говоря, полученные сведения забываются. Особенно быстро забывается плохо осмысленное (бедное связями), слишком большое по объему, не закрепившееся на практике, а также то, что запоминалось без интереса, без понимания того, зачем оно нужно.

Сохранение — непассивный процесс удержания информации.

В психологии раскрыта зависимость сохранения от установок личности (профессиональная направленность памяти, злопамятство эмоциональной памяти и т.д.), условий и организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала, перехода от сохранения в сознании к вытеснению в бессознательное. Особую роль в сохранении информации, алгоритмов действий играет практическое их применение, практика. Исследования показали, что все, что, влияя на органы чувств человека, поступает в его мозг, запечатлевается там. Возможность вызвать в состоянии гипноза воспоминания и тип поведения, присущие детскому возрасту, дает основание говорить о том, что в памяти человека оставляет след все, что оказывает воздействие на него, хотя порой это недоступно для сознательной дешифровки.

Воспроизведение — процесс извлечения из памяти сохраненного материала.

Говорят о  непроизвольном воспроизведении, когда  мысль или образ всплывает  в памяти без намерения личности. Произвольное воспроизведение может протекать на уровне узнавания, когда устанавливается идентичность воспринимаемого и сохраненного в памяти. Воспроизведение может происходить и без опоры на достаточно четкий образ воспринимавшихся ранее явлений и предметов, событий: материал припоминается целенаправленно, и нужный образ воссоздается нередко с применением больших усилий. Лучшим вспомогательным средством припоминания является опора на узнавание. Сопоставляя несколько сходных идей или образов, человек может легче вспомнить, а иногда и просто узнать среди них нужные.

Информация о работе Характеристика памяти, ощущения, восприятия, внимания