Характер и его основные черты

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 21:58, реферат

Описание работы

В переводе с греческого, характер буквально означает отпечаток, чеканка.
Характер – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, которые выражают отношение человека к действительности и проявляются в его поведении, в его поступках.
К примеру, такая черта характера, как доброта, вмещает в себя и предопределяет положительное отношение человека к другим людям и известные способы поведения в соответствующих ситуациях. Так, если к доброму человеку обратиться за какой-либо помощью, то он всегда окажет ее, выразив тем самым свое отношение. Подобное поведение будет характерным, или типичным, для него.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие о характере и его формирование 4
Глава 2. Основные черты характера 8
Глава 3. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера 13
Заключение 20
Список литературы 21

Работа содержит 1 файл

Реферат по психологии.Дмитриева.22ФК-14 (1).doc

— 115.50 Кб (Скачать)

Международный банковский институт

Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин

 

 

 

 

 

Реферат

по Психологии и педагогике

Тема: “Характер и его основные черты”

 

 

 

 

 

Исполнитель: студентка группы 22 ФК-14

Дмитриева Александра Сергеевна

Руководитель: к.и.н., доцент

Кривошеев Максим Владимирович

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012 г.

Оглавление

 

Введение

В переводе с греческого, характер буквально означает отпечаток, чеканка.

Характер – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, которые выражают отношение человека к действительности и проявляются в его поведении, в его поступках.

К примеру, такая черта характера, как доброта, вмещает в себя и предопределяет положительное отношение человека к другим людям и известные способы поведения в соответствующих ситуациях. Так, если к доброму человеку обратиться за какой-либо помощью, то он всегда окажет ее, выразив тем самым свое отношение. Подобное поведение будет характерным, или типичным, для него.

Индивида называют «человек с характером», если у него появляются такие качества, независимость от обстоятельств, самостоятельность, последовательность, упорство и целеустремленность, настойчивость и воля.

Бесхарактерным называют человека, который зависит от обстоятельств, плывет по течению, не проявляет волевых качеств.

Проблема характера всегда актуальна в практическом плане, так как характер представляет собой своеобразный каркас или остов личности, делая его поведение достаточно устойчивым и предсказуемым. Он предопределяет не только отдельные поступки, а также и образ жизни и даже судьбу человека.

 

Глава 1. Понятие о характере и его формирование

Как правило, когда пытаются охарактеризовать или оценить конкретного человека, говорят о его характере.

Характер – это индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека в определенных условиях и отношения человека к окружающей действительности и к себе. Характер является прижизненным образованием, так как он формируется уже после рождения человека. Истоки характера человека и первые признаки его проявления следует искать в самом начале жизни.

В развитии и становлении характера ребенка главную роль играет общение и взаимодействие с окружающими его людьми. В поступках и формах, свойственных для его поведения, ребенок, прежде всего подражает своим близким. При помощи прямого научения через эмоциональное подкрепление и подражание он усваивает и перенимает формы поведения взрослых.

Для становления характера ребенка весьма значительны стиль общения взрослых между собой, а также способ обращения взрослых с самим ребенком. Прежде всего, это относится к обращению родителей, и особенно матери, с ребенком. Действия матери и отца в отношении ребенка, по истечении многих лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок, повзрослев, образует собственную семью.

Ранее других в характере человека закладываются такие черты, как общительность, доброта, отзывчивость, а также противоположные им качества — равнодушие к людям, эгоистичность, черствость. Имеются данные о том, что истоки формирования этих черт характера уходит в глубь дошкольного детства, буквально к первым месяцам жизни и обуславливается тем обращением матери с ребенком.

Свойства характера, проявляющиеся наиболее ярко в труде — трудолюбие, добросовестность, аккуратность, настойчивость, ответственность - формируются несколько позднее, в раннем и дошкольном детстве. Они складываются и закрепляются в играх и доступных детям видах домашнего труда. Большое влияние на их развитие оказывает адекватная возрасту и потребностям ребенка стимуляция со стороны взрослых. В характере ребенка закрепляются и сохраняются в основном такие качества, которые постоянно получают поддержку и одобрение со стороны взрослых (положительное подкрепление).

В начальных  классах школы оформляются такие черты характера, которые проявляются в отношениях с людьми. Этому способствует расширение круга общения ребенка с окружающими за счет появления новых школьных друзей, а также учителей. Если те качества, которые ребенок как личность приобрел в домашних условиях, получает поддержку в школе, то они закрепляются и чаще всего сопутствуют человеку в течение всей дальнейшей жизни. Но в том случае, когда вновь приобретаемый опыт общения с учителями и сверстниками не подтверждает правильности и приемлемости формы поведения, приобретенных ребенком дома, начинается постепенная ломка характера, обычно сопровождающаяся выраженными внешними и внутренними конфликтами. Происходящая в этом случае перестройка характера к положительному результату приводит не всегда. Зачастую имеет место частичное изменение черт характера и компромисс между тем, к чему приучали ребенка дома, и тем, что от него требует школа.

В подростковом возрасте активно развиваются и укрепляются волевые черты характера, а в ранней юности определяются базовые моральные, нравственные и мировоззренческие основы личности. Уже к окончанию школы характер человека можно считать в основном состоявшимся, то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.

Необходимо заметить, что характер не является застывшим образованием, он развивается и трансформируется в течение всего жизненного пути человека. Характер не является фатально предопределенным. Хотя он и обусловлен объективными обстоятельствами жизни человека, сами эти обстоятельства модифицируются под воздействием поступков человека. Поэтому после окончания учебного заведения характер человека продолжает формироваться или видоизменяться. На этом этапе человек сам выступает творцом своего характера, ведь характер складывается в зависимости от убеждений, мировоззрения и манер нравственного поведения, которые человек вырабатывает у себя сам, от поступков и дел, которые он совершает, от всей его сознательной деятельности. В современной психологической литературе данный процесс рассматривается как процесс самовоспитания.

Самовоспитание  характера полагает, что человек может критически посмотреть на себя, способен избавиться от излишнего самомнения, заметить свои недостатки. Это позволяет ему обозначить цель работы над собой, то есть те черты и качества характера, от которых бы он хотел избавиться или, напротив, которые хотел бы выработать и воспитать у себя. Неоценимую помощь в развитии характера оказывают старшие, именно поэтому большинство людей стремится найти себе хорошего наставника. Неслучайно на Востоке есть выражение: «Если ученик готов, учитель всегда найдется». В это высказывание вложен глубокий смысл. Никакой учитель не сможет обучить того, кто не хочет учиться. Тот, кто хочет учиться, всегда найдет, на кого ему равняться.

Пример для  подражания не обязательно должен быть реальным. Это может быть герой  литературного произведения или киногерой, отличающийся глубокой принципиальностью и необыкновенной твердостью характера, передовой ученый, герой войны и т. д. Также, особое место в становлении характера занимает общественная деятельность человека, с помощью активного участия в которой развивается чувство ответственности, чувство долга, развиваются такие качества, как организованность, выдержка.

Наиболее действенным средством формирования характера является труд. Люди, обладающие сильными характерами, это люди, которые ставят перед собой большие задачи в работе, упорно добиваются их исполнения, преодолевают все стоящие на пути к достижению этих целей препятствия, осуществляют регулярный контроль за выполнением задуманного. Поэтому можно утверждать, что характер, как и другие стороны личности, формируется и вырабатываются в деятельности.

 

Глава 2. Основные черты характера

Характер является важнейшей стороной личности. В себе он воссоздает все ее компоненты. Это  отражается в следующих чертах личности: эмоциональных (оптимистичность, жизнерадостность, эмпатийность, впечатлительность, инертность, безразличие), интеллектуальных (глубокомыслие, вдумчивость, мудрость, предусмотрительность, находчивость), волевых (упорство, решительность, твердость, самообладание, активность, организованность), мотивационных (альтруизм, трудолюбие, инициативность), деловых (педантичность, старательность, аккуратность) и рефлексивных (скромность, высокое самомнение, эгоизм).

Элементарнейшей единицей характера  является его отдельная черта, содержащая в себе все основные свойства целостного характера. Это его мотивационный потенциал, социальность, условия актуализации, инструментальность, устойчивость, содержание, нравственное измерение, обобщенность и уровень выраженности.

Каждая черта  актуализируется только в таких  жизненных ситуациях, которые соответствуют ей по сущности и содержанию. К примеру, доброта проявляется в  таких ситуациях, в которых необходимо оказать какую-либо бескорыстную услугу, упрямство — в случаях несогласия с мнением другого человека, нерешительность — когда нужно сделать выбора или принять решение и т. д. Для актуализации черт характера они являются критическими. За пределами этих ситуаций найти соответствующие черты невозможно. Вследствие этого, наше знакомство с характерами окружающих нас людей всегда ограничивается рамками тех жизненных ситуаций, в которых мы регулярно сталкиваемся с ними. Про знание собственного характера можно сказать то же самое. Понимание сущности этих ситуаций, а также умение увидеть их в реальной жизни или же создать их преднамеренно является психологическим условием для понимания соответствующих черт характера.

Каждая черта в той или иной степени содержит в себе мотивационное начало, а именно, обладает побудительными функциями. В качестве мотивов, которые побуждают человека к совершению поступков, всегда выступают и черты характера. Они часто просто довлеют над личностью, а она бывает, не готова противостоять им. Например, очень обязательный и ответственный человек для выполнения взятого обязательства или порученного дела нередко жертвует своими довольно существенными для него личными интересами. Их силу и определяет мотивационный потенциал черт характера. Чем он выше, тем большими возможностями для побуждения они обладают и тем более серьезные преграды способен преодолеть субъект – их носитель. Самые сильные черты являются ведущими в структуре характера.

В чертах характера закреплен социальный опыт человека, то есть усвоенные им выработанные общественно способы поведения различных жизненных ситуациях. Они, как правило, сопоставлены с социальными нормами. Поэтому по своей сути и происхождению характер представляется социальным образованием личности. Он возникает в процессе воспитания человека, в ходе которого его обучают принятым обществом способам поведения в тех или иных жизненных ситуациях. Таким образом, каждая черта характера включает в себя инструментальное начало, иначе говоря, аккумулированный способ поведения, то есть привычку, которая стала устойчивым свойством личности. Это довольно просто обнаружить прямо в самих названиях черт. Например, демонстративный — это привыкший демонстрировать себя другим, ответственный — привыкший нести за свое поведение ответственность и т. д.

Во всякой черте характера  проявляется отношение человека к кому-либо или чему-либо, это  и обусловливает ее содержание. Исходя из этого выделяют черты, выражающие отношение человека к другим людям (завистливость, отзывчивость, внимательность), к самому себе (эгоизм, гордость, скромность), к деятельности (трудолюбие, старательность, предприимчивость), к Родине (патриотизм, космополитизм), к религии (атеизм, богоборчество, веротерпимость). Черты любой из приведенных групп могут являться ведущими в структуре характера человека, а также определять его тип.

Группа черт характера, характеризующая отношение человека к деятельности подразумевает не только отношение человека к конкретному виду выполняемой работы, но и деятельности вообще. Важнейшее условие образования характера обусловливается наличием жизненных целей и ориентиров. Бесхарактерному человеку свойственно разбросанность или отсутствие целей. Черты характера, которые связанны с отношением к деятельности, выражаются и в устойчивых интересах человека. При этом поверхностность и неустойчивость интересов часто связаны с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности человека. Глубина и содержательность интересов напротив свидетельствуют о настойчивости, целенаправленности личности. Однако сходство интересов не означает сходства особенностей характера. Так, среди людей с близкими интересами могут быть грустные и веселые, эгоисты и альтруисты, скромные и навязчивые. Люди со схожей направленностью могут идти абсолютно разными путями к достижению целей, используя свои, особенные способы и приемы.

Устойчивость — это только временная характеристика черт характера и  определяется она тем, насколько они постоянны в жизни человека. Продолжительность же их существования может измеряться годами, а также десятилетиями и даже всей сознательной жизнью. Наиболее устойчивые черты характера обычно и являются ведущими в его структуре.

Обобщенность черт характера обусловливается пространством их функционирования и существования. Чем оно шире, тем уровень их обобщенности выше. Выделяют два ее измерения: социальное и содержательное. В социальном плане обобщенность определяется тем, насколько широк тот круг людей, при общении с которыми черты характера могут проявляться и чем он шире, тем выше уровень обобщенности. Если  же какое-либо поведение человека проявляется только при общении с неким конкретным лицом, то в этом случае говорить о черте характера некорректно. Предельно обобщенные черты накапливают в себе соответствующий опыт поведения, максимально обобщенного в социальном и содержательном плане. Эти черты занимают ведущие места в структуре характера. В содержательном плане обобщенность измеряется тем, насколько большой круг определенных жизненных ситуаций, в которых они проявляются. К примеру, упрямство непосредственно как черта характера может проявляться только при споре с человеком на какие-то конкретные темы. Соответственно, чем шире круг различных по содержанию ситуаций, тем выше и обобщенность черты.

Информация о работе Характер и его основные черты