Гуманистическое направление в воспитании и образовании в деятельности В.А. Сухомлинского

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 01:46, реферат

Описание работы

Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!». Эти слова одного из самых замечательных педагогических деятелей современности - Василия Александровича Сухомлинского - можно было бы поставить эпиграфом ко всему, что было им написано. Опыт собственной многолетней учительской практики, обобщение огромного педагогического наследия прошлого убедили его в том, что “сила и возможности воспитания неисчерпаемы”. “Воспитание точно отражает жизнь, и оно должно быть полным жизни и от полноты жизни идущим,
тогда оно имеет силу.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………….………3

Педагогические взгяды В.А. Сухомлинского……………………………………….………...4

1.Отношение к ребенку……………………………………………….……………………...4
2.К прекрасному через прекрасное…………………………….……………………...7
3.Научные знания и знания человеческие…………………….……………………10
4.Трудовое воспитание………………………………………………………………….……12
Заключение……………………………………………………………………………………………….…….14

Библиографический список…………………………………………………………………….………15

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 41.47 Кб (Скачать)

      Главное же заключалось в том, что  педагогически  организованный  труд выступал ничем не заменимым средством воспитания. «Что означает  идея:  труд — основа всестороннего гармонического  развития?  В  практической  работе  с детьми и подростками  это  означает,  что  от  труда  идут  крепкие  нити  к интеллектуальному, моральному,  эстетическому,  эмоциональному,  физическому развитию, к становлению идейной,  гражданской  основы  личности».

      «Умственный труд», «труд души», «созидание трудом  красоты»,  школьная «атмосфера серьезного отношения к труду» и т.д.  По  существу,  всем  строем школьной жизни утверждалось отношение к  труду  как  основе  нравственности: «Все блага и радости жизни создаются трудом и только  трудом»,  «Совесть  не должна позволять... быть только потребителем благ и радостей»,  «У  вас  уже достаточно сил, чтобы делать добро людям», «Учеба — ваш первый труд.  Идя  в школу, вы идете на  работу»  .  В  то  же  время  «поддерживалась  атмосфера нетерпимости к  лени,  безделью,  неряшеству.  Маленький  бездельник  —  это живучий корешок дармоедства и паразитизма, и,  если  человек  стал  взрослым дармоедом, вырвать этот корень, который прижился  с  детства  и  отрочества, очень трудно».

      С  первых  дней  пребывания  в  школе  ребенок   должен   воспринимать уважительное  отношение  к  труду.  “Детство  не  должно   быть   постоянным праздником,  если  нет  трудового  напряжения,  посильного  для  детей,  для ребенка  остается  недоступным  и  счастье  труда…  в   труде   раскрывается богатство человеческих отношений”.

      Детский  труд  таит  в  себе  огромную  силу.  Если   ребенок   вложил

определенные усилия в труд для других людей и пережил в связи с этим  личную радость, он, не может стать недобрым человеком.

      Очень  важным   моментом   в   системе   трудового   воспитания   В.А.

Сухомлинского является и положение о том, что труд позволяет наиболее  полно   и  ярко  раскрыть  природные  задатки  и  склонности  ребенка.  Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о  том,  что  он может дать для общества, но и о том, что  труд  дает  лично  ему.  В  каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох:  чтобы зажечь, необходима искра.

      Сухомлинский  высоко  оценивал  возможности  трудового  воспитания   в становлении личности школьника, даже  в  развитии  сложной  и  тонкой  сферы чувств и эмоций, сумел добиться впечатляющих результатов.  Жизнь  Павлышской школы невозможно представить без каждодневной, многоплановой, необходимой  и привычной трудовой деятельности детей,  в  которой  достигалось эффективное решение идейных,    интеллектуальных,     нравственных,     эстетических, эмоциональных  воспитательных  задач  прежде  всего  потому,  что  труд  для воспитанника был личностно значимым делом,  одухотворенным  нравственностью, красотой, творчеством. Сущность гармонического развития личности Сухомлинский видит  в  неразрывной связи трудового воспитания с другими сторонами воспитания  -  нравственного, эстетического, интеллектуального, физического. ….. Чувствовать, понимать,  ценить  и  творить…  Сухомлинский  сначала  учит чувствовать красоту природы, затем  красоту  искусства  и  наконец  подводит воспитанников к пониманию высшей красоты: красоты человека, его  труда,  его поступков  и  жизни.  Научиться  любить  можно  только  в  деятельности,   в поступке. Любоваться природой – значит поддерживать ее  красоту.  Любоваться поступком – значит стремиться к такому же красивому поступку.

      Труд, люди и красота соединяются в одно целое, и это доставляет  детям радость и потому, что оно красиво, и потому, что их работа кому-то  принесла радость творение красоты, творение добра  входят  в  духовный  мир  ребенка: только вместе – труд, ум, добро, красота. По отдельности им в  душу  ребенка не проникнуть.

 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 
 

      «На любви к детям держится мир». Во все эпохи лучшие  педагоги  именно эту  мысль  считали  главной  в  деле  воспитания.   Василий   Александрович Сухомлинский был из их числа. «Что самое главное было   в  моей  жизни?  Без раздумий отвечаю: любовь к детям» - так  писал  он  в  главной  книге  своей жизни «Сердце отдаю детям». И название ее  вовсе  не  красивый  литературный оборот, а чистая правда.

      Выдающийся педагог XX в. (1918—1970) вырос в  крестьянской  среде,  на личном  опыте  обучался  мудрости  народной  педагогики,  вместе  с  народом переживал трагедию Отечественной войны, лечил не  заживающие  ее  раны  и  в полной мере ощутил величие, неского  духа.  Он  поистине «соком мозга и кровью сердца»  (Луначарский)  созидал  себя  как  гуманиста, человека   культуры,   разносторонней   образованности,   растил   коллектив педагогов-единомышленников, строил и совершенствовал жизнь школы, сделав  ее очагом  духовно-нравственного  становления  личности.  Обладая   не   только педагогическим,  но  и  литературным  даром,   Сухомлинский   изложил   свой богатейший, уникальный  опыт,  свои  философско-педагогические  воззрения  в многочисленных статьях, книгах, оставил большое рукописное наследие.

      В своем последнем напутствии выпускникам Павлышевской  средней  школы, уже смертельно больной, В.А. Сухомлинский так  говорил  юношам  и  девушкам, вступающим в жизнь: «Человеческой силе духа нет предела.  Нет  трудностей  и лишений, которых бы  не  мог  одолеть  человек.  Не  молчаливо  перетерпеть, перестрадать, но одолеть, выйти победителем,  стать  сильнее.  Больше  всего бойтесь минуты, когда трудность покажется вам непреодолимой, когда  появится мысль отступить, пойти по легкому пути.»

      В этих словах весь В.А. Сухомлинский - гуманист, мыслитель, педагог.

      Творчество  Сухомлинского  с  каждым  годом   привлекает   все   более

пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности, как  в нашей стране, так  и  за  рубежом.  И  это  не  случайно.  Разработанная  им педагогическая   система   не   только   обогатила   педагогическую    науку новаторскими идеями и положениями, внесла  вклад  как  в  теорию,  так  и  в практику  образования   и   воспитания,   но   и   составила   значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.

 
 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

 
 

1. Родчанин Е. Г., Зязюн И. А. Об идеалах В.А. Сухомлинского., М., 1991

2. Сухомлинский В. А. Не только разумом, но и сердцем... ., М., 1986

3. Сухомлинский В. А. О воспитании., М., 1979.

4. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения.Т.1 , М.:

  Педагогика. 1979г.

5. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1974г.

Информация о работе Гуманистическое направление в воспитании и образовании в деятельности В.А. Сухомлинского