Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 20:20, доклад
Психоаналитик и социолог Эрих Фромм оказал большое влияние на гуманистическую психологию, трансперсональную психологию и на диалог психоанализа с дзэн-буддизмом. Отношение Фромма к религии было двойственным, но при этом он живо ей интересовался, ежедневно медитировал и регулярно читал мистическую литературу, уделяя особое внимание дзэн-буддизму и трактатам средневекового христианского мистика Майстера Экхарта. Фромм полагал, что ключ к здоровой духовности лежит в отрицании авторитарной религии, основанной, подобно христианству, на вере в сверхчеловеческие сущности.
Психоаналитик и социолог Эрих Фромм оказал большое влияние на гуманистическую психологию, трансперсональную психологию и на диалог психоанализа с дзэн-буддизмом. Отношение Фромма к религии было двойственным, но при этом он живо ей интересовался, ежедневно медитировал и регулярно читал мистическую литературу, уделяя особое внимание дзэн-буддизму и трактатам средневекового христианского мистика Майстера Экхарта. Фромм полагал, что ключ к здоровой духовности лежит в отрицании авторитарной религии, основанной, подобно христианству, на вере в сверхчеловеческие сущности. По его мнению, подчинение высшему авторитету в авторитарной религии ведёт к ненависти, нетерпимости и подавлению человеческого разума. Вместо авторитарной религии следует принять гуманистическую религию, концентрирующуюся на человеке и его силе, так что Бог в ней понимался бы как символ человеческой мощи, на который должен ориентироваться человек. Примерами приемлемых гуманистических религий Фромм считал философию Спинозы, ряд направлений в буддизме, учение Христа и мистическое христианство. Однако религия, проповедующая веру в существование Бога и неверие в собственные силы, должна быть отринута.
Вслед за Фрейдом Фромм негативно оценивал социальную роль религии, указывая на её использование в целях инфантильного подчинения общества властям. При этом Фромм был столь же пессимистичен по отношению к нынешним альтернативам. Он полагал, что современное общество, избавившись от тоталитарной власти церкви, породило самодовольных, отчуждённых, подобных автоматам людей, которые поглощены потреблением и погоней за исполнением своих желаний. По мнению Фромма, западному обществу следует отказаться от потребительства и подняться до уровня, где решающую роль в жизни людей будут играть духовные ценности. Дзэн-буддизм привлекал Фромма именно своей анти-авторитарностью. Он подружился с японским учёным Дайсэцу Судзуки, который был одним из ведущих популяризаторов дзэн-буддизма в США и Европе, и посещал его лекции. В 1957 году Фромм организовал конференцию в Мехико, в которой участвовали Судзуки и группа психоаналитиков. Эта конференция стала важной вехой в диалоге между психоанализом и буддизмом, активно продолжающимся и по сей день.
Фромм является одним из основоположников гуманистической психологии. И действительно, всё учение Фромма исполнено духа гуманизма. Под гуманизмом здесь понимается «мировоззрение, которое провозглашает ценность человека, его право на счастье, развитие и проявление своих положительных способностей, на свободное и ответственное участие в жизни мира и общества» [2, с. 73]. Именно человек, его судьба, его достоинства и недостатки – область основного интереса Фромма. Именно сквозь призму человеческих нужд и чаяний Фромм рассматривает религию, культуру, мораль.
Человек, в понимании Фромма, – «результат естественного развития, он часть природы» [5, с. 211]. Однако в самой его сущности заложено коренное противоречие: с одной стороны, человек принадлежит природе, но, с другой стороны, человек способен к самоосознанию, что ставит его за пределы природы: он не может, подобно животному, просто раствориться в ней, инстинктивно следовать её предписаниям. Само появление человека трактуется Фроммом через миф о грехопадении: человек вкусил с древа познания добра и зла, обрёл разум и ворота рая захлопнулись для него навсегда. Он уже не может жить одними инстинктами. Эта ситуация «порождает в нём ощущение абсолютного одиночества, отчуждения и беспомощности» [4, с. 211]. Он постоянно вынужден искать ответ на один и тот же вопрос: «как избавиться от страданий, отчуждённости, преодолеть угрызения совести, явившиеся следствием этой отчуждённости, и как обрести гармонию в отношении с самим собой, с себе подобными и природой?» [4, с. 211]. На эти вопросы может быть два главных ответа: «один из них решает проблему отчуждённости и обретения гармонии путем возврата к целостности, присущей человеку в "досознательный" период его жизни»; второй ответ предусматривает «полноценное рождение» человека. «В данном случае индивид должен возвыситься над собственным эгоцентризмом путём обретения способности любить, достичь новой гармонии с окружающим его миром через углубление самосознания и эволюцию разума» [4, с. 212].
«Первый ответ подразумевает достижение единства через уподобление животным, отказ от разума, возвращение к лишённому сознания первобытному образу жизни» [4, с. 218]. Человек стремится свернуть со своего пути, вернуться назад в первобытный «рай», но этот путь для него закрыт. Путь назад человеку навсегда преградил «ангел с огненным мечом». Все попытки избавиться от гнёта собственного разумения, которые проявляются в стремлении подчиниться некой власти или некоему авторитету, или, наоборот, в стремлении властвовать над кем-то, являются лишь паллиативом, лишь полумерой, дают лишь иллюзию преодоления отчуждения. Это как сон, в который впадает человек и который позволяет ему отвлечься от трагизма собственного существования. Но на этом пути нет счастья, горькое разочарование здесь неизбежно.
Единственно плодотворным является движение вперёд, к единению на новом, одобряемом разумом, собственно человеческом уровне. «Единение рассматривается теперь в новой плоскости; прийти к нему человек может, лишь преодолев отчуждённость, изоляцию самого себя от окружающего мира и осуществив тем самым подлинное рождение» [4, с. 219]. Родиться физически ещё недостаточно для счастья, для полного счастья надо родиться еще и психически, то есть стать самостоятельным, независимым индивидом, с развитым «Я», способным взаимодействовать с миром на основе любви, истины, взаимопонимания.
Итак, подведём маленький итог. В центре всего мировоззрения Фромма находится человек. Этот человек страдает, его раздирает невыносимое противоречие между его животной и разумной природой. Преодоление этого противоречия заключается в самоосознании и саморазвитии. Человек должен преобразиться. Это главная цель человеческой жизни.
Верен данный подход и в отношении религии. Однако здесь надо отметить, что религию Фромм понимал своеобразно и чрезвычайно широко, как «любую разделяемую группой систему мышления и действия, позволяющую индивиду вести осмысленное существование и дающую объект для преданного служения» [6, с. 156]. Под это определение подпадают не только любые мировоззрения и человеческие установки, – одной из форм личной религии становится даже невроз. То есть при неврозе человек принимает некую систему ценностей, противоречащую здравому смыслу, и строит свою жизнь соответственно (например, подчиняет её служению одному из своих родителей).
По Фромму, свою
собственную религию имеет
Более или менее ясно определив, что такое религия в понимании Фромма, мы видим, что мыслитель не даёт никакой её оценки, для него это естественная, почти инстинктивная потребность – потребность в ориентации в мире. Фромм указывает, что в понятии «религия» нет никакого положительного содержания. То есть сказать, что некто религиозен, значит не сказать о человеке ничего, так как религия есть у каждого. Однако при этом Фромм не считает, что все религии хороши. Они могут быть и дурными. В этом различении достоинства религий с позиций человека чётко проявляется гуманистический подход Фромма. Как мы уже установили, высшее благо для человека – развитие и достижение гармонии с природой и окружающими. Соответственно, лишь те религии, которые способствуют этой цели, заслуживают положительной оценки. «Вопрос не в том, религия или её отсутствие, но в том, какого рода религия: или это религия, способствующая человеческому развитию, раскрытию собственно человеческих сил, или религия, которая эти силы парализует».
Каждый человек, в принципе,
сам наполняет понятие «
Список литературы: