Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 13:12, доклад
Гуманистическая психология — направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.
Гуманистическая
психология
Гуманистическая психология — направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы. К данному направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, С. Джурард, Д. Бьюдженталь, Э. Шостром и другие. Гуманистическая психология в качестве своей философской базы опирается на экзистенциализм. Манифестом гуманистической психологии стала книга под редакцией Р. Мэя «Экзистенциальная психология» — сборник докладов, представленных на симпозиуме в Цинциннати в сентябре 1959 г. в рамках ежегодного съезда Американской Психологической Ассоциации.
Основные черты
В 1963 г. первый президент Ассоциации гуманистической психологии, Джеймс Бьюдженталь, выдвинул пять основополагающих положений данного направления психологии[2]:
Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций).
Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не принимается в расчет межличностный опыт).
Человек сознает себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).
Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).
Человек интенциален (человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).
На основе гуманистической
психологии строятся некоторые направления
психотерапии и гуманистическая
педагогика. Лечебными факторами
в работе гуманистического психолога
и психотерапевта являются, прежде
всего, безусловное принятие клиента,
поддержка, эмпатия, внимание к внутренним
переживаниям, стимулирование осуществления
выбора и принятия решений, подлинность.
Однако, при кажущейся простоте, гуманистическая
психотерапия основана на серьезной феноменологической
философской базе и использует чрезвычайно
широкий набор терапевтических технологий
и методов. Одно из базовых убеждений гуманистически-ориентированных
специалистов заключается в том, что каждый
человек содержит в себе потенциал выздоровления.
При наличии определенных условий, человек
может самостоятельно и в полной мере
реализовать этот свой потенциал. Поэтому
работа гуманистического психолога направлена,
прежде всего, на создание благоприятных
условий для реинтеграции личности в процессе
терапевтических встреч.
Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.
Гуманистическая психология сформировалась в 1960-х гг. XX в., изучала психологически здоровых, зрелых, творчески активных людей. Позже взгляды гуманистической психологии и гуманистического подхода в целом распространились на область психотерапевтической работы.
Основные методологические принципы и положения
Человек целостен и должен изучаться в его целостности.
Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев (case study) не менее оправдан, чем статистические обобщения.
Человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире - главная психологическая реальность.
Человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека.
Человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы.
Человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе.
Человек есть активное,
интенциональное, творческое существо.
Истоки этих
идей в философских традициях
гуманистов Возрождения, французского
Просвещения, немецкого романтизма, философии
Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толстого и
Достоевского, а также в современном экзистенциализме
и восточных философско-религиозных системах.
Основной областью практического приложения гуманистической психологии выступает психотерапевтическая практика:
Недирективная психотерапия К.Роджерса (человеко-центрированный подход в психотерапии) и логотерапия В.Франкла относятся к числу наиболее популярных и распространенных психотерапевтических систем.
Другая важная область практического приложения гуманистической психологии — гуманистическая педагогика, которая основана на принципах недирективного взаимодействия учителя с учеником и направлена на формирование творческих способностей личности.
Третья область
практического приложения гуманистической
психологии — социально-психологический
тренинг, одним из зачинателей которого
был К.Роджерс.
Сегодня гуманистическая психология занимает важное и устойчивое место в западной психологии; наметились тенденции частичной интеграции ее с др. школами и направлениями, в т. ч. с психоанализом и необихевиоризмом.