Гуманистическая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 13:12, доклад

Описание работы

Гуманистическая психология — направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.

Работа содержит 1 файл

Гуманистическая психология.doc

— 31.00 Кб (Скачать)

Гуманистическая психология 

Гуманистическая психология — направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом  личность как уникальную целостную  систему, которая представляет собой  не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы. К данному направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, С. Джурард, Д. Бьюдженталь, Э. Шостром и другие. Гуманистическая психология в качестве своей философской базы опирается на экзистенциализм. Манифестом гуманистической психологии стала книга под редакцией Р. Мэя «Экзистенциальная психология» — сборник докладов, представленных на симпозиуме в Цинциннати в сентябре 1959 г. в рамках ежегодного съезда Американской Психологической Ассоциации.

Основные черты

В 1963 г. первый президент  Ассоциации гуманистической психологии, Джеймс Бьюдженталь, выдвинул пять основополагающих положений данного направления психологии[2]:

Человек как  целостное существо превосходит  сумму своих составляющих (иначе  говоря, человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций).

Человеческое  бытие развертывается в контексте  человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых  не принимается в расчет межличностный  опыт).

Человек сознает себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).

Человек имеет  выбор (человек не является пассивным  наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).

Человек интенциален (человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).

На основе гуманистической  психологии строятся некоторые направления  психотерапии и гуманистическая  педагогика. Лечебными факторами  в работе гуманистического психолога  и психотерапевта являются, прежде всего, безусловное принятие клиента, поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений, подлинность. Однако, при кажущейся простоте, гуманистическая психотерапия основана на серьезной феноменологической философской базе и использует чрезвычайно широкий набор терапевтических технологий и методов. Одно из базовых убеждений гуманистически-ориентированных специалистов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал выздоровления. При наличии определенных условий, человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал. Поэтому работа гуманистического психолога направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для реинтеграции личности в процессе терапевтических встреч. 

Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.

Гуманистическая психология сформировалась в 1960-х гг. XX в., изучала психологически здоровых, зрелых, творчески активных людей. Позже взгляды гуманистической психологии и гуманистического подхода в целом распространились на область психотерапевтической работы.

 Основные  методологические принципы и положения

Человек целостен и должен изучаться в его целостности.

Каждый человек  уникален, поэтому анализ отдельных  случаев (case study) не менее оправдан, чем  статистические обобщения.

Человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире - главная психологическая реальность.

Человеческая  жизнь должна рассматриваться как  единый процесс становления и  бытия человека.

Человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы.

Человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе.

Человек есть активное, интенциональное, творческое существо.  

Истоки этих идей в философских традициях  гуманистов Возрождения, французского Просвещения, немецкого романтизма, философии Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толстого и Достоевского, а также в современном экзистенциализме и восточных философско-религиозных системах.  

Основной областью практического приложения гуманистической  психологии выступает психотерапевтическая практика:

Недирективная психотерапия К.Роджерса (человеко-центрированный подход в психотерапии) и логотерапия  В.Франкла относятся к числу  наиболее популярных и распространенных психотерапевтических систем.

Другая важная область практического приложения гуманистической психологии — гуманистическая педагогика, которая основана на принципах недирективного взаимодействия учителя с учеником и направлена на формирование творческих способностей личности.

Третья область  практического приложения гуманистической психологии — социально-психологический тренинг, одним из зачинателей которого был К.Роджерс.  

Сегодня гуманистическая  психология занимает важное и устойчивое место в западной психологии; наметились тенденции частичной интеграции ее с др. школами и направлениями, в т. ч. с психоанализом и необихевиоризмом.

Информация о работе Гуманистическая психология