Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 14:15, реферат
Большое влияние оказал персонализм и на возникшую в середине XX века гуманистическую психологию.
Гуманистическая психология, появившаяся как направление, альтернативное психологическим школам середины века, прежде всего бихевиоризму и психоанализу, сформировала собственную концепцию личности и ее развития.
Так в теорию
Маслоу входят понятия идентификации
и отчуждения, хотя полностью эти
механизмы не были раскрыты. Однако
общее направление его
Ученый считал,
что именно осознанные стремления и
мотивы, а не бессознательные инстинкты
составляют суть человеческой личности.
Однако стремление к самоактуализации,
к реализации своих способностей наталкивается
на препятствия, на не понимание окружающих
и собственные слабости. Многие люди отступают
перед трудностями, что не проходит бесследно
для личности, останавливает ее рост. Невротики
– это люди с неразвитой или неосознанной
потребностью в самоактуализации. Общество
по самой своей сути не может не препятствовать
стремлению человека к самоактуализации.
Ведь любое общество стремится сделать
чело века своим шаблонным представителем,
отчуждает личность от ее сути, делает
ее конформной.
В то же время
отчуждение, сохраняя "самость", индивидуальность
личности, ставит ее в оппозицию
к окружающему и также лишает
ее возможности
Оценивая теорию
Маслоу, необходимо отметить, что он
был едва ли не первым психологом, обратившим
внимание не только на отклонения, трудности
и негативные стороны личности. Одним
из первых он исследовал достижения личного
опыта, раскрыл пути для саморазвития
и самосовершенствования любого человека.
Карл Роджерс
(1902-1987) окончил Висконсинский
В своей теории
личности Роджерс развернул определенную
систему понятий, в которых люди
мо гут создавать и изменять свои
представления о себе, о своих
близких. В этой же системе развертывается
и терапия, помогающая человеку изменить
себя и свои отношения с другими. Как и
для других представителей гуманистической
психологии, идея ценности и уникальности
человеческой личности является центральной
для Роджерса. Он считает, что тот опыт,
который возникает у человека в процессе
жизни, и который он называл "феноменальным
полем", индивидуален и уникален. Этот
мир, создаваемый человеком, может совпадать
или не совпадать с реальной действительностью,
так как не все предметы, входящие в окружающее,
осознаются субъектом. Степень тождественности
этого по ля реальной действительности
Роджерс называл конгруэнтностью. Высокая
степень конгруэнтности означает: то,
что человек сообщает другим, то, что происходит
вокруг, и то, что он осознает в происходящем,
более или менее совпадают между собой.
Нарушение конгруэнтности приводит к
росту напряженности, тревожности и, в
конечном счете, к невротизации личности.
К невротизации приводит и уход от своей
индивидуальности, отказ от самоактуализации,
которую Роджерс, как и Маслоу, считал
одной из важнейших потребностей личности.
Развивая основы своей терапии, ученый
соединяет в ней идею конгруэнтности с
самоактуализацией.
Говоря о структуре
Я, Роджерс особое значение придавал
самооценке, в которой выражается
сущность человека, его самость.
Роджерс настаивал
на том, что самооценка должна быть не
только адекватной, но и гибкой, меняющейся
в зависимости от ситуации. Это постоянное
изменение, избирательность по отношению
к окружающему и творческий подход к нему
при отборе фактов для осознания, о котором
писал Роджерс, доказывает связь его теории
не только со взглядами Маслоу, но и с концепцией
"творческого Я" Адлера, повлиявшей
на многие теории личности второй половины
XX века. При этом Роджерс не только говорил
о влиянии опыта на самооценку, но и подчерки
вал необходимость открытости навстречу
опыту. В отличие от большинства других
концепций личности, настаивающих на ценности
будущего (Адлер) или влиянии прошлого
(Юнг, Фрейд), Роджерс подчеркивал значение
настоящего. Люди должны научиться жить
в настоящем, осознавать и ценить каждый
момент своей жизни. Только тогда жизнь
раскроется в своем истинном значении
и только тогда можно говорить о полной
реализации, или, как называл это Роджерс,
о полном функционировании личности.
У Роджерса, соответственно,
был свой особый подход к психокоррекции.
Он исходил из того, что психотерапевт
должен не навязывать свое мнение пациенту,
а подводить его к правильному решению,
которое последний принимает самостоятельно.
В процессе терапии пациент учится больше
доверять себе, своей интуиции, своим ощущениям
и побуждениям. Начиная лучше понимать
себя, он лучше понимает других. В результате
и происходит то "озарение", которое
помогает перестроить свою само оценку,
"переструктурировать гештальт",
как говорит Роджерс. Это повышает конгруэнтность
и дает возможность принять себя и окружающих,
снижает тревожность и напряжение. Терапия
происходит как встреча терапевта с клиентом
или – в групповой терапии – как встреча
терапевта и не скольких клиентов. Созданные
Роджерсом "инкаунтер-группы", или
группы встречи, являются од ной из самых
распространенных в настоящее время технологий
психокоррекции и обучения.
Список литературы
М.Г.Ярошевский. Гуманистическая психология