Автор: c***********@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 20:37, реферат
Групповые психотерапевтические технологии для женщин, подвергающихся насилию, направлены на оказание психологической помощи через групповую поддержку и выявление позитивных личностных ресурсов. Главной целью вмешательства специалистов в сложившуюся ситуацию заключается в том, чтобы предоставить всю необходимую информацию и поддержку для того, чтобы жертва насилия приняла свое собственное решение наметить возможные пути выходов из ситуации, научить противостоять агрессору, помочь раскрыть свой собственный потенциал.
Реферат
на тему: «Групповая
психотерапия при
различных видах
насилия».
Групповые психотерапевтические технологии для женщин, подвергающихся насилию, направлены на оказание психологической помощи через групповую поддержку и выявление позитивных личностных ресурсов. Главной целью вмешательства специалистов в сложившуюся ситуацию заключается в том, чтобы предоставить всю необходимую информацию и поддержку для того, чтобы жертва насилия приняла свое собственное решение наметить возможные пути выходов из ситуации, научить противостоять агрессору, помочь раскрыть свой собственный потенциал.
При проведении групповых форм работы обязанность психотерапевта, в первую очередь, обеспечить взаимоуважение, уверенность, доверие и уравновешенность членов группы, а также предоставить возможность для того, чтобы рассмотреть проблему насилия более подробно.
В
некоторых случаях, работая с
женщинами, пострадавшими от различных
форм внутрисемейного насилия, более
эффективными методами реабилитационной
работы является включение в арт-
Основными задачами арт-терапевтической группы являются усиление позиции женщин, работа с чувством вины, страха, гнева, повышение самооценки, поиск ресурсов для восстановления физического и психического здоровья, работа с будущим.
К эффективным методам групповой работы с женщинами - жертвами насилия могут быть отнесены: группы поэтической психотерапии, изготовление миниатюр-масок, изобразительная деятельность. В частности, метод драмотерапии предполагает разыгрывание драматических сценок с целью отреагирования и трансформации негативного эмоционального опыта. В работе с женщинами, пережившими насилие, этот метод доказал свою эффективность. Одним из приемов работы является драматическое изображение каких-либо предметов, существ, явлений природы с параллельным рассказом о переживаемых чувствах, возникающих мыслях, ассоциациях. В отличие от других подходов, в которых также используется проигрывание метафоры собственного состояния (психодрама, гештальт-терапия и: др.), драмотерапия предполагает театрализацию экспрессивного акта клиента. В психодраме человек проигрывает события, которые действительно происходили с ним в прошлом, вводя в сюжет реальных лиц или вымышленных персонажей. В ходе проигрывания ситуаций возникает подлинная эмоциональная связь между участниками, освобождение от накопленных негативных переживаний, что способствует формированию нового видения своей жизненной ситуации.
Также
в центрах широко используется применение
различных видов
Сказкотерапия подходит тем, кто запутался в себе и не понимает, как ему жить дальше. Специалист на групповых занятиях предлагает каждому написать сказку. Вместе прочитать и попытаться понять свои проблемы, а после найти пути их решения.
Ароматерапия - сложная наука, которая должна учитывать различные обстоятельства - от времени суток, рода деятельности, рода недуга и индивидуальных качеств человека. Во время процедуры человек забывает про проблемы, а после они не кажутся ему такими уж сложными. Ароматерапия - аналог методу «утро вечера мудренее».
Арттерапия - лечение музыкой, рисованием, танцами, лепкой, игрой. Здесь приветствуются все формы творчества. Смысл в том, что человек переносит свою проблему, например, на бумагу, и тем самым учится с ней жить.
Кинотерапия - проблема решается проще, когда есть пример того, как кто-то с ней долго жил, а потом справился. Просмотр конкретных фильмов помогает разрешать ситуации.
На сегодняшний день очень широкую популярность завоевала телесно-ориентированная терапия (ТОТ), так как знание языка тела может дать более достоверную информацию о человеке, чем слова. Тело клиента может «рассказать» о его проблемах и характере гораздо быстрее и больше, чем это сделает он сам. Преимущество телесно-ориентированной терапии в том, что она позволяет, изящно обходя сопротивление клиента, очень бережно подойти к его внутренним переживаниям. А главное, тело - это кратчайшая дорога к бессознательному, и значит к истокам проблем. Вместе с тем работа с телом направлена не только на решение психологических проблем и лечение психических нарушений, но и на общее оздоровление организма. Телесно-ориентированная терапия не подвергается цензуре сознания пациента, а значит, действует быстрее и эффективнее «вербальных» техник.
Еще один вид работы - это терапия реальностью: стремление побудить жертву брать на себя ответственность за различные реальные жизненные ситуации и добиваться поставленных целей. Данный метод эффективен на завершающих этапах терапии, но противопоказан на начальных, т.к. усугубляет состояние женщин, испытывающих насилие.
Также с женщинами проводятся психокоррекционные тренинги посредством различных упражнений.
Между отдельными шагами клиент должен осуществлять релаксацию. Расслабление антагонистично напряжeнию и снижает страх. Одним из самых распространенных методов релаксации является прогрессивная мышечная релаксация Джекобсона. Методика заключается в поэтапном напряжении групп мышц с последующим их расслаблением. Техника основана на физиологической закономерности естественной смены напряжения расслаблением после физических нагрузок. Для релаксации широко используются также музыка, визуализации и самовнушение.
Техника формирования поведения, основанная на поощрении и наказании, учитывает величину, значимость для клиента, время, последовательность и систематичность подкрепления. Подкрепление может носить как материальный, так и моральный, психологический характер. Тренинг уверенного поведения и самозащиты, который проводится при завершении психологического сопровождения, основывается на предъявлении модели желательного поведения и систематическом повторении навыков коммуникации вплоть до их закрепления. Применение бихевиоральных методик становится более эффективным, если клиент вовлекается в определение целей совместной работы и постепенно берет на себя контроль за использование этих техник.
Все эти методы могут применяться на практике и использоваться в качестве основных методов реабилитации в кризисных центрах для женщин.
В групповой работе важно научить пациентов конструктивно решать конфликты, видеть себя со стороны, слышать и чувствовать партнера по общению, извлекать опыт из любой жизненной ситуации.
Для женщины, подвергшейся насилию, работа в группе - это возможность:
- выйти
за пределы замкнутого
- увидеть,
что такая же проблема
- понять,
что многие проблемы
- осознать свои возможности в решении проблем и взять ответственность за свою жизнь на себя.
Если у кого-то в группе появляется положительный результат, то это стимулирует остальных женщин продвигаться в решении своих проблем. Таким образом, группа выступает катализатором изменений.
Групповые дискуссии и упражнения помогают детям решить для себя, кому в этом мире они могут доверять, а с кем следует быть осторожными. Хотя следует с большой предусмотрительностью использовать групповое психологическое консультирование для детей, переживших сексуальное насилие, поскольку их раны могут быть слишком свежими, чтобы высказывать свои чувства на группе.
Задачей терапии является не только помощь ребенку в преодолении психологической травмы, нанесенной сексуальным злоупотреблением, но и формирование у него жизненных навыков, соответствующих возрасту.
Процесс групповой терапии ориентирован на социализацию ребенка. Он способствует формированию здоровых взаимоотношений детей друг с другом и учит их уважать как свои права, так и права других.
Одна из главных целей групповой терапии - помочь ребенку развивать самоконтроль и умение вести себя согласно нормам, принятым в обществе. Помимо этого, участие в групповых занятиях повышает самооценку. Именно в ходе групповой работы психотерапевтам легче всего показать ребенку, ставшему жертвой сексуального злоупотребления, что не только он испытывает подобные страхи и сомнения. У детей появляется возможность в спокойной и доброжелательной обстановке разобраться в собственных противоречивых чувствах.
Таким образом, именно групповая терапия является оптимальной формой работы с детьми, пережившими сексуальное злоупотребление, поскольку в процессе такой работы у них снижается чувство изолированности, развиваются навыки общения, появляется возможность проанализировать внутренние конфликты и переживания.
Приоритетные задачи групповой терапии могут быть сформулированы следующим образом:
1. изменение агрессивных форм поведения по отношению к окружающему миру, к другим людям, к самому себе;
2. проработка травмирующих ситуаций, изменение смысла переживаний;
3. возможность новой интерпретации пережитого;
4. осознание и развитие эмоциональной сферы;
5. погружение ребенка в атмосферу уважения, доверия, принятия;
6. развитие базовых социально-психологических навыков;
7. восстановление позитивного отношения к окружающей действительности;
8. расширение представлений о мире;
9. развитие позитивной перспективы будущего;
10. создание системы поддержки в настоящее время и на будущее;
11. возвращение ребенка к нормальной жизни.
Детям
- жертвам сексуального злоупотребления
очень трудно по собственной инициативе
обсуждать происшедшее с ними. Поэтому
групповая терапия с жертвами насилия,
в частности, сексуального, особенно эффективна
при наличии директивной и структурированной
программы.
Источник: Н. 0. Зиновьева, Н. Ф. Михайлова «ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ НАСИЛИЯ. Ребенок в кризисной ситуации».
Информация о работе Групповая психотерапия при различных видах насилия