Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 23:25, реферат
Группа – это человеческая общность, выделяемая на основе определенного признака, например социальной принадлежности, наличия и характера, совместной деятельности, особенностей организации и т. д. Соответственно строится и классификация групп: группы малые и большие, которые, в свою очередь, подразделяются на реальные (контактные) и условные, формальные (официальные) группы и неформальные (неофициальные), различного уровня развития – развитые и недостаточно или низкоразвитые группы.
1. Виды групп
2. Основные направления и методы изучения групп
3. Изучение коллектива
4. Стадии развития коллектива
Письменная
работа № 2.1
Тема " Группа
и коллектив "
Вишнякова А.В.
План
1. Виды
групп
2. Основные направления
и методы изучения групп
3. Изучение коллектива
4. Стадии развития
коллектива
Виды групп
Группа – это человеческая общность, выделяемая на основе определенного признака, например социальной принадлежности, наличия и характера, совместной деятельности, особенностей организации и т. д. Соответственно строится и классификация групп: группы малые и большие, которые, в свою очередь, подразделяются на реальные (контактные) и условные, формальные (официальные) группы и неформальные (неофициальные), различного уровня развития – развитые и недостаточно или низкоразвитые группы.
Большие группы могли быть реальными
(контактными), образующими социальную
общность, включающую значительное число
людей, существующую в общем пространстве
и времени. К подобного рода большим
группам может быть отнесен трудовой
коллектив предприятия или
Большие группы могут быть условными, выделяемыми и объединяемыми на основе некоторых признаков – половых, национальных, возрастных, имущественных и др.
Малые группы – это всегда контактные общности, связанные реальным взаимодействием входящих в них лиц и реальными взаимоотношениями между ними. Эти группы могут быть официальными (формальными), т. е. иметь юридически фиксированные права и обязанности, нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство. В условиях общественного разделения труда эти группы связаны социально заданной деятельностью.
Выделяются также и
Принято выделять следующие виды групп.
Неорганизованная и случайно организованная группа (номинальная группа, конгломерат; зрители в кино, случайные члены экскурсионных групп и т. п.) характеризуется добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства.
Ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).
Кооперация – группа, отличающаяся
реально действующей
Межличностные отношения в такой группе носят деловой характер и подчинены достижению требуемого результата в определенном виде деятельности.
Корпорация – группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, и стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. Иногда корпоративный дух может иметь место в трудовых или учебных группах, когда группа приобретает черты группового эгоизма.
Коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений.
Комплексным показателем взаимоотношений в коллективе является его социально-психологический климат – совокупность отношений членов коллектива к условиям и характеру совместной деятельности; к коллегам, членам коллектива; к руководителю.
Основные направления и методы
изучения групп
Если говорить о зарубежном
опыте изучения групп, то можно выделить
три основных направления, каждое из которых
внесло свой вклад в понимание группы и
разработало свойметод ее изу чения.
Социометрическое направление.
Непосредственное общение человека с
человеком является самой важной формой
общения.
Наряду с формальной структурой отношений
людей в офи циальных группах существует
структура неформальных отно шений.
3. Конфликты и напряжение в группе увеличиваются
прямо пропорционально различию между
формальной и неформальной структурой
отношений.
Социометрический метод, или
Социологическое направление.
Анкетирование получило особенно широкое
распространение благодаря особой технике
формулировки вопросов, упрощающей заполнение
анкет и делающей возможной их машинную
обработ-ку. Беседа, интервью, анкетирование
выявляют мнения людей по тем или иным
вопросам, их отношение к труду, к предприятию,
на котором они работают, к администрации,
друг к другу. Тем самым социологический
опрос выступает в роли индикатора состо
яния группы, коллектива, его морально-психологического
климата, т.е. в качестве важнейшего средства
сбора социально-психологи ческой информации,
без которой невозможно социальное управ
ление, и в особенности работа с людьми.
Направление «групповая динамика». Это направление возникло
в 40-х гг. XX в. на основе исследований К.Левина.
Его основной задачей былоизучение группы, ее
влияния на поведение отдель ных индивидов,
процессов, происходящих в группе. Было
поло-
жено начало разработке двух
важнейших тем социологии и психо
логии управления — стиля руководства
и группового принятия решения. В русле
данного направления было четко показано,
что группа представляет собой нечто большее,
чем просто сумма ее частей, и что она —
динамическое образование, в котором час-тичное
изменение влияет на состояние целого.
Основные выводы в интересующем нас плане
можно сформулировать следующим образом:
группа — важнейший фактор, нормирующий
поведение личности;
легче изменить поведение людей в группе, чем
менять по ведение каждого из них в отдельности;
чем привлекательнее группа для ее членов,
тем большее влияние на них можно оказать;
чтобы воздействовать на группу, необходимо
вначале опре делить лидеров и воздействовать
на них.
Направление «групповая динамика» способствовало
развитию экспериментальных исследований.
Влияние группы, выявленное в этих экспериментах,
было закреплено в понятиях «конформизм»
и «нонконформизм», получивших широкое
распространение. Осо бую известность
приобрел метод «групповой
Изучение коллектива
Для оценки совместимости индивидуальных особенностей членов группы, при формировании команд могут использоваться методики из блока методов исследования психологических свойств и состояний личности
Стадии развития коллектива
По мере развития коллективы любых
организаций обычно проходят через
определенный ряд последовательных
стадий (или этапов).
1. Притирка. Этап первичного знакомства и адаптации.
Люди постепенно знакомятся друг с другом,
налаживают деловые и личностные взаимоотношения,
возникают первые симпатии и антипатии.
На этом этапе развития часто наблюдается т.н. «псевдосплоченнность» коллектива. На первый взгляд новый коллектив выглядит деловым и организованным, но на самом деле люди пока только изучают друг друга, пытаются определить своих вероятных противников и сторонников, вникают в специфику организационных отношений. Подлинные чувства часто скрываются. Подлинного обсуждения целей и методов работы почти нет. Люди еще мало знают своих коллег, почти не слушают друг друга, а творческая коллективная работа фактически отсутствует.
Псевдосплоченность может
2. Этап «Дворцовых переворотов». Это
период борьбы за лидерство. Освоившись
в коллективе, некоторые его члены стремятся
занять доминирующие позиции. Большинство
новообразованных коллективов проходят
через период переворотов, когда образуются
кланы, группировки, разногласия выражаются
более явно, вплоть до открытых столкновений.
Личные взаимоотношения приобретают значение,
сильные и слабые стороны отдельных индивидов
выходят наружу. Коллектив начинает обсуждать,
как достичь согласия, и пробует улучшить
взаимоотношения. На этой стадии развития
иногда происходит силовая борьба за лидерство,
в результате которой может произойти
как смена лидера, так и расформирование
коллектива (банкротство фирмы, дележка
вкладов). На этом этапе действующий лидер
должен подтвердить свои полномочия или
уступить место более сильному.
3. Результативность. Потенциал коллектива возрастает, и перед
ним встает вопрос, как использовать имеющиеся
теперь способности и ресурсы. Часто этот
коллектив работает рывками, однако есть
энергия, интерес и желание понять, как
можно работать лучше. Методы работы пересматриваются,
появляется желание экспериментировать,
и принимаются меры по повышению производительности.
Чаще всего быстро достигаются высокие
результаты.
4. Эффективность. Коллектив приобретает опыт в успешном
решении проблем и использовании ресурсов.
Акцент делается на правильное использование
времени и на уточнение задач. Сотрудники
начинают гордиться своей принадлежностью
к «команде-победительнице» (возникает
идентификация с группой). На проблемы
смотрят реалистически и решают их творчески.
Управленческие функции плавно переходят
от одного сотрудника к другому в зависимости
от конкретной задачи.
5. Мастерство. В развитом коллективе действуют прочные
связи между его членами. Людей принимают
и оценивают по достоинству, а не по претензиям.
Отношения носят неформальный характер,
но приносят удовлетворение. Личные разногласия
быстро устраняются. Коллектив превращается
в благополучную ячейку общества и вызывает
восхищение посторонних. Он способен показывать
превосходные результаты и устанавливает
высокие стандарты достижений.
6. Старение. Внешние условия изменились, а коллектив
продолжает работать над ранее поставленными
целями, уже не отвечающими задачам нового
времени. Длительное время структура,
функции, положения, инструкции и методы
работы не меняются. На этой стадии развития
коллективу еще удается за счет опыта
и былого мастерства «держаться на плаву»,
но по результативности он уже проигрывает
более активным конкурентам. В коллективе
накопилась усталость, чаще всего доминируют
формальные взаимоотношения и оглядка
на лидера.
7. Смерть. Происходит крупная реорганизация предприятия
или его полная ликвидация, коллектив
формально прекращает свое существование,
и люди трудоустраиваются в другие места.
Иногда смерть коллектива происходит
по причине ухода или смерти лидера, когда
группа не приемлет руководителя с абсолютно
другим стилем и типом взаимоотношений.
В процессе реорганизации результативность
работы коллектива очень низкая, и лучше
этот процесс сократить до минимума («быстрая
кончина»).