Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 22:26, курсовая работа
Цель исследования заключается в анализе готовности к самопознанию студентов психологического факультета.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать понятие самопознания и охарактеризовать области самопознания;
обозначить цели и мотивы самопознания как процесса;
выделить способы самопознания;
рассмотреть профессиональную направленность и проблему развития личности студентов;
проанализировать социально-психологические особенности студентов-психологов.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика самопознания 5
1.1. Понятие самопознания. Области самопознания 5
1.2. Цели и мотивы самопознания как процесса 9
1.3. Способы самопознания 11
Глава 2. Особенности готовности к самопознанию студентов психологического факультета 15
2.1. Профессиональная направленность и проблема развития личности студентов 15
2.2. Социально-психологические особенности студентов-психологов 17
Заключение 27
Список литературы 28
Содержание
На современном этапе формирования высшего психологического образования, учитываются не только профессиональные качества будущих специалистов-психологов. Обоснованно считается, что и личностные качества студентов-психологов имеют очень важную роль в становлении их как профессионалов, осуществляющих общественно полезную деятельность в социуме. В современной научной и практической психологии делается акцент на то, что развитие личностных качеств психологов, особенно на этапе формирования их как специалистов, детерминирует формирование их профессиональных качеств. Именно поэтому необходимо знать и вовремя распознавать, в процессе профессионального развития личности студентов-психологов, имеющиеся у них сложности в общении и взаимодействии с другими людьми и в понимании самих себя. Нужно психологически помогать студентам-психологам на раннем этапе их становления в профессии, надо психолого-педагогически сопровождать их на пути профессионального становления, которое активно осуществляется во время обучения в ВУЗе. Сфера профессиональной деятельности психологов относится к системе общественных отношений «человек-человек». В этой связи требуется целенаправленно развивать те личностно-профессиональные качества студентов-психологов, которые непосредственно влияют на их отношение к самим себе, на их общение и взаимодействие с другими людьми.
Значение самопознания для человека отмечалось мыслителями различных эпох (Сократом, Г. Гегелем, С.Л. Франком, Н.А. Бердяевым и другими). Влияние самопознания на профессиональное становление подчеркивалось Р. Бернсом, Г.Г. Гранатовым, И.Ф. Исаевым, В.А. Кан-Каликом, Я.А. Коменским, А. Маслоу, Б.Т. Лихачевым, Н.Д. Никандровым, Г. Олпортом, В.Т. Пуляевым, К. Роджерсом, Р. Штейнером и другими.
В современное время появился ряд работ, показывающих необходимость формирования у студентов готовности к жизнедеятельности, саморазвитию, самообразованию, самореализации (М.Т. Громкова, КМ. Дурай-Новакова, НА. Заенутдинова, И.Б. Котова, А.А. Леонтьев, В.Т. Пу-ляев, Е.Н. Шиянов и др.)
Психолог, не умеющий познавать себя и мир, не способен помочь оказать психологическую помощь клиенту. Следовательно, «готовность к самопознанию» является профессиональным качеством личности будущего психолога. Оно помогает ему понять человека, его внутренний мир.
Актуальность темы связана с проблемой готовности к самопознанию студентов психологического факультета.
Объектом в настоящем исследовании является самопознание студентов психологического факультета.
Предметом исследования являются особенности готовности к самопознанию студентов психологического факультета.
Цель исследования заключается в анализе готовности к самопознанию студентов психологического факультета.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
В процессе исследования был применен метод теоретического исследования:
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Общая характеристика самопознания
Утверждение ценности самопознания и саморазвития прослеживается во многих религиозных, философских, психолого-педагогических концепциях. В религиях Древнего Востока разработана целостная система самопознания и саморазвития, которая выступает средством постижения истинной сущности человека, достижения единения с Вселенной. В христианстве самопознание есть открытие в себе Божественного начала, а саморазвитие – путь постижения Бога через веру и приобщение к таинствам церкви. В гуманистически ориентированной психологии и педагогике потребность в самоактуализации рассматривается как высшая потребность человека, удовлетворение ее позволяет ему реализовать себя в полной мере, выполнить ту миссию, то предназначение, которые ему предписаны жизнью.
Каждый человек сам себя строит и выбирает свой жизненный путь, сам выстраивает свои отношения с другими людьми.
Задача семьи, образовательных учреждений состоит не в прямом воздействии на личность растущего человека с целью добиться желаемых результатов, а в создании необходимых условий для самостроительства, самоформирования и самовоспитания, в актуализации механизмов самопознания и саморазвития.
В этом направлении двигаются и педагогическая мысль, и практика работы образовательных учреждений: от идеи получения наперед заданных результатов личностных свойств, знаний, умений, навыков – к идее развития молодого человека; от идеи всестороннего развития – к идее саморазвития и создания условий для ее существования.
Самопознание и саморазвитие нуждаются в тактичном сопровождении со стороны Учителя, который, не навязывая стереотипов, вовремя поддержит, окажет помощь, даст совет, научит обращаться к собственному опыту или к опыту других людей.
Самопознание – это процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми и т.п.
А.Р. Лурия, изучавший в 30-е годы XX столетия психологические особенности крестьян в Средней Азии, выявил, что многие просто не понимали вопроса, когда их просили оценить себя другие, уяснив, что от них требуется, говорили: «Спросите у соседей обо мне, они лучше знают».
Человека высокой культуры
и образования выражение «
В процессе самопознания необходимо выделить сферы и области собственной личности, которые мы желаем познать. Американский психолог У. Джемс в качестве познаваемых элементов в сознании человека выделяет: физическую личность, социальную личность и духовную личность.
Физическая личность – это телесная организация человека и все то, что принадлежит человеку или составляет его окружение.
Социальная личность – это признание в нас личности со стороны других людей.
У. Джемс отмечает, что у человека столько социальных личностей, сколько индивидов признают в нем личность и имеют о ней представление.
Духовная личность – это полное объединение отдельных состояний сознания, конкретно взятых духовных способностей и свойств.
Все три типа личностей иерархически организованы. Высший уровень у Духовной личности, низший – у физической.
Отечественный психолог В. В. Столин в человеке выделяет три уровня его организации: организм, социальный индивид и личность. Как биологический индивид (организм) человек характеризуется определенной конституцией, типом нервной системы, нейродинамическими свойствами мозга, разнообразными биологическими потребностями. Социальный индивид – способностью осваивать окружающий мир, овладевать знаниями, умениями, нормами и правилами поведения. Личность – способностью совершать выбор, строить свой жизненный путь, координировать свое поведение в системе отношений с окружающими людьми.
Эти уровни иерархически организованы, высший из них – личность, низший – организм.
Мы можем познавать себя на всех трех уровнях, т.е. своих особенностей как биологического индивида, как социального индивида и как личности.
Личностно-характерологические
особенности: качества личности и свойства
характера, в которых выражается отношение
к другим людям (доброжелательность, общительность,
вежливость, уступчивость и др.); к деятельности,
труду, учебе (инициативность,
Мотивационно-ценностная сфера личности – самопознание в себе собственных побуждений, интересов, мотивов, ценностей, которые определяют деятельность и поведение.
Эмоционально-волевая сфера личности – познание своих эмоциональных состояний, доминирующих чувств, способов реагирования в стрессовых ситуациях, умения мобилизоваться, проявить упорство, настойчивость, целеустремленность и др. Сфера способностей и возможностей – анализ своих способностей в разных сферах жизнедеятельности, оценка возможностей для осуществления замыслов.
Познавательная сфера личности – осознание и понимание функционирования психических процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения; свойств и качеств своего ума, внимательности, способов решения жизненных и профессиональных задач.
Сфера внешнего облика, особенностей темперамента – самоанализу подвергается собственный облик, внешний вид, походка, манера держать себя, разговаривать, а также свойства, которые в своей совокупности определяют темперамент.
Сфера отношений с другими людьми, социальным окружением – человек анализирует, как складываются его связи с другими – близкими и не очень близкими людьми, как строится взаимодействие, анализирует стратегии собственного поведения, конфликты и барьеры.
Сфера деятельности – важно знать, какими знаниями, умениями, навыками, способностями обладает человек, как он их использует в жизни и деятельности, как их у себя развивает.
Сфера собственного жизненного пути – каждый человек в той или иной степени анализирует прожитое, подводит какие-то итоги, строит планы на будущее, занимается прогнозированием и самопрогнозированием собственной личности.
Перечисленные сферы самопознания могут «располагаться» как во внешнем, так и во внутреннем мире. Познать себя во внешнем мире – значит оценить свое поведение, свои поступки, выявить собственные возможности и способности, необходимые для выполнения деятельности, для общения. К внутреннему миру принадлежат наши чувства, переживания, мечты, намерения, мысли и многое другое. Открытие и познание своего внутреннего мира не менее интересное и увлекательное занятие, чем познание своего поведения в мире внешнем.
Области самопознания. 3. Фрейд в структуре личности выделяет Эго, или Я, Супер-Эго, или Сверх-Я, находящееся одновременно и в сфере сознания, и в сфере бессознательного, представляющее по своей сути нормы, ценности, различного рода запреты, выработанные человечеством. По К. Юнгу, личность представляет собой сочетание Эго – реальное Я человека; Маска – то, каким человек желает казаться перед другими людьми; Тень – область бессознательного, куда вытесняются все те качества, которые неприятны человеку, вызывают у него тревогу и которые он не желает считать своими.1
Самопознание любого из нас сопряжено с познанием нами других и другими нас. Что знаем мы о себе, но об этом не знают другие? Что знают о нас другие, но не знаем мы?
В соответствии моделью Д. Лафта и Г. Ингрома можно представить, что каждый человек несет в себе как бы четыре «пространства» своей личности. Арена охватывает то, что я знаю о себе и знают об этом окружающие меня люди. Слепое пятно – это то, что знают обо мне другие, но не знаю я сам. Видимость – то, что я знаю о себе, но другие могут об этом и не подозревать. Неизвестное — это то, что я не знаю о себе и чего не знают другие. С учетом этого задача самопознания заключается в том, чтобы как можно в большей степени расширить свою Арену, свести к минимуму Неизвестное, по мере необходимости сузить область Слепого пятна и четко определить свою позицию относительно Видимости (что действительно надо скрывать от других, а что можно открыть и выгодно использовать для достижения собственных целей).
Использование этой модели позволяет личности более наглядно представить себя во взаимодействии с другими людьми.
К предельно широким целям самопознания относятся познание своей личности в целом и познание жизненных целей. Встречаются люди, которые целью самопознания ставят познание себя как личности, своей Я-концепции не только на уровне сознания, но и на уровнях бессознательного и сверхсознания (высшее бессознательное). Такое самопознание само по себе может превращаться в жизненную цель, вытесняя все другие цели жизни на второй план.
Обычный же человек, интуитивно ощущая принципиальную незавершенность самопознания, ограничивает свое самопознание определенными реальными рамками, достаточными, чтобы жить, творить, саморазвиваться. Другой широкой целью самопознания являются жизненные цели. Каждый из нас задавал себе вопросы: чего я хочу добиться в жизни? Какую профессию мне выбрать? Желаю я быть руководителем или подчиненным?
Познание жизненных целей придает
самой жизни устойчивость, целенаправленность,
Информация о работе Готовность к самопознанию студентов психологического факультета