Глубинная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 14:12, реферат

Описание работы

Эта психология выдвинула идею о не¬зависимости психики от сознания и пыталась обосновать реальное существование этой независимой от сознания психики и исследовать ее. Центральное психологическое течение глубинной психологии — психоанализ 3. Фрейда.

По Адлеру, не сексуальные влечения, а чувство непол¬ноценности и необходимость компенсировать дефект за¬нимают центральное место в личности и выступают фак¬торами развития каждого человека.

Работа содержит 1 файл

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 15.76 Кб (Скачать)

ГЛУБИННАЯ  ПСИХОЛОГИЯ. Эта психология выдвинула идею о  не¬зависимости психики от сознания и пыталась обосновать реальное существование этой независимой от сознания психики и исследовать ее. Центральное психологическое течение глубинной психологии — психоанализ 3. Фрейда.

По Адлеру, не сексуальные  влечения, а чувство непол¬ноценности и необходимость компенсировать дефект за¬нимают центральное место в личности и выступают фак¬торами развития каждого человека. Чувство неполно¬ценности вызывается как органическими — морфологиче*-скими и функциональными недостатками органов, ано¬малиями органов, их функций и др., так и субъективны¬ми факторами — ощущением природной слабости, труд¬ностей в социальных отношениях и др. Чувство непол¬ноценности — нормальное чувство, оно — не пассивное состояние, но является стимулом психического развития индивида. Он стремится преодолеть неполноценность: чем сильнее чувство неполноценности, тем сильнее стре¬мление к его преодолению в форме стремления к пре¬восходству, к власти над окружающей средой. Таким образом, чувство неполноценности уравновешивается стремлением к совершенству, даже к превосходству. Вместе они приводят к образованию бессознательных механизмов компенсации и сверхкомпенсации дефекта.

По Юнгу, либидо —  это психическая энергия, выражающая интенсивность жизни, имеет раз¬личные формы своего проявления в разные периоды че¬ловеческого развития, сексуальность есть только одна из таких форм. Собственную психологическую концепцию Юнг наз¬вал аналитической психологией. Ее центральное содер¬жание составляет учение о бессознательном и о процес¬се развития личности. Сохраняя деление психики на со¬знательное и бессознательное, Юнг развивает учение о двух системах бессознательного — личном и коллектив¬ном бессознательном. Личное бессознательное — это по-верхностный слой психики, включающий все содержа¬ния, связанные с индивидуальным опыт<a href="Page 1.txt">Next Page...</a><TITLE>ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ 1</TITLE><a href="Page 0.txt">Previous Page...</a> ом: забытые вос¬поминания, вытесненные импульсы и желания, забытые травматические впечатления. Зависит от личной истории индивида. Его содержание может пробуждаться в снах и фантазиях. Главную роль Юнг отводил коллективно¬му бессознательному. Коллективное бессознательное — это сверхличная бессознательная психика, включающая инстинкты, влечения, которые представляют в человеке природное существо, и архетипы, в которых проявляется человеческий дух. Коллективное бессознательное — это древнейшая психика, некоторая сущность, независимая ют развития индивида, от его сознания. Инстинкт и архе¬типы выступают регуляторами душевной жизни: ин¬стинкт определяет специфическое поведение человека, а архетип обусловливает конкретное формирование со¬знательных психических содержаний. Архетипы — это некоторые прообразы.

Неофрейдизм — обширное направле¬ние в зарубежной психологии, возникшее в 30-х гг. Сохраняя основные осо-бенности психоанализа, Хорни подчеркивает роль куль¬туры, противоречий, вызываемых ею: с одной стороны* культура стимулирует наши потребности, а с другой — налагает большие ограничения   (экономические, юриди¬ческие, этические), которые подавляют эти же потреб¬ности, следовательно, усиливает бессознательную внут-рипсихическую драму. Основными элементами этой дра¬мы у Хорни, как и у Фрейда, служат противоположные-бессознательные  побуждения,  основанные  на   несовме¬стимых стремлениях, причем конфликты разрешаются в результате подавления с помощью защитных механиз¬мов Я.

Салливен раз¬работал специальную терминологию. Личность опреде¬ляется как «относительно устойчивая модель повторяю¬щихся межличностных ситуаций, характеризующих че¬ловеческую жизнь»'15. Личность нельзя изолировать от интерперсональных отношений, человек всегда член «со¬циального поля» и может быть понят только в этом кон¬тексте. Ребенок вступает в межличностные отношения уже с момента рождения под в<a href="Page 2.txt">Next Page...</a><TITLE>ГЛУБИННАЯ  ПСИХОЛОГИЯ 2</TITLE><a href="Page 1.txt">Previous Page...</a> лиянием потребностей — органических, потребности в нежности, стремления осво¬бодиться от беспокойства, возникающего от недоброже¬лательного отношения. В ходе этих отношений склады¬вается персонификация, т. е. образ человека (себя и других). Источником активности, по Салливену, •является энергия, свойственная организму изначально. Все психические процессы, все приобретенные привычки :и формы поведения являются способами трансформации энергии и называются «динамизмами». В сумме они со¬ставляют «Я-систему», которая образуется в раннем детстве. Социализации ребенка способствует овладение •языком, с помощью которого происходит образование «синтаксического опыта», открывающего возможности освоения общезначимого специального опыта (синтакси¬су предшествует протаксис и паратаксис — формы доречевого опыта).Салливен развивает важные идеи о значении и месте -связей и отношений человека с другими людьми, остава¬ясь при этом, однако, в рамках психоаналитических уче¬ний о человеке.

Центральное место  в системе Э. Фромма занимаег разработка идеи об общественной обусловленности че¬ловеческой,    в том    числе    бессознательной,    психики.В трактовке этой идеи Фромм достиг наибольшей, по* сравнению с другими представителями неофрейдизма,. конкретности и глубины. Фромм отвергает био¬логизм Фрейда и пытается понять человека в зависимо¬сти от социальных условий его существования. В отли¬чие от общих утверждений Хорни о роли культуры Фромм анализирует экономическую, социальную и по¬литическую структуру общества. Исходным тезисом Фромма является положение об особенностях человече¬ского существования, качественно отличного от суще¬ствования животных. «Человеческое существование на¬чинается тогда, когда отсутствие фиксации действия ин-стинктами достигает определенной степени, когда адап¬тация к природе теряет свой принудительный характер,. когда способ действия не фиксирован больше наслед<a href="Page 3.txt">Next Page...</a><TITLE>ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3</TITLE><a href="Page 2.txt">Previous Page...</a> ст¬венно заданными механизмами. Другими словами, че¬ловеческое существование и человеческая свобода не¬разделимы с самого начала. Свобода здесь понимается не в позитивном смысле — «свобода для», а в негатив¬ном — «свобода от», а именно свобода от инстинктивной^ предопределенности действия»

Информация о работе Глубинная психология