Гипертимно-циклотимный тип

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 19:14, реферат

Описание работы

С детства гипертимные подростки отличаются большой подвижностью, общительностью, болтливостью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дистанции в отношении к взрослым. С первых лет жизни они везде вносят много шума, любят компании сверстников и стремятся командовать ими. Воспитатели детских учреждений жалуются на их неугомонность.

Работа содержит 1 файл

Акцентуация.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

10. Неустойчивый тип.

В детстве они отличаются непослушанием, часто непоседливостью, всюду и во все лезут, но при этом трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. С первых классов школы нет желания учиться. Только при непрестанном и строгом контроле, нехотя подчиняясь, они выполняют задания, но всегда ищут случай отлынивать от занятий. Вместе с тем рано обнаруживается повышенная тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности, безделью. Они убегают с уроков в кино или просто погулять по улице, днями, ничего не делая, торчат в местах, где обычно собираются подростки. Подстрекаемые более энергичными сверстниками могут сбежать из дому. Склонность к имитации у неустойчивых подростков отличается избирательностью. Образцами для подражания служат лишь те модели поведения, которые сулят немедленные наслаждения, смену легких впечатлений, развлечения. Выпивки начинаются рано, с 12-14 лет и всегда в компаниях асоциальных подростков. Поиск необычных впечатлений легко толкает на знакомство с другими дурманящими средствами. С наступлением пубертатного периода такие подростки стремятся высвободиться из-под родительской опеки. Реакция эмансипации тесно сопряжена все с теми же желаниями удовольствия и развлечения. Истинной любви к родителям они никогда не питают. К бедам и заботам семьи относятся с равнодушием и безразличием. Родные для них, лишь источник средств для наслаждений. Неспособные сами занять себя, они очень плохо переносят одиночество и рано тянутся к уличным подростковым группам. Трусость и недостаточная инициативность не позволяют им занять здесь положение лидера. Обычно они становятся послушным орудием этих групп. Их увлечения целиком ограничиваются информативно-коммуникативным типом хобби да азартными играми. К спорту они испытывают отвращение. Художественная самодеятельность их не привлекает. Виды хобби, требующие хоть какого-то труда, для них непостижимы. Сексуальное влечение не отличается силой. Сексуальная жизнь становится для неустойчивых подростков таким же источником развлечений, как постоянные выпивки и похождения. Романтическая влюбленность проходит мимо них,  на искреннюю любовь  и преданную дружбу, они не способны. Компания для развлечений для них всегда предпочтительнее настоящего друга. Учеба легко забрасывается. Никакой труд не становится привлекательным. Работают они только при крайней необходимости. Поражает их равнодушие к своему будущему. Суицидальная активность неустойчивым подросткам несвойственна. Слабоволие является, видимо, одной из основных черт неустойчивых. Именно слабоволие позволяет удержать их в обстановке сурового и жестко регламентированного режима. Когда за ними непрерывно следят, не позволяют уклоняться от работы, когда безделье грозит суровым наказанием, они на время смиряются. Но как только контроль ослабевает, они немедленно устремляются в ближайшую «подходящую компанию». Слабое место неустойчивых -- безнадзорность, обстановка попустительства. Самооценка неустойчивых подростков нередко отличается тем, что они приписывают себе либо конформные, либо гипертимные черты. При явной акцентуации по неустойчивому типу первые классы школы при строгом надзоре родителей дети проходят без серьезных нарушений поведения, но с подросткового возраста обычно развертывается делинквентность. Кроме явной акцентуации по неустойчивому типу, приходится сталкиваться со скрытой акцентуацией. В этих случаях нарушения поведения, свойственные типу неустойчивых, выявляются внезапно на фоне предшествующего благополучия. Обнаруживаются они при сочетании двух факторов неожиданного для подростка положения относительной бесконтрольности со стороны старших и пагубного влияния приятелей.

11. Конформный тип.

Люди этого типа «плывут по течению», слепо подчиняются своей среде. За них думает и действует общество, совершенствование у них это подражанием. Подобные субъекты могут хорошо учиться, получить высшее образование и при определенных условиях успешно работать. Главная черта этого типа -постоянная и чрезмерная конформность (податливость человека реальному давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с позицией большинства). Их главное качество, жить «как все», думать, поступать «как все», стараться, чтобы все у них было «как у всех». Конформность сочетается с некритичностью. Все, что говорится в привычном для них окружении, все, что они узнают через привычный для них канал информации, - это и есть истина. Они в душе не любят новое и перемен потому, что они не могут к нему быстро приспособиться трудно осваиваются в новой ситуации. Они - неинициативны. Они могут достигать хороших результатов на работе разной квалификации на любой ступеньке социальной лестницы лишь бы работа, занимаемая должность не требовали постоянной личной инициативы. Реакция эмансипации ярко проявляется только в том случае, если родители, педагоги, старшие отрывают подростка от привычной ему среды сверстников или противодействуют его желанию быть «как все». Увлечения подростка целиком определяются его группой и модой времени. Самооценка характера подростка может быть неплохой. Однако многие из них любят приписывать себе гипертимные черты, которые привлекательны в подростковой среде. Конформная акцентуация является благодатной почвой для наслоения черт другого типа (особенно неустойчивого, эпилептоидного и др.) в условиях неправильного воспитания, неблагоприятного окружения.

12. Смешанные типы.

Смешанные типы довольно распространены и весьма разнообразны. Они представляют почти половину случаев явных акцентуаций. Несмотря на кажущееся разнообразие смешанных типов, встречающиеся сочетания не случайны. Как в отношении акцентуаций характера, так и в отношении психопатий эти сочетания подчиняются определенным закономерностям. Черты одних типов сочетаются друг с другом довольно часто, а других практически никогда. С нашей точки зрения, существуют два рода сочетаний (Личко А. Е., 1979) -- типы промежуточные и типы амальгамные.

Промежуточные типы. Их формирование обусловлено эндогенными закономерностями, генетическими факторами, а также, возможно, особенностями условий развития в раннем детстве. К промежуточным типам относятся: лабильно-циклоидный и конформно-гипертимный типы, а также сочетания лабильного типа с астеноневротическим и сенситивным, астеноневротического с сенситивным. Сюда же могут быть отнесены шизоидно-сенситивный, шизоидно-психастенический, шизоидио-эпилептоидный, шизоидно-истероидный, эпилептоидно-истероидный, хотя три последних могут быть также следствием неправильного воспитания. В силу эндогенных же закономерностей возможна постепенная трансформация гипертимного типа в циклоидный тип.

Амальгамные типы. Это - тоже смешанные типы, но иного рода. Они формируются как следствие напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого, в силу неправильного воспитания или длительно действующих неблагоприятных факторов. А также вследствие развития гиперкомпенсаторных и псевдокомпенсаторных механизмов. При этих типах также возможны наслоения одного типа на другой. Гипертимно-неустойчивый и гипертимно-истероидный типы представляют собой присоединение некоторых черт неустойчивого или истероидного типа к гипертимной основе. Лабильно-истероидный тип обычно бывает следствием наслоения истероидных черт на эмоциональную лабильность, а шизоидно-неустойчивый и эпилептоидно-неустойчивый на шизоидную и эпилептоидную основу. При истероидно-неустойчивом типе неустойчивость прежде всего является формой выражения истероидных черт. Конформно-неустойчивый тип возникает как следствие воспитания конформного подростка в асоциальном окружении. Развитие эпилептоидных черт на исходном конформном фоне возможно, когда подросток вырастает в условиях жестоких взаимоотношений между окружающими. Интересно, что формулу совместимости типов и их возможных трансформаций можно вывести из той последовательности, в которой разные типы психопатии представлены в монографии ирасположить всю последовательность в виде замкнутой цепи (рисунок), то обнаружится следующее (Личко А. Е., 1981).

Схематическая цепь совместимости и трансформаций типов психопатий и акцентуаций характера.

Типы акцентуаций и психопатий:

1.Г - гипертимный (конституционально-возбужденный);

2. Ц- циклоидный (циклотимик);

3. Л -лабильный (эмотивно-лабильные);

4. А -астеноневротический (неврастеники);

5. С - сенситивный (астеники, главными чертами которых являются «чрезмерная впечатлительность» и «резко выраженное чувство собственной не достаточности»); 6. П -психастенический (психастеники);

7. Ш - шизоидный (группа шизоидов);

8. Э -эпилептоидный (группа эпилептоидов);

9. И -истероидный (группа истерических характеров),

10. Н -неустойчивый (группа неустойчивых),

11. К -конформный.

В скобках указаны названия, данные П. Б. Ганнушкиным (1933).

С помощью опросника Шмишека определяются следующие 10 типов акцентуации личности:

1. Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению.

2. Педантичный тип. Лица этого типа отличаются повышенной ригидностью, инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний.

3. "Застревающий" тип. Характерна чрезмерная стойкость аффекта.

4. Возбудимый тип. Повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями.

5. Гипертимический тип. Повышенный фон настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью.

6. Дистимический тип. Сниженный фон настроения, пессимизм, фиксация теневых сторон жизни, заторможенность.

7. Тревожно-боязливый. Склонность к страхам, робость и пугливость.

8. Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимических фаз.

9. Аффективно-экзальтированный. Легкость перехода от состояния восторга к состоянию печали. Восторг и печаль -основные сопутствующие этому типу состояния.

10. Эмотивный тип. Родственен аффективно-экзальтированному, но проявления не столь бурны. Лица этого типа отличаются особой впечатлительностью и чувствительностью.

Материал и методы исследования

Исследование проводилось на базе ГОУ ВПО МО «Академия социального управления» г.Москвы в 2011-2012 учебном году. Были обследованы студенты 1 курса. В исследовании приняло участие 25 человека в возрасте от 18 до 20 лет.

Целью данного исследования является выявление становления акцентуаций характера у подростков.

Данное исследование состоит из следующих этапов:

1. Подготовительный этап, включающий в себя выбор темы, работу с литературой, определение нужных методик и базы исследования;

2. Непосредственное проведение экспериментально-диагностического исследования.

3. Методы исследования.

При подготовке и проведении исследования были использованы следующие методы:

3.1. Теоретические - анализ теоретической литературы;

3.2. Эпирические методы, сбор информации о психических особенностях как отдельного человека, так и социальной группы (тестирование).

3.3. Методы обработки полученной информации.

3.4. Теоретические методы анализа и интерпретации результатов исследования и получения нового знания о психических особенностях изучаемого человека.

При проведении исследования был использован «Опросник Шмишека (Schmieschek Fragebogen)» - опросник личностный. Предназначен, для диагностики типа акцентуации личности, является реализацией типологического подхода к ее изучению. Опубликован Г. Шмишеком в 1970 г. Основная задача опросника - определение типов акцентуаций характеров. Теоретической основой опросника является концепция "акцентуированных личностей" К. Леонгарда. В соответствии с этой концепцией все черты личности могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты – это стержень личности, они определяют ее развитие, процессы адаптации, психическое здоровье. При значительной выраженности основные черты характеризуют личность в целом. В случае воздействия неблагоприятных факторов они могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности. Опросник Шмишека позволяет представлять полученные данные в виде "профиля личностной акцентуации". Помимо этого опросник, позволяет определять психологическую склонность к алкоголизму, делинквентности, оценивать риск формирования психопатии, развития депрессий и социальной дезадаптации, оценивать возможность органической природы психопатии и акцентуации характера, оценивать степень проявления реакции эмансипации в самооценке, а также степень проявления черт мужественности-женственности в системе отношений. Этот опросник, состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить "да" или "нет".

ВЫВОДЫ

* Личность считается акцентуированной, если результат по соответствующему типу не менее 18 баллов. Максимальный показатель по каждому типу акцентуации – 24 балла.

С целью определения хронологического распределения акцентуаций характера в возрастном интервале от 18 до 20 лет было проведено обследование группы студентов 1 курса ГОУ ВПО МО «Академии социального управления» (25 человек).

Все испытуемые были дифференцированы с помощью методики ПДО (патoхарактерoлoгическим диагнoстическим oпрoсником) на 10 типов акцентуаций характера, для этого использовался, опросник Шмишека.

Полученные данные позволили отметить преобладание у большинства подростков аффективно-экзальтированным типа акцентуации  характера (10 человек) Сравнительно часто встречается гипертимная акцентуация, которая составляет (4 человека), цикломическая (4 человека) и застревающий тип акцентуации  (2 человека).

Ниже приведены полные данные моего исследования:

- подростки с гипертимным типом акцентуации - 4 человека;

- подростки с возбудимым типом акцентуации - 2 человека;

- подростки с эмотивным типом акцентуации -1 человек;

- подростки с застревающим типом акцентуации - 2 человека;

-подростки с цикломным типом акцентуации- 4 человека;

- подростки с гипертимно-экзольтированным типом -1 человек;

-подростки с цикломно-эмотивного и экзольтированного типа – 1 человек.

--подростки с аффективно-экзальтированным типом акцентуации - 10 человек

Таким образом, наибольший процент акцентуаций встречается среди представителей аффективно-экзальтированным типом акцентуации - (10 человек) и гипертимного типа акцентуации -(4 человека), цикломного типа -  (4 человека) и наименьший - среди представителей эмотивного типа акцентуации – (1 человек)Также 2 человека показали смешанные типы акцентуации .

Список литературы

1.А.Е.Личко «Психопатии и акцентуации характера подростков». М.:Изд-во «Медицина»,1983г. -- с.6-30,с.82-185.

2.Л.Н.Собчик «Психология индивидуальности.Теория и практика психодиагностики». М.:Институт прикладной психологии, 1998. -- 512с.

3. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. «Психология индивидуальных различий». М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 288-318.

4.К.Леонгард «Акцентуированные личности». М. Изд-во Феникс, 2000. -- 544 с.

5.А.А.Реан «Психология подростка». СПб.:Изд-во «Еврознак»,2007. -- 336-337.

Информация о работе Гипертимно-циклотимный тип