Гиперактивный ребенок

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 11:02, доклад

Описание работы

«Такой ребенок, став на ножки, тотчас же сразу начал бегать. С тех пор торопится куда-то, опережая сам себя. И даже кушать ему легче, когда стоит, а не сидит. Особо непослушны руки. Они все трогают, хватают, ломают, дергаю, бросают... Его ноги могут целый день носиться, догонять кого-то, вскакивать, скакать без передышки. Ему хочется увидеть все одновременно, но «рассматривая» все, малыш не видит сути. Взгляд скользит лишь по поверхности, не больше, удовлетворяя любопытство. Неусидчивость его бросается в глаза.

Работа содержит 1 файл

Гиперактивный ребенок.doc

— 50.00 Кб (Скачать)

Гиперактивный ребенок

СДВГ, тест на СДВГ  

 

«Такой ребенок, став на ножки, тотчас же сразу начал  бегать. С тех пор торопится  куда-то, опережая сам себя. И даже кушать ему легче, когда стоит, а  не сидит. Особо непослушны руки. Они  все трогают, хватают, ломают, дергаю, бросают... Его ноги могут целый день носиться, догонять кого-то, вскакивать, скакать без передышки. Ему хочется увидеть все одновременно, но «рассматривая» все, малыш не видит сути. Взгляд скользит лишь по поверхности, не больше, удовлетворяя любопытство. Неусидчивость его бросается в глаза. Он рассеян, и внимание его не может задержаться ни на чем больше мига. Оно также «бегает», как ноги, «выключаясь» и «включаясь» неизвестно как. Кроме этого, такой малыш с трудом усваивает навыки и не понимает многие задания. У него самооценка на нуле или же немного выше. И неудивительно, что этот комплекс тянется за ним потом, как шлейф, мешая в жизни, особенно тогда, когда он начинает посещать школу». Так описывает гиперактивного ребенка А.И. Баркан в своей книге «Его величество ребенок».  

 

Диагноз «гиперактивность»  стал довольно часто использоваться в нашей речи, его используют воспитатели  в детском саду по отношению к  неугомонному мальчишке, учителя в  школе, если какой-то ребенок не дает проводить уроки, родители, которые устали бегать за своими детьми всюду. Давайте разберемся, что же такое гиперактивность, на каком основании ставят этот диагноз и что можно предпринять родителям, чтобы помочь своему ребенку.  

 

СДВГ - синдромом  дефицита внимания с гиперактивностью является самой частой причиной нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте, проблем во взаимоотношениях с собой и окружающими, нарушения принятия себя и соответственно - заниженной самооценки.  

Независимо от причин, вызвавших СДВГ, основными признаками проблемы является сочетание трех симптомов с различной степенью выраженности каждого.  

 

Для того, чтобы оценить возможность наличия СДВГ у вашего ребенка, Вам нужно наблюдать за ребенком в течение месяца и один раз в неделю оценивать наличие симптомов, описанных ниже.  

 

Пожалуйста, обратите внимания на типичные проявления указанных  ниже нарушений и определите степень  их выраженности у вашего ребенка. Оцените  в баллах от 1-го до 5-ти каждый пункт  в разделах A, B, C. Подсчитайте общее количество баллов.  

 

A - Невнимательность 

  • Неспособность сосредоточиться, частые ошибки вследствие невнимательности.
  • Чрезмерная отвлекаемость на посторонние раздражители.
  • Неспособность доводить задания и «дела» до конца.
  • Неспособность организовать свою деятельность и время.
  • Отрицательная настроенность на выполнения деятельности, требующей умственного напряжения и продолжительного сосредоточения.
 

  

B - Гиперактивность 

  • Всегда находится в движении.
  • Суетлив, непоседлив, многоречив.
  • Не способен «удерживаться» в ситуациях, требующих спокойного, упорядоченного поведения.
  • Тратит слишком много "ресурсов" для выполнения несложных заданий.
  • Легко возбудим, есть нарушения сна.
  • Настолько увлечен процессом, что не реагирует даже на повторное, громкое обращение.
  • Часто забывает важную информацию, всегда увлечен тем, что "здесь и сечас".
 

  

C - Импульсивность 

  • Вмешивается в разговор и деятельность окружающих.
  • С большим трудом ожидает своей очереди.
  • Часто совершает шумные выходки во время занятий.
  • Отвечает, не дослушав вопрос до конца.
 

  

Если сумма  баллов будет cохраняться >60 в течение  месяца или станет больше, родителям  стоит обратиться к специалисту, для более подробного исследования.  

 

При гиперактивности  проблемы с поведением должны появиться в раннем детском возрасте, до 7 лет, и устойчиво сохраняться, длиться как минимум 6 месяцев. Важнее всего то, что такое поведение должно действительно создавать тяжелые проблемы как минимум в двух областях жизни человека: в школе, на игровой площадке, дома, в группе людей, к которой он принадлежит, или в среде, где ему приходится общаться. Следовательно, если у ребенка есть такие симптомы, но они не разрушают его школьную жизнь и отношения с друзьями, то ему не будет поставлен диагноз СДВГ. Такой диагноз не поставят и ребенку, малышу активному на игровой площадке, но не имеющему затруднений в других социальных условиях.

В любом случае, диагноз СДВГ ставит только специалист на основании многих факторов. Поэтому  если у Вас возникли беспокойства по этому поводу проконсультируйтесь с детским неврологом и психологом.  

 

Не  путайте СДВГ и  личностные особенности 

Невнимательность, гиперактивность, импульсивность могут  быть особенностями темперамента и  характера ребенка. Бывает так, что  ребенок часто ведет себя спокойно, но как только что-то его тревожит, начинает много двигаться, говорить, невнимательно слушает и т.д.

Иными словами  можно сказать, что есть «неврологическая»  гиперактивность, когда нервная  система ребенка устроена так, что  он не может не двигаться. И «психологическая» гиперактивность, когда ребенок активностью успокаивает себя, снимает свою тревогу или другие чувства. Кроме этого, ребенок по темпераменту может быть очень активным и тогда, это просто является его особенностью, ему в принципе нужно много двигаться, но как правило у таких детей не страдает внимание, они все схватывают налету. Мальчики часто бывают более подвижными чем девочки, это также связано с их конституциональными особенностями. Мы привыкли воспринимать девочек более спокойными, в таком случае если девочка много двигается, ей приписывают гиперактивность, но это так же может быть особенностью ее темперамента или психологической защитой.  

 

«Возрастная»  гиперактивность

Трудности в  диагностике объясняются еще  и тем, что для многих детей 3-6 летнего возраста некоторая гиперактивность является вариантом нормы и отражает неравномерность, асинхронность развития центральной нервной системы. Кроме того, в целом, для данной возрастной группы процессы возбуждения в коре головного мозга преобладают над процессами торможения. Поэтому речь о постановке диагноза СДВГ может идти не раньше достижения ребенком 6 лет.  

 

Исходя из сказанного выше, можно сделать следующий вывод - фактором, определяющем дальнейшие действия родителей, надо считать не наличие гиперактивности в поведении ребенка, а степень ее выраженности и влияния на общий процесс развития.  

  

 

Чем опасна гиперактивность?

  • низким качеством жизни ребенка - согласитесь, это не очень приятно, когда ты не можешь достичь желаемого результата, потому что у тебя нет волевых навыков, терпения и достаточного уровня внимания.
  • нарушениями в социализации - ребенку трудно адаптироваться в новом коллективе, привыкать к рамкам и правилам, установленным в школе, наряду с этим есть высокая потребность быть принятым другими. А если желания (потребности, мечты) не реализуются общепринятым способом, присутствует высокая вероятность достичь желаемого через другие формы поведения (манипулирование, криминализация поведения и т.д).
  • нарушениями характера - через формирование депрессивных или, наоборот, агрессивных установок, рост невротизации, истерических и эгоцентрических черт личности. Все это приводит к выработке соответствующих черт характера, которые осложняют взаимодействие с окружающими.
  • существенно большей предрасположенностью к различного рода зависимостям (алкогольной, наркотической, игровой, табакокурению). Как способ бороться с чувствами собственной неполноценности.

Этот список можно продолжить.  

 

Чем полезна гиперактивность?

Если ребенок  научается контролировать свои проявления, развивает волевые качества, усидчивость  и внимание, учится справляться с  тревогой другими способами. Тогда  гиперактивность переходит в  конструктивную активность и  за счет изначально большого заряда энергии, человек может добиться больших успехов в деятельности, которую он выбрал.  

 

Важно понимать: правильно  и своевременно диагностированная  гиперактивность  поддается эффективной  коррекции; стандартных схем нет, необходим индивидуальный подход к ребенку и разработка персональной коррекционной программы;

родители являются не просто участниками коррекционной  программы - они выполняют основную роль в процессе коррекции;

результат должен нравиться не только вам, но и вашему ребенку.  

 

Родителям гиперактивного ребенка.

1.      Если гиперактивность обусловлена изменениями в нервной системе, необходимо строго выполнять все предписания врача и правильно дозировать лекарственные средства.

Независимо от того, есть ли поддержка лекарственными препаратами или нет, важно уделять время специальной методике воспитания и психологической помощи ребенку.

2.      Продумайте режим дня малыша до мелочей. Старайтесь ему следовать. Так ребенок постепенно привыкнет к рамкам и сможет сам себя контролировать.

3.      Игра для Вашего ребенка - главное лекарственное средство

4.      Старайтесь приобщать ребенка к подвижным и спортивным играм, в которых можно разрядиться от бьющей ключом энергии. При этом ребенок должен понять цель игры и подчиняться ей. Вам необходимо постараться неусидчивость ребенка перевести в целенаправленную игровую деятельность.

5.      Чтобы выработать у гиперактивного ребенка усидчивость, необходимо приучать его играть помимо шумных игр в тихие, используя мозаику, лото и домино. Эти игры учат также концентрировать внимание, что очень понадобится в школе.

6.      Давайте нагрузку ребенку на короткие промежутки, делайте между занятиями перерывы, чтобы малыш мог побегать и сбросить напряжение.

7.      Чтобы создать условия для концентрации внимания гиперактивного ребенка во время его деятельности, необходимо убрать лишнее, что может попасть ему на глаза.

8.      Будьте последовательны и в наказаниях, и в поощрениях.

9.      Все старания ребенка и даже слабые попытки что-то сделать, о чем Вы просили, необходимо сразу поощрить.

10.  Обращайтесь за помощью к неврологу и обязательно психологу  

  

 

Пример  коррекционной программы  гиперактивности  ребенка, которую  мы применяем в  нашем центре.

  • На первичной консультации, куда приходят родители вместе с ребенком, психолог наблюдает за поведением ребенка и беседует с родителями. Первое что необходимо выяснить специалисту, есть ли основания полагать, что гиперактивность имеет неврологическую природу. Если возникают такого рода подозрения, мы отправляем родителей на консультацию невролога, мнению которого мы доверяем.
  • Со стороны психологической помощи мы предлагаем
 

   

 

  1. Гармонизацию обстановки в семье ребенка. Так как обычно поведение ребенка сильно раздражает взрослых и они устают эмоционально, им труднее контролировать себя. В таком случае создается тревожная напряженная обстановка в семье, нередко возникают конфликты. Это делает поведение ребенка еще более сложным, а круг проблем замыкается. Важно научить членов семьи избегать новых конфликтных ситуаций. Поэтому в программу помимо занятий с ребенком обязательно включены регулярные встречи с родителями. Как правило, они проходят один -  два раза в месяц
  2. Коррекция психологического состояния ребенка. Часто, когда ребенок попадает к специалисту, даже если это гиперактивноесть неврологическая, он уже имеет целый ряд наслоившихся психологических проблем. Как правило, это низкая самооценка, проблемы самоконтроля, неуверенность в себе, страх ошибиться, тревожность и т.д. Именно этими вопросами занимается психолог на индивидуальных занятиях с ребенком. Работа ведется в форме игры. Разбираются волнующие ребенка темы, идет работа с границами, ребенок учится контролировать себя. Подробнее о технике детской терапии, которая применяется  можно прочитать здесь.
  3. Взаимодействие со школьными педагогами. Если это необходимо, психолог пишет письмо или разговаривает по телефону с учителем, дает рекомендации по адаптации ребенка к учебной деятельности и школьному коллективу.
 

  

Информация о работе Гиперактивный ребенок