ПЛАН
Введение…………………………………………………………………….3
1. Общие
положения гештальт-психологии………………………………5
2. Законы
восприятия………………………………………………………9
Выводы……………………………………………………………………...18
Список
использованной литературы……………………………………...19
Введение
Гештальт-терапия
(от немецкого Gestalt - образ, форма, структура)
- форма психотерапии, разработанная в
рамках гештальт-психологии Фредериком
Перлзом. Гештальт-терапия - это направление
психотерапии, которое ставит своими целями
расширение осознания человека и посредством
этого лучшее понимание и принятие человеком
себя, достижение большей внутриличностной
целостности, большей наполненности и
осмысленности жизни, улучшение контакта
с внешним миров, в том числе с окружающими
людьми.
В
психологии под гештальтом понимают
специфическую организацию частей, которая
составляет единое целое. Гештальт-психология
- это направление психологической мысли,
которое возникло в начале XX века и исходило
из того, что анализ частей не может обеспечить
понимание целого. Эксперименты гештальт-психологов
показали, что человеческое восприятие
не детерминировано механическим суммированием
внешних раздражителей, а обладает своей
собственной организацией. В своем восприятии
организм выбирает то, что ему важно и
интересно. Восприятие устроено таким
образом, что значимая фигура выделяется
на первый план. Все остальные объекты
в этот момент сливаются, становятся нечеткими
и уходят в так называемый фон. Для иллюстрации
этого феномена существуют картинки, содержащие
двойные изображения. Открытия гештальт-психологов
имели важные философские следствия: человек
несет ответственность за то, что именно
он воспринимает и как себя чувствует.
Теоретические
открытия гештальт-психологии к практике
психотерапии применил в 40-е годы ХХ
века психоаналитик Фредерик Соломон
(Фриц) Перлз. В то время его не устраивали
многие положения современного ему психоанализа,
в частности, преимущественно интеллектуальный
характер переработки проблем пациента.
Фредерик Перлз задумался о создании собственной
системы психотерапии.
Актуальность
данной темы. Этот метод психотерапии
является и сейчас актуальным. Его использует
большое количество психотерапевтов.
Гештальт-психология повлияла на формирование
представления об организме как о едином
целом, неделимом на отдельные части (например,
на независимо существующие органы или
независимо существующие душу и тело).
Объектом
данной работы являются теории гештальт-терапии.
Предмет
данной работы: изучить влияние гештальт-терапии
на человека.
Цель
данной работы рассмотреть гештальт-психологию
как метод психотерапии. Соответственно
к данной цели были поставлены следующие
задачи:
- Рассмотреть
общие положения гештальт-психологии.
- Рассмотреть
законы восприятия в гештальт-психологии.
1.
Общие положения
гештальт-психологии
В
целом теория гештальт-терапии основывается
на следующих положениях.
Человек
представляет собой целостное социобиопсихологическое
существо. Любое деление его на
составные части, например, психику
и тело, является искусственным.
Человек
и окружающая его среда представляют
собой единый гештальт, структурное целое,
которое называют полем, организм - окружающая
среда. Среда влияет на организм, а организм
преобразует свою среду. Применительно
к психологии межличностных отношений
это означает, что, с одной стороны, на
нас влияет поведение окружающих людей,
с другой, если мы изменяем свое поведение,
то и окружающие должны меняться [1].
Человеческое
поведение, согласно теории гештальт-терапии,
подчиняется принципу формирования
и разрушения гештальтов. Здоровый
организм функционирует на основе саморегуляции.
Насущная потребность возникает и начинает
привлекать доминирующее внимание организма
- фигура проявляется из фона. Далее организм
ищет во внешней среде объект, который
способен удовлетворить эту доминирующую
потребность, например, пищу при чувстве
голода. Сближение и адекватное взаимодействие
с объектом (разжевывание и проглатывание
пищи в данном примере) приводит к удовлетворению
потребности - гештальт завершается и
разрушается.
Контакт
- базовое понятие гештальт-терапии.
Организм не может существовать в безвоздушном
пространстве, так же, как и в пространстве,
лишенном воды, растений и живых существ.
Человеческое существо не может развиться
в среде, лишенной других людей. Все основные
потребности могут удовлетворяться только
в контакте с окружающей средой. Контакт
- это явление, которое мы осознаем не больше,
чем земное притяжение, когда ходим или
стоим. Когда мы чем-то занимаемся, то осознаем,
что говорим, видим и слышим. Но едва ли
в этот момент мы будем задумываться о
том, что упражняемся в общении. Его обеспечивают
наши сенсорные и моторные функции, но
при этом важно помнить, что так же, как
целое больше, чем просто сумма частей,
контакт больше, чем сумма всевозможных
входящих в него функций. Наличие зрения
и слуха еще не гарантируют хорошего контакта,
важнее, как видеть или слышать. Более
того, контакт определяет взаимодействие
как с одушевленными, так и с неодушевленными
предметами. Видеть дерево и рассвет, слышать
шум водопада или горное эхо - это тоже
контакт. Контакт может быть и с воспоминаниями
или образами будущего, которые чувствуешь
сильно и ярко.
Место,
в котором организм встречается
с окружающей средой, в гештальт-терапии
называют границей контакта. То, насколько
человек способен удовлетворять
свои потребности, зависит от того, насколько
гибко он может регулировать контактную
границу. Гештальт-терапия описывает типичные
нарушения контактной границы, которые
делают взаимодействие со средой, в том
числе межличностное, неэффективным[1].
Осознание
- осведомленность о том, что происходит
внутри организма и в окружающей его среде.
Осознание нетождественно интеллектуальному
знанию о себе и окружающем мире. Оно включает
переживание восприятия как стимулов
внешнего мира, так и внутренних процессов
организма - ощущений, эмоций, а также мыслительной
деятельности - идей, образов, воспоминаний
и предвосхищений, то есть охватывает
многие уровни. Осознанием, за исключением
его мыслительного слоя, обладают и животные.
Однако в цивилизованном мире у людей
гипертрофировано мышление в ущерб эмоциям
и восприятию внешнего мира. Именно осознание,
в противоположность рациональному знанию,
дает реальную информацию о потребностях
организма и об окружающей среде.
Основная
цель практики гештальт-терапии - это
расширение осознания. Огромное количество
человеческих проблем связано с тем, что
подлинное осознание реальности подменяется
интеллектуальными и, зачастую, ложными
представлениями о ней, например, о том,
что можно ожидать от людей, как они относятся
ко мне, что я должен хотеть и что должен
делать. Такие ложные представления заслоняют
реальность и затрудняют удовлетворение
потребностей организма - процесс формирования
и разрушения гештальта нарушается. Гештальт-терапия
исходит из того, что если люди достигают
ясного осознания внутренней и внешней
реальности, то они способны самостоятельно
разрешить все свои проблемы. Поэтому
терапия не ставит своей целью изменение
поведения, поведение меняется само по
мере роста осознания.
Здесь
и теперь - принцип, который означает,
что актуальное для организма всегда
происходит в настоящем, будь то восприятия,
чувства, действия, мысли, фантазии о прошлом
или будущем, все они находятся в настоящем
моменте. Использование этого принципа
позволяет интенсифицировать процесс
осознания.
Ответственность
- способность отвечать на происходящее
и выбирать свои реакции. Реальная ответственность
связана с осознанием. Чем в большей степени
человек осознает реальность, тем в большей
степени он способен отвечать за свою
жизнь - за свои желания, действия, говоря
словами Перлза, опираться на себя.
Феноменологический
подход в гештальт-терапии реализуется
через то, что терапевт с уважением
относится как к субъективному
опыту клиента, так и к своему
субъективному личному опыту. Гештальт-терапевт
не вкладывает какого-либо определенного
значения в переживания и поведение клиента,
в процессе осознавания клиент сам обнаруживает
их значение.
Главная
цель гештальт-терапии - достижение возможно
более полного осознания себя:
своих чувств, потребностей, желаний,
телесных процессов, своей мыслительной
деятельности, а также насколько возможно
полного осознания внешнего мира, прежде
всего мира межличностных отношений. Гештальт-терапия
не стремится к немедленному изменению
поведения и быстрому устранению симптомов.
Устранение симптомов или изменение поведения,
достигнутое без достаточного осознания,
не дает стойких результатов или приводит
к возникновению новых проблем на месте
старых[2].
В
результате гештальт-терапии клиент
приобретает способность сознательно
выбирать свое поведение, используя различные
аспекты своей личности, сделать свою
жизнь более наполненной, избавиться от
невротических и других болезненных симптомов.
Он становится устойчивым к манипуляциям
других людей и сам способен обходиться
без манипуляций, другими словами, он научается
стоять на собственных ногах.
Гештальт-терапия
проводится как в индивидуальной,
так и в групповой форме. Если
гештальт-терапия проводится в группе,
то психотерапевт обычно работает с
одним (реже с двумя) из участников.
Остальные члены группы могут
идентифицироваться с "работающим"
участником, оказывать ему эмоциональную
поддержку, а в некоторых случаях обеспечивать
обратную связь[5].
2.
Законы восприятия
В
процессе саморегуляции здоровый человек
из всего обилия информации выбирает
ту, которая для него в данный момент
наиболее важна и значима. Это фигура.
Остальная информация временно отодвигается
на задний план. Это фон. Нередко фигура
и фон меняются местами.
Отношение
между фигурой и фоном - одно из
центральных понятий гештальт-психологии.
Фредерик Перлз применил это положение
к описанию функционирования личности.
В
его понимании фигура выступает
в качестве доминирующей потребности,
а ритмическая смена фигур
и фона лежит в основе саморегуляции
организма.
В
качестве фигуры (гештальта) могут быть
желание, чувство или мысль, которые в
данный момент преобладают над всеми остальными
желаниями, чувствами и мыслями. Как только
потребность удовлетворяется, гештальт
завершается, теряет свою значимость и
отодвигается на задний план, уступая
место новому гештальту. Этот ритм формирования
и завершения гештальтов является естественным
ритмом жизнедеятельности организма,
посредством которого он поддерживает
свой динамический баланс, или гомеостазис.
Жизнь
и поведение - управляются процессом,
который в науке называется гомеостазом,
а проще - приспособлением или адаптацией.
Гомеостаз - это процесс, по средствам
которого организм поддерживает свое
равновесие и соответственно здоровое
состояние в изменяющихся условиях. Иными
словами, гомеостаз - это процесс удовлетворения
организмом своих потребностей. Поскольку
потребности эти многочисленны и каждая
из них угрожает равновесию организма,
гомеастатический процесс продолжается
непрерывно. Вся жизнь характеризуется
этой постоянной игрой равновесия и не
равновесия в организме. Если гомеостатический
процесс до некоторой степени нарушается,
так что организм слишком долго остается
в состояние не равновесия, - это значит
что он болен. Если процесс гомеостаза
терпит полную неудачу - организм умирает.
Иногда
потребность удовлетворить нельзя.
В таком случае гештальт остается незавершенным,
а поэтому не может быть отреагирован
и не может уступить место другому. Такая
неотреагированная потребность становится,
по Перлзу, причиной многих незавершенных
проблем, которые через некоторое время
начинают оказывать воздействие на текущие
психические процессы. К примеру, если
человек не выразил сразу и прямо свой
гнев и злобу, то в последующем эти чувства
не исчезнут совсем, а будут проявляться
в более скрытых и коварных формах. Полная
блокировка незавершенных гештальтов
может привести к неврозу.
Задача
гештальт-терапевта заключается
в том, чтобы помочь пациенту осознать
свою потребность, сделать ее более
четкой (сформировать гештальт) и в
конечном итоге - нейтрализовать (завершить)
ее.
Основным
условием, необходимым для того, чтобы
сформировать и завершить гештальт, является
способность человека осознавать себя
и свою доминирующую потребность в данный
момент. Осознание и сосредоточенность
на потребности является важным принципом
в гештальт-терапии, получившим название
здесь и теперь[4].
"Нет
ничего, - учил Перлз, - кроме того,
что есть здесь и теперь. Теперь
есть настоящее… Прошлого уже
нет. Будущее еще не наступило".