Гештальт - терапия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:41, реферат

Описание работы

Открытия гештальтпсихологов имели важные философские следствия: человек ответственен за то, что именно он воспринимает и как себя чувствует - для примера, вспомним серию анекдотов про пессимиста и оптимиста. Гештальтпсихология повлияла на формирование представления об организме как о едином целом, неделимом на отдельные части (например, на независимо существующие органы или независимо существующие душу и тело). Гештальпсихолог Курт Левин разрабатывал теорию психологического поля. Ее суть в том, что поведение определяется целостной конфигурацией жизненного пространства человека, балансом между потребностями организма и объектами внешней среды

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………………3
2. Основные теоретические положения гештальта……………………………..4
3. Цели гештальт-терапии………………………………………………………..6
4. Тезисы о гештальт-педагогике………………………………………………..8
5. Гештальт-педагогика…………………………………………………………..9
6. Принципы гештальт-педагогической практики…………………………….10
7. Пограничные области с другими сферами применения гештальта……….13
8. Список литературы……………………………………………………………14

Работа содержит 1 файл

psihoterapiya,_referat.doc

— 68.50 Кб (Скачать)

- Учение понимается  как процесс контакта на границе  живой и автономной системы  в поле "организм / среда". Этот  процесс контакта может быть  представлен в идее циклического  движения "фигура - фон" со всеми  прерываниями и нарушениями. - Знание  и познание рассматриваются не как объективно данные, когда речь идет об их усвоении, а как творческий созидательный акт индивида или группы в процессе контакта.

- Учащийся рассматривается  как живой целостный организм, чей процесс контакта поддерживается  следующими функциями Я: Оно, Эго, функцией персона. Поддерживающие функции Я формируются чередований влияний различного рода: индивидуальной биографии, социальных, культурных и экономических условий и приспосабливаются к возникающим новым ситуациям лучшим или худшим образом.

- Цель учебного процесса - это эволюция "живого" в поле "организм / среда" посредством  порождения порождение многообразия, посредством чередования хаоса  и порядка, а также путем  разрушения старого и складывания  нового.

Принципы организации оформления и рефлексии гештальт-педагогической практики:

- Гештальт-педагогическая  практика складывается как диалектическая  смена сознательного опыта теоретической  рефлексии (саморефлексии). Теоретически  и субъективно проводимое связывание  всех учебных содержаний и всего опыта в учебном процессе в каждом случае придает смысл вышеуказанному контексту (истории жизни, культурным, институциональным, политическим ситуациям).

- Гештальт-терапевтические  действия и размышления концентрируются  на структурах и образцах, которые выражаются во взаимосвязи в поле организм - среда и подвержены историческому изменению. Эти структуры и образцы становятся доступными и развиваются посредством тем и заданий, а также посредством сознательного опыта в ходе учебного процесса и его (само-) рефлексии.

Гештальт-педагогическая подготовка и повышение квалификации.

Оба этих процесса концентрируются  на "личностном образовании" (формировании) педагогов и на их профессиональном анализировании.

Личностно-образовательные  аспекты подготовки и повышении квалификации заключаются, наряду с общим, основополагающим гештальт-терапевтическим внутренним опытом человека (Selbsterfahrung), прежде всего, в следующем:

- наработка собственной  истории учения: в особенности  важным является отношение к  авторитетам и образовательным учреждениям, стимулирование/угнетение собственного творческого потенциала и спонтанности.

- работа с близостью  и дистанцией, симпатией и антипатией, а также с предрассудками против  других людей, деловых сфер  и вещей. 

- осознание и расширение собственных возможностей в принятии критики и одобрении, а также возможностей самому критиковать и одобрять.

- осознание и дальнейшее  развитие собственных образцов  поведения при общении с хаосом  и порядком, с невероятными ситуациями, кризисами и конфликтами.

- осознание и расширение  возможностей быть видным в  учебной группе как личность  и оберегать это. 

- сознание, выходящее  за пределы собственных учебных  возможностей и препятствий и  субъективного предпочтительного  стиля учения.

- сознание, выходящее за пределы собственных учебных возможностей и препятствий и субъективного предпочтительного стиля учения.

Профессиональные аспекты  подготовки и повышения квалификации включают - наряду с общепедагогическими  способностями - прежде всего следующие  способности и трудности:

- брать на себя функции  руководителя и справляться с  ними; тем самым затрагивается  проблематика идентичности педагога  в определенной ролевой функции,  в учрежденческой и политической  взаимосвязи ("компетенция в  руководстве").

- вступать в более долгосрочные педагогические связи, сохранять и формировать их ("компетенция в отношениях").

- воспринимать и понятийно  определять групповой процесс  и процесс каждого в группе (включая себя самого) ("компетенция  в групповой динамике").

- планировать и структурировать учебный процесс группы и каждого в отдельности посредством формулирования целей и задач, посредством временного и пространственного оформления, посредством применения различных, приспособленных для тематики и контекста методов изображения и работы, а также посредством проверки и подведения итогов учебных результатов. ("дидактическая компетенция").

- оценивать готовность  и возможности участника целостно  отвечать на требования учебного  процесса; поддерживать этого человека  в его готовности и способностях соразмерно его потребности в этом, вместо того, чтобы превышать или принижать требования.

- консультировать группу  и отдельного человека, в особенности,  принимая во внимание дополнительную, вспомогательную или дальнейшую  учебную деятельность ("педагогическая консультационная компетенция").

Пограничные области с другими сферами применения гештальта.

Гештальт-педагогика имеет  самобытную сферу задач в организации  и творческом формировании учебного процесса для группы и каждого  в отдельности. Гештальт-педагогика граничит, с одной стороны, с областью терапевтических задач, которая охватывает совокупность специальных аспектов биографического углубления (например, наработка индивидуальной и специфической для поколений жизненной истории), с другой стороны, - с консультированием, где проясняются проблемы и затруднения отдельного человека и учебный процесс соотносится с условиями в поле среды, где предоставляется уже готовая информация. Благодаря использованию запаса знаний - также развиваемых в педагогических традициях - гештальт-педагогика может оказывать плодотворное влияние на терапию и консультирование и наоборот (напр. руководство по рефлексии общего учебного процесса, по сбору и переработке информации, по использованию самобытных возможностей, по выявлению препятствий к обучению etc.), а также быть действенным против вызванной школьными и аналогичными школьным стрессовыми ситуациями невротизации учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  • 1. Перлз Фредерик, «Практика гештальттерапии.» /Институт обще гуманитарных исследований 2001/
  • 2. Перлз Фредерик, «Гештальтсеминары.» /Институт обще гуманитарных исследований 1998/
  • 3. Перлз Фредерик, «Внутри и вне помойного ведра; Практикум по гештальттерапии.» /Петербург-XXI век 1995/
  • 4. Перлз Фредерик, «Теория гештальттерапмм.» /Институт обще гуманитарных исследований 2001/
  • 5. Перлз Фредерик, Пол Гудман, Ральф Хефферлин «Практикум по гештальттерапии», /М., 2005/
  • 6. Перлз Фредерик, «Эго, голод и агрессия.» /Смысл 2000/
  • 7. Клаудио Наранхо, "Гештальттерапия.’’ /Модек 1995/
  • 8. Михаил Папуш, «Психотехника экзистенциального выбора.» /Институт обще гуманитарных исследований 2001/
  • 9. Келл Рудестам, «Групповая психотерапия.» /Универс 1995/
  • 10. Джозеф Зингер, «В поисках хорошей формы. Гештальттерапия с супружескими парами и семьями.» /Класс 2000/
  • 11. «Гештальттерапия. Теория и практика.» /Апрель пресс. Эксмо-пресс 2002/
  • 12. С. С. Харин, «Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт.» /Лучи Софии 1997/

Информация о работе Гештальт - терапия