Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:41, реферат
Открытия гештальтпсихологов имели важные философские следствия: человек ответственен за то, что именно он воспринимает и как себя чувствует - для примера, вспомним серию анекдотов про пессимиста и оптимиста. Гештальтпсихология повлияла на формирование представления об организме как о едином целом, неделимом на отдельные части (например, на независимо существующие органы или независимо существующие душу и тело). Гештальпсихолог Курт Левин разрабатывал теорию психологического поля. Ее суть в том, что поведение определяется целостной конфигурацией жизненного пространства человека, балансом между потребностями организма и объектами внешней среды
1.Введение…………………………………………………………………………3
2. Основные теоретические положения гештальта……………………………..4
3. Цели гештальт-терапии………………………………………………………..6
4. Тезисы о гештальт-педагогике………………………………………………..8
5. Гештальт-педагогика…………………………………………………………..9
6. Принципы гештальт-педагогической практики…………………………….10
7. Пограничные области с другими сферами применения гештальта……….13
8. Список литературы……………………………………………………………14
- Учение понимается
как процесс контакта на
- Учащийся рассматривается
как живой целостный организм,
чей процесс контакта
- Цель учебного процесса
- это эволюция "живого" в поле
"организм / среда" посредством
порождения порождение
Принципы организации оформления и рефлексии гештальт-педагогической практики:
- Гештальт-педагогическая
практика складывается как
- Гештальт-терапевтические
действия и размышления
Гештальт-педагогическая подготовка и повышение квалификации.
Оба этих процесса концентрируются на "личностном образовании" (формировании) педагогов и на их профессиональном анализировании.
Личностно-образовательные аспекты подготовки и повышении квалификации заключаются, наряду с общим, основополагающим гештальт-терапевтическим внутренним опытом человека (Selbsterfahrung), прежде всего, в следующем:
- наработка собственной истории учения: в особенности важным является отношение к авторитетам и образовательным учреждениям, стимулирование/угнетение собственного творческого потенциала и спонтанности.
- работа с близостью
и дистанцией, симпатией и антипатией,
а также с предрассудками
- осознание и расширение собственных возможностей в принятии критики и одобрении, а также возможностей самому критиковать и одобрять.
- осознание и дальнейшее
развитие собственных образцов
поведения при общении с
- осознание и расширение возможностей быть видным в учебной группе как личность и оберегать это.
- сознание, выходящее
за пределы собственных
- сознание, выходящее за пределы собственных учебных возможностей и препятствий и субъективного предпочтительного стиля учения.
Профессиональные аспекты подготовки и повышения квалификации включают - наряду с общепедагогическими способностями - прежде всего следующие способности и трудности:
- брать на себя функции
руководителя и справляться с
ними; тем самым затрагивается
проблематика идентичности
- вступать в более долгосрочные педагогические связи, сохранять и формировать их ("компетенция в отношениях").
- воспринимать и понятийно определять групповой процесс и процесс каждого в группе (включая себя самого) ("компетенция в групповой динамике").
- планировать и структурировать учебный процесс группы и каждого в отдельности посредством формулирования целей и задач, посредством временного и пространственного оформления, посредством применения различных, приспособленных для тематики и контекста методов изображения и работы, а также посредством проверки и подведения итогов учебных результатов. ("дидактическая компетенция").
- оценивать готовность
и возможности участника
- консультировать группу
и отдельного человека, в особенности,
принимая во внимание
Пограничные области с другими сферами применения гештальта.
Гештальт-педагогика имеет самобытную сферу задач в организации и творческом формировании учебного процесса для группы и каждого в отдельности. Гештальт-педагогика граничит, с одной стороны, с областью терапевтических задач, которая охватывает совокупность специальных аспектов биографического углубления (например, наработка индивидуальной и специфической для поколений жизненной истории), с другой стороны, - с консультированием, где проясняются проблемы и затруднения отдельного человека и учебный процесс соотносится с условиями в поле среды, где предоставляется уже готовая информация. Благодаря использованию запаса знаний - также развиваемых в педагогических традициях - гештальт-педагогика может оказывать плодотворное влияние на терапию и консультирование и наоборот (напр. руководство по рефлексии общего учебного процесса, по сбору и переработке информации, по использованию самобытных возможностей, по выявлению препятствий к обучению etc.), а также быть действенным против вызванной школьными и аналогичными школьным стрессовыми ситуациями невротизации учащихся.
Список литературы