Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 16:06, реферат
Способность к творчеству проявляется в неизменных стремлениях что-то фантазировать и сочинять, придумывать и шкодничать. Многие родители беспокоятся, а не врушка-ли растет, не развиваются ли при этом качества обманщика и лжеца? Это заблуждение, поэтому в своей работе я поставила поставленная проблема – по возможности разобраться в вопросе о детской фантазии, которая тесно связана с воображением (иногда более того эти термины употребляют как синонимы). Закономерен вопрос что такое детские фантазии и фантазерство, надобно ли их корректировать родителям, педагогам, воспитателям?
Введение.
Ребенок умнеет
"на глазах", постоянно любопытничает,
фантазирует, что-то умозаключает, сравнивает,
обобщает, ищет причины и следствия, стремится
выделить главное, проявляет способность
к творчеству.
Способность к творчеству проявляется
в неизменных стремлениях что-то фантазировать
и сочинять, придумывать и шкодничать.
Многие родители беспокоятся, а не врушка-ли
растет, не развиваются ли при этом качества
обманщика и лжеца? Это заблуждение, поэтому
в своей работе я поставила поставленная
проблема – по возможности разобраться
в вопросе о детской фантазии, которая
тесно связана с воображением (иногда
более того эти термины употребляют как
синонимы). Закономерен вопрос что такое
детские фантазии и фантазерство, надобно
ли их корректировать родителям, педагогам,
воспитателям?
Научится отличать фантазию от реальности
– это одна из наиболее трудных задач,
с которыми сталкивается малыш. Не секрет,
что педагогикой и психологией доказано,
что дети всех возрастов борются (я не
боюсь этого слова) за полную свободу,
выражают свое "Я" (помните "психологическую
пуповину"), резкое и грубое вмешательство
взрослых в мир фантазий принесет только
вред ребенку и родителям, вызовет протестное
поведение, эмоциональные нарушения.
Фантазия – источник творческой духовности
человека. Если бы не было фантазии не
было бы музыки, живописи, литературы,
любви. Позволяя ребенку фантазировать,
мы уходим от стандартов в мышлении, поведении,
выражении эмоций.
Эдда Ле Жан в своей замечательной книге
"Когда ваш ребенок
сводит вас с ума" так определяет
роли фантазий в развитии и жизни ребенка.
"Фантазия помогает
осознать действия ребенка,
понять, что творится
в его душе"[1] .
Одновременно, фантазия
– один из наиболее
важных способов научится,
как вести себя в реальной
жизни. Она наиболее
ослепительно проявляется
в детской ролевой игре.
Изображая маму, папу,
врача, воспитателя
и других людей, ребенок
как бы готовит себя
к будущему, к взрослой
жизни, "примеряет"
на себе взрослые роли.
Проигрывание фантастических
ролей позволяет ребенку
справится с новыми
ситуациями и отношениями
со сверстниками и взрослыми.
Всю жизнь, безусловно,
прорепетировать нельзя,
но игровые фантазии
помогают быть готовыми
к травмирующим событиям,
выработать механизмы
психологической защиты,
преодолеть страхи и
решать самостоятельно
свои проблемы. Огромную
помощь в реализации
детских фантазий оказывает
ребенку игрушки.
И, наконец, фантазия
– источник творчества
в зачаточной форме,
если мы имеем в виду
ребенка дошкольного
возраста. Фантазеры
после взросления изменяют
мир, творят стихи, музыку,
картины, делают невероятные
открытия. Если бы наши
дети делали все только
по образцу, только по
указанию взрослого,
то мы не смогли бы наслаждаться
их сказками, небылицами,
не обычными рисунками.
Все они были бы похожи
приятель на друга.
Приведу пример, когда
родители столкнулись
с динамикой превращения
фантазии в серьезное
нарушение психо-эмоционально
развития.
У 6-летней Даши очень
умные родители, а бабушка
умнее всех сообща взятых.
Дашенька умеет писать,
считать. И вот в этой "образцовой"
семье начинают твориться
странные вещи – Даша
на глазах превращается.
Она прекратила заниматься
музыкой и английским,
познакомилась с девочкой
на 1,5 года младше себя,
а по ночам часто отлучалась
из дома, оставляя записки
содержания примерно
следующего: "Мама
не волнуйся, все в порядке.
Мы уже давнехонько
превратились в пантер.
Даша-пантера…".
А причиной поведения
девочки было то, что
она жила между двух
огней – с одной стороны
бабушка, считавшая,
что она права в деле
воспитания Даши, мать
отстаивала свою точку
зрения. Раздираемая
психика ребенка не
выдерживает двойственный
атаки.
Любимая сказка Даши
– "Маугли", а пантера
Багира – символ независимости
и свободы. Именно поэтому
она отождествляет себя
в своих фантазиях с
этим сильным, гибким
и гордым животным. Маленькая
подружка из неблагополучной
семьи для Даши Маугли,
опекаемое и любимое
ею существо. Им хорошо
сообща и все свои положительные
эмоции Даша-пантера
отдает подружке-Маугли.
Но что-то плохо им обеим
в домашних джунглях,
и они решаются бежать,
бежать от взрослых,
не способных понять
и помочь им, в свой мир
фантазий, где им спокойно
и радостно.
Трудно было маме принять
и понять истинные причины
серьезного эмоционального
расстройства ребенка.
Фантазии до определенного
момента были сигналом
неблагополучия, но
незнание их значения
в процессе эмоционального
развития привело к
серьезным проблемам.
Если мы имеем в виду
младших школьников,
то систематическая
учебная дело помогает
педагогам развить у
детей такую важную
психическую способность,
как фантазерство. Большинство
сведений, сообщаемых
младшим школьникам
учителем и учеником,
имеет форму словесных
описаний, картин и схем.
Школьники каждый раз
должны воссоздать себе
образ деятельности (поведение
героев рассказа, события
прошлого, невиданные
ландшафты, наложение
геометрических фигур
в пространстве и т.д.).
Развитие способности
к этому приходит две
главные стадии. "Первоначально
воссоздаваемые образы
весьма приблизительно
характеризуют реальный
объект, бедны детали"[2] .
Эти образы статичны,
поскольку в них не представлены
изменения и действия
объектов, их взаимосвязи.
Построение таких образов
требует словесного
описания или картины (к
тому же весьма конкретны
по содержанию).
В начале 2 класса, а
потом в 3 классе наблюдается
вторая стадия. Прежде
всего, немаловажно
увеличивается количество
признаков и свойств
в образах. Они приобретают
достаточную полноту
и конкретность, что
происходит в основном
за счет воссоздания
в них элементов действий
и взаимосвязей самих
объектов. Первоклассники
чаще всего представляют
себе лишь начальное
и конечное состояние
какого-либо движущегося
объекта. Ученики 3 класса
с успехом могут представить
и изобразить многие
промежуточные состояния
объекта, как прямо указанные
в тексте, так и подразумеваемые
по характеру самого
движения. Дети могут
воссоздать образы реальности
без непосредственного
их описания или без
особой конкретизации,
без непосредственного
их описания или без
особой конкретизации,
руководствуясь памятью
или общей схемой-графиком.
Так, они могут писать
большое изложение по
рассказу, прослушанному
в самом начале урока,
или решать математические
задачи, условия которые
приведены в виде абстрактной
графической схемы.
Один школьник спросил
писателя Джанни Родари: "Что
надобно сделать и как
работать, чтобы стать
сказочником?".
"Учи как следует
математику", - услышал
он в ответ.
Действительно, вероятность
создавать, что-либо
новое, необычайное,
закладывается в детстве,
через развитие высших
психических функций,
таких, как мышление
и фантазерство. Именно
их развитие надобно
уделить наибольшее
внимательность в воспитании
ребенка от пяти до двенадцати
лет. Этот срок ученые
называют сензитивным,
то есть наиболее благоприятным
для развития образного
мышления и воображения.
Что же такое фантазерство и каковы его виды?
"Воображение
– это присущая
только человеку,
вероятность создания
новых образов
(представлений) путем
переработки предшествующего
опыта"[3] . Как я
уже отмечала, фантазерство
часто называют
фантазией.
Воображение является
высшей психической
функцией и отражает
реальность. Однако
с помощью воображения
осуществляются мысленный
отход за пределы непосредственного
воспринимаемого. Основная
его проблема – представление
ожидаемого результата
до его осуществления.
С помощью воображения
у нас формируется образ
никогда не существовавшего
или не существующего
в в данный момент объекта,
ситуации, условий.
Воображение пятилетнего
ребенка позволяет ему
воспринять, как реальные,
самые фантастические,
сказочные образы и
ситуации. Десятилетние
дети с упоением рассказывают
приятель другу страшные
истории. Причем чем
страшнее, тем лучше.
А чуть позже они уже "хвастаются"
друзьями и родственниками,
попадавшими в такие
ситуации или обладающими
такими качествами,
которые кроме как необыкновенными
и не назовешь. Эти фантазии
нередко вредят таким
детям (например, уникальная
профессия, выдающиеся
способности, чрезвычайная
физическая сила и др.).
Их обвиняют в лжи, стыдят,
дети дразнят их "врунами".
Тем не менее, ребенок
ещё и ещё выдумывает
самые невероятные истории,
чаще со своим личным
участием, которые якобы
происходили на самом
деле.
Что же заставляет ребенка
в ущерб более того своим
собственным интересам
пускаться в эти авантюры?
Ответ однозначный:
только активно действующее
фантазерство.
Воображение характеризуется
активностью, действенностью.
Опережающее отражение
реальности происходит
в воображении в виде
ярких представлений,
образов. Для более полного
представления о видах
и способах воображения
позволю себе использовать
схему:
ВООБРАЖЕНИЕ
(фантазия)
Психологическая функция,
направленная на создание
новых образов
Воображение может быть
воссоздающим (создание
образа предмета по
его описанию) и творческим (создание
новых образов, требующих
отбора материалов,
в соответствии с замыслом).
Создание образов воображения
осуществляется с помощью
нескольких способов.
Как правило, они используются
человеком (а ребенок
особенно) неосознанно.
Первый такой способ
– агглютинация, то
есть "склеивание"
различных, несоединимых
в повседневной жизни
частей. Примером может
служить классический
персонаж сказок человек-зверь
или человек-птица (например,
кентавр или птица Феникс).
Второй способ – гиперболизация.
Это парадоксальное
подъем или уменьшение
предмета или отдельных
его частей. Примером
могут служить следующие
сказочные персонажи:
Карлик Нос и Гулливер.
Третий прославленный
способ создания образов
фантазии – схематизация.
В этом случае отдельные
представления сливаются,
различия сглаживаются.
Отчетливо прорабатываются
основные черты сходства.
Это любой схематический
рисунок.
Четвертым способом
является типизация.
Для этого способа характерно
выделение существенного,
повторяющегося в однородных
в каком-то отношении
фактах и воплощении
их в конкретном образе.
Например, существуют
профессиональные образы
рабочего, врача, инженера
и т.д.
Пятый способ – акцентирование.
В создаваемом образе
какая-то часть, пустяковина
выделяется, особо подчеркивается.
Классическим примером
является шарж, карикатура.
Основой создания любых
образов фантазии является
синтез и аналогия. Аналогия
может быть близкой,
непосредственной и
отдаленной, ступенчатой.
Например, внешний вид
самолета напоминает
парящую птицу. Это близкая
аналогия. Космический
корабль – отдаленная
с морским кораблем.
На использовании синтеза,
аналогий и способов
построения образов
воображения строятся
многочисленные приемы
диагностики воображения
и его развития.
Воссоздающее (репродуктивное)
фантазерство в младшем
школьном возрасте развивается
на всех школьных занятиях
путем формирования
у детей, во-первых, умения
определять и изображать
подразумеваемые состояния
объектов, прямо не указанные
в их описании, но закономерно
из них следующие, во-вторых,
умения понимать условность
некоторых объектов,
их свойств и состояний (например,
данное событие фактически
не случилось, но условно
его можно вообразить "как
если бы" произошедшее,
и тогда столь же условно
можно выяснять его
последствия).
Уже воссоздающее фантазерство
перерабатывает образы
реальности. Дети изменяют
сюжетную линию рассказов,
представляют события
во времени, изображают
ряд объектов в обобщенном,
сжатом виде (этому во
многом способствует
формирование приемов
смыслового запоминания).
Нередко такие изменения
и комбинации образов
носят случайный и неоправданный
характер с точки зрения
цели учебного процесса,
хотя и удовлетворяют
потребности ребенка
в фантазировании, в
проявлении эмоционального
отношения к вещам. В
этих случаях дети отчетливо
сознают чистую условность
своих выдумок. По мере
усвоения сведений об
объектах и условиях
их происхождения многие
новые комбинации образов
приобретают обоснования
и логическую аргументацию.
При этом формируется
умение либо в развернутой
словесной форме, либо
в свернутых интуитивных
соображениях строить
обоснования такого
типа: "Это обязательно
произойдет, если сделать
то-то и то-то". Стремление
младших школьников
указать условия происхождения
и построения каких
либо предметов – важнейшая
психологическая предпосылка
развития у них творческого(
продуктивного ) воображения.
Формированию этой предпосылки
помогают занятия по
труду, на которых дети
осуществляют свои замыслы
по изготовлению каких-либо
предметов. Этому во
многом способствуют
и уроки рисования, требующие
от детей создать проект
изображения, а потом
искать наиболее выразительные
средства его воплощения.
Рассматривая вопрос
о видах воображения,
надобно подчеркнуть,
что характер воображения
зависит от своеобразия
деятельности, выполняемой
человеком, что касается
и детской деятельности.
Творческая дело, направленная
на создание нового,
ранее неизвестного
невозможна без творческого
воображения. Деятельность
не направленная на
создание нового, требует
воссоздания в воображении
человека того, что уже
создано кем-то. Существует
в реальности. Но не
воспринималось ранее
непосредственно. Несмотря
на различия, нельзя
резко лимитировать
приятель от друга творческое
и воссоздающее фантазерство.
В дело воссоздающего
воображения постоянно
включены элементы творчества,
также как творческое
фантазерство опирается
на образы воссоздающего. "В
творчество как дело,
направленная на создание
нового, ещё не существующего,
надобно включается
процесс воображения"[4] .
А ведь совершенно очевидно,
что элементы творчества
закладываются в психологическом
развитии с детских
лет.
Рассматривая вопрос
о развитии воображения,
надобно иметь в виду,
что развивающееся фантазерство
влияет на формирование
личности ребенка, ее
моральных качеств,
способностей. С прочий
стороны, складывающиеся
в процессе развития
свойства личности –
ее характер, способности,
направленность интересов,
включаясь в дело воображения,
влияют на его содержание,
силу и яркость образов.
Именно поэтому представления,
получаемые детьми в
школе, должны быть полными,
яркими, красочными.
На их основе строятся
образы воображения.
Такое словесное рисование,
драматизация, активизируя
дело воображения, способную
его развитию; оно развивается
также в разных видах
деятельности: в труде,
рисовании, лепке, творческих
играх, о чем я уже упоминала.
Воображение – это постоянно
создание нового в результате
переработки прошлого
опыта. Никакая творческая
дело невозможна без
фантазии. "Творчество
– сложный психический
процесс, связанный
с характером, интересами,
способностями личности.
Воображение является
его фокусом, центром"[5] .
Новый продукт, получаемый
личностью, в творчестве
может быть объективно
новым (то есть социально
значимым открытием)
и субъективно новым (то
есть открытием для
себя). У большинства
детей чаще всего мы
видим продукты творчества
второго рода.
Хотя это не исключает
вероятность создания
детьми и объективных
открытий. Развитие
творческого процесса,
в свою очередь, обогащает
фантазерство, расширяет
знания, опыт и интересы
ребенка.
Творческая дело развивает
чувства детей. Осуществляя
процесс творчества,
ребенок испытывает
целую гамму положительных
эмоций, как от процесса
деятельности, так и
от полученного результата.
Творческая дело способствует
более оптимальному
и интенсивному развитию
высших психических
функций, таких, как
память, мышление, восприятие,
внимательность. Последние,
в свою очередь, определяют
успешность учебы ребенка.
Вместе с тем и само
фантазерство значимо
включено в учебный
процесс, поскольку
он на 90% состоит из открытия
нового. Творческая
дело развивает личность
ребенка, помогает ему
усваивать моральные
и нравственные нормы
– различать добро и
зло, сострадание и ненависть,
смелость и трусость
т.д. Создавая произведения
творчества, ребенок
отражает в них свое
понимание актуальный
ценностей, свои личностные
свойства, по-новому
осмысливает их, проникается
их значимостью и глубиной.
Творческая дело развивает
эстетическое чувство
ребенка. Через эту дело
формируется эстетическая
восприимчивость ребенка
к миру, оценка прекрасного.
Все дети, особенно старшие
дошкольники и школьники
младшего и среднего
возраста, любят заниматься
искусством. Они с увлечением
поют и танцуют, лепят
и рисуют, сочиняют музыку
и сказки, занимаются
народными ремеслами
и т.д. Творчество делает
жизнь ребенка богаче,
полнее, радостнее. Дети
способны заниматься
творчеством не только
независимо от места
и времени, но, самое
главное, независимо
от личных комплексов.
Взрослый человек, часто
критически оценивая
свои творческие способности,
стесняется их проявления.
Дети, в отличие от взрослых,
способны искренне проявлять
себя в художественной
самодеятельности. Они
с удовольствием выступают
на сцене, участвуют
в концертах, конкурсах,
выставках и викторинах.
Особое важность творческая
дело имеет для одаренных
и талантливых детей.
Одаренность – это комплекс
способностей, позволяющих
иметь особые достижения
в конкретной области
искусства, науки, профессиональной
и социальной деятельности.
Не многие дети отличаются
ослепительно выраженной
талантливостью и одаренностью.
Для одаренного ребенка
фантазерство выступает
основным характерным
качеством. Ему необходима
постоянная активность
фантазии. Нетривиальные
подходы к решению задач,
оригинальные ассоциации,
необычные ракурсы рассмотрения
проблемы – все это
характерно для талантливого
ребенка и является
результатом воображения.
Одаренность и талант
тесно связаны с опережающим
развитием. Такие дети
отличаются более высокими
результатами по сравнению
со своими сверстниками
и достигают этих результатов
немаловажно легче.
Они отличаются большей
чувствительностью
к окружающему миру.
Кстати, особо высокой
чувствительностью
отдельных психических
функций в конкретные
периоды отличаются
все дети. Такие периоды,
как я уже указывала,
называются "сензитивными".
В эти периоды конкретная
функция (например, речь,
наглядно-действенное
мышление или логическая
память) наиболее восприимчива
к раздражителям внешнего
мира, легко поддается
тренировке и интенсивно
развиваются. Такие
периоды выделены в
психологии для всех
функций. В эти периоды
все дети проявляют
особые достижения в
результатах, строящихся
на соответствующих
функциях. Для обычного
ребенка на один возраст
падает сензитивный
срок для одно-двух функций.
Талантливый ребенок
показывает "сензитивность"
сразу многих функций.
Одаренные дети требуют
особого внимания. Однако
это не исключает необходимости
развивать фантазерство
и творческую дело у
всех, без исключения,
детей. Рограммы эстетического
воспитания должны учитывать
сензитивные периоды.
Таким образом, можно
высказать, что фантазерство
является концентрированным
выражением мышления,
в сочетании с талантливостью
особенно.
При всем при этом, "фантазия
ребенка на первой стадии
развития творческого
мышления ещё очень
ограничена. Ребенок
мыслит ещё слишком
реалистично и не может
оторваться от привычных
образов, способов использования
вещей, наиболее вероятных
цепочек событий"[6] .
К примеру, если ребенку-дошкольнику
рассказать сказку о
докторе, который, уходя
к больному, попросил
чернильницу посторожить
свой жилье, то ребенок
с этим соглашается,
так как в сказке вещь
может исполнять разные
функции. Однако ребенок
начинает активно противоречить,
если ему высказать,
что когда пришли разбойники,
то чернильница залаяла.
Это не соотносится
с реальными свойствами
чернильницы. Чаще все
дети предлагают другие,
более реалистичные
способы воздействия
чернильницы на разбойников:
разбрызгивание чернил,
удар чернильницей по
голове и т.п.
Таким образом, одним
из направлений развития
творчества на этапе
наглядно-действенного
мышления является выход
за рамки привычных
мыслительных стереотипов.
Это качество творческого
мышления называют оригинальностью,
и оно зависит от умения
мысленно связывать
далекие, не связываемые
обычно в жизни, образы
предметов.
Можно назвать несколько
психологических качеств,
лежащих в основе воображения,
фантазирования и творческого
мышления:
четкое и ясное представление
образов и предметов;
хорошая зрительная
и слуховая память, позволяющая
длительное пора удерживать
в сознании образ-представление;
способность мысленно
сопоставлять два и
более предмета и сравнивать
их по цвету, форме, размеру
и количеству деталей;
способность комбинировать
части разных объектов
и создавать объекты
с новыми свойствами.
Воображение, талантливость
тесно связаны с интересами.
Интерес можно определить
как эмоциональное проявление
познавательной потребности.
Он выражает в направленности
человека на определенную
дело, имеющую особое
важность для личности.
Началом формирования
интереса является эмоциональная
привлекательность
объекта окружающей
реальности.
Интересы имеют большое
важность в жизни человека.
Поскольку интересы
проявляются в положительных
эмоциях человека, то
они вызывают чувство
удовлетворенности
от работы. Они позволяют
легко сосредотачивать
внимательность на определенном
виде деятельности.
И.П.Павлов рассматривал
интерес как-то, что
активизирует состояние
коры головного мозга.
Общеизвестно, что любой
учебный процесс идет
тем успешнее, чем больше
интерес к учебе у ученика.
Для развития ребенка,
развития его воображения
и талантливости очень
важно формирование
многих интересов. Следует
отметить, что для дошкольника
и школьника вообще
характерно познавательное
отношение к миру.
Ему "интересно все".
Такая любопытствующая
направленность имеет
объективную целесообразность.
Интерес ко всему расширяет
актуальный опыт ребенка,
знакомит его с разными
деятельностями, активизирует
его различные способности.
Однако реально узнать,
увидеть, "потребовать
все" не под силу ребенку,
и в этом месте на помощь
приходит фантазия.
Фантазирование немаловажно
обогащает опыт ребенка,
вводит его в воображаемой
форме в ситуации и сфере,
не встречаемые им в
реальной жизни. Это
провоцирует у него
появления принципиально
новых интересов. С помощью
фантазии ребенок попадает
в такие ситуации и пробует
такие деятельности,
какие в реальной реальности
ему не доступны. Это
дает ему добавочный
опыт и знания в житейской
и профессиональной
сфере, в научной и нравственной,
определяет для него
значимость того или
иного объекта жизни.
В конечном итоге формирует
у него многообразные
интересы.
В наиболее яркой форме
фантазия сливается
с интересами в игре.
Именно поэтому многие
методики, направленные
на развитие интересов,
строятся на принципе
фантазирования в игровой
реальности. Фантазия
не только развивает
интересы вширь, обеспечивая
их разносторонность,
но и углубляет уже сформировавшийся
интерес. Используя
методические приемы,
можно немаловажно улучшить
успехи ребенка в интересующей
его деятельности.
Для примера возьмем
игровую дело – игра "Архимед".
Эта игра, основанная
на активной работе
фантазии, является
прекрасным средством
стимулирования интересов
к учебной деятельности.
Ее можно использовать
для детей, начиная с 10-летнего
возраста.
Как понятно, Архимед
воскликнул "Эврика!",
когда ему в голову пришло
решение сложной задачи,
задачи, казалось, не
решаемой. Дети становятся
Архимедами и решают
нерешенную задачу.
Им предлагается ряд
проблем, для решения
которых дети должны
вручить как можно больше
идей. После того, как
ребенок "решит"
одну проблему, ему предлагается
поискать другое решение.
Так продолжается до
тех пор, пока он не "иссякнет".
Те проблемы, которые
ему не хочется решать,
пусть не решает. А проблемы,
по которым получено
наибольшее количество
решений, указывают
на сформированную у
ребенка сферу интересов.
В возрасте от пяти до
шести лет ребенок много
может и умеет. В пять
лет, уже заложен фундамент
интеллекта. "К пяти
годам уже может быть
оценить характер малыша
и индивидуальность,
способность к творчеству,
которая в расцвете"[7] .
Поэтому малыш "творит"
не уставая, чуть проснувшись,
целый день без передышки,
пытаясь превратить
фантазию в реальность.
В пять лет у ребенка
настолько развиты фантазия
и вымысел, что позавидовал
ему бы более того Андерсен.
И только после пяти
лет, а точнее пяти с
половиной, когда на
смену правополушарному (творческому)
мышлению приходит левополушарное (логическое)
мышление у всех детей,
кроме левшей, в связи
с тем, что ребенок осознал
себя как личность, и
это может выказать
словами, владея почти
в совершенстве речью,
способность к творчеству
видно угасает, у некоторых
малышей совсем.
Малыш становится обдуманно
самостоятельным. Он
выполняет требования
родителей и взрослых,
сам предъявляет требования
к себе и к другим людям.
Развитая способность
воображения, типичная
для детей младшего
возраста, постепенно
теряет свою активность
по мере увеличения
возраста. Вместе с тем
теряется живость и
свежесть впечатлений,
оригинальность ассоциаций,
остроумие сравнений
и многое другое. "Таким
образом, очевидно, что
фантазерство тесно
связано с личностью,
ее развитием"[8] .
Как я уже отмечала,
фантазерство обогащает
интересы и личный опыт
ребенка, через стимулирование
эмоций формирует сознание
нравственных норм.
Все это составляющие
личности.
Личность ребенка формируется
постоянно под влиянием
всех обстоятельств
жизни. Однако есть особая
сфера жизни ребенка,
которая обеспечивает
специфические возможности
для личностного развития
– это игра. Основной
психической функцией,
обеспечивающей игру,
является именно фантазерство,
фантазия.
Воображая игровые ситуации
и развития их, ребенок
формирует у себя целый
ряд личностных свойств,
такие, как справедливость,
смелость, честность,
чувство юмора. Через
работу воображения
происходит компенсация
недостаточных пока
ещё реальных возможностей
ребенка преодолевать
жизненные трудности,
конфликты, решать проблемы
социального взаимодействия.
Занимаясь творчеством (для
чего также первоочередным
является воображение)
ребенок формирует у
себя такое качество,
как одухотворенность.
При одухотворенности
фантазерство включено
во всю познавательную
дело, сопровождаясь
особо положительными
эмоциями. Богатая работа
воображения часто связана
с развитием такой важной
личностной черты, как
оптимизм.
В подростковом возрасте,
когда личное развитие
становится доминирующим,
особое важность приобретает
такая форма воображения,
как мечта – образ желаемого
будущего. "Рассматривая
вопрос о мечте, надо,
опираясь на анализ
живых предметов, узнать
роль реальной жизненной
мечты в практической
деятельности человека
… в создании мечты
проявляется направленность
личности – ее идеалы,
потребности, интересы"[9] .
Подросток мечтает о
том, что доставляет
ему радость, что удовлетворяет
его самые сокровенные
желания и потребности.
В мечтах подросток
строит желаемую программу
жизни, в которой не
редко определяются
ее основной смысл. Часто
мечты бывают нереальными,
то есть, определено
только содержание,
поставленная проблема,
но не путь ее достижения.
Однако на этапе подросткового
возраста это все равно
имеет позитивный характер,
так как позволяет подростку
в воображенном плане "перебрать"
разные варианты будущего.
В мечте заложено активное
начало для развития
личности подростка.
Воображение значимо
в личном плане и для
взрослого. Люди во взрослом
возрасте, которые хранили
яркое фантазерство,
отличаются талантливостью,
их часто называют богато
одаренными личностям.
С помощью воображения
ребенок не только осваивает
новый опят, прогнозирует
свою жизнь, но и формирует
представление о себе
как личности, причем
не только на в данный
момент, но и на будущее.
Воображаемый образ
может быть выражен
в рисунке, отражающем
в этом случае, доминирующем
черты личности.
Развивающееся фантазерство
влияет на формирование
личности ребенка, ее
моральных качеств,
способностей. С прочий
стороны, складывающиеся
в процесс развития
свойств личности –
ее характер, способности,
направленность интересов,
силу и яркость образов.
Знания, получаемые
детьми в школе, влияют
на развитие их воображения,
о чем я уже упоминала
выше.
"Ребенок – это ещё
не зрелое существо,
но он – становящаяся
личность, индивидуальность,
имеющая свои особые
потребности, склонности
и интересы, свои сильно
переживаемые отношения
с взрослыми и другими
детьми, свою богатую
эмоциональную жизнь.
При оценке его качества
и возможностей взрослых
– воспитатели не должны
терять из виду ни одной
грани пусть ещё не развернувшейся,
но уже многосторонней
и сообща с тем целостной
личности ребенка"[10] .
Е.А.Аркин – необыкновенный
врач и отличный педагог
утверждал, что ребенок
не "маленький взрослый",
но, подобно взрослому,
он уже обладает своей
индивидуальностью
и своими запросами.
Искусство воспитателя
требует всестороннего
учета особенностей
детской личности.
Ефим Аронович выделяет
такую характерную черту
дошкольников, как активность
и самостоятельность.
Сопровождение своих
предметных действий
и эмоциональных реакций
высказываниями, словесная
оценка своих и чужих
поступков служат ребенку
средством обобщения
своего опыта, а сообща
с тем самоутверждения
и приобретения относительной
независимости от окружающих.
Но если у ребенка слабо
развито фантазерство,
бедна практическая
и игровая дело, если
взрослые многословными
объяснениями заменяют
ему предметное манипулирование,
его речь превращается
в "источник подавления
независимости и увеличения
подчиненности ребенка
воле и руководству
старших…".
Не надо путать характер
личности с темпераментом. "Характер
– это то, что можно
нам приобрести в процессе
жизни. Он создается
воспитанием и культивируется
им. А темперамент Вы
не создадите. Малыш
рождается с ним, старик
умирает"[11] .
Волшебство ребенка
– в его неповторимости,
в неподражаемом отличии
от всех. Любой ребенок
– это тайна и загадка,
а темперамент придает
ему особый колорит
и свойственный ему
лишь ореол. В основе
темперамента лежат
обычно нервные процессы,
особенности высшей
нервной деятельности
ребенка. Мозг управляет
поведением детей. Однако
функции его у всех нас
почти одинаковы, но
протекают они в большинстве
своем по-разному. Неповторимость
малыша как личности
зависит от фундаментальных
свойств нервных процессов,
таких, как возбуждение
и торможение.
Исходя из этого, можно
выделить четыре типа
высшей нервной деятельности
ребенка.
1 тип – сильный, уравновешенный,
подвижный – сангвинистический
темперамент (сангвиник).
Такой малыш обычно
знает себе цену. Он
жизнелюб и любит, чтобы
жизнь около него била
ключом. Сангвиники
легко включаются в
любую дело и вступают
в контакты. Такой малыш
– источник оптимизма.
Данной личности обычно
суждено стать лидером
среди других.
II тип – сильный, уравновешенный,
инертный – флегматичный
темперамент (флегматик).
Такой ребенок – это
не спешащий не куда "копуша",
все делящий "в час
по чайной ложке".
Малыш–флегматик не
выносит спешки. В среде
детей он отличается
спокойствием.
Флегматике делает все
обстоятельно, монументально,
упорно покоряя поставленная
проблема и преодолевая
препятствия. Свои решения
он не меняет, а если
надо отстоять их, то
проявляет максимум
упорства. Малыш-флегматик
постоянно сдержан,
снаружи кажется малоэмоциональным.
Однако чувства его
глубоки и постоянны.
Если он находит друга (что
часто для флегматика
трудно), то будет верен
ему в любой экстремальной
ситуации.
III тип – сильный, неуравновешенный,
с преобладанием возбуждения
– холерический темперамент
(холерик).
Пожалуй, тот самый темперамент
– один из самых ярких
темпераментов, обычно
приносящий маме с папой
бесконечные хлопоты.
Подвижен, заводится
с пол оборота, "загорается"
как спичка. Его энергия
и фантазерство неиссякаемы.
Малыщ-холерик проторанит
все преграды. Он по
натуре командир и все
пора конфликтует со
своими сверстниками,
хотя существовать без
них не может.
IV тип – слабый – меланхолический
темперамент (меланхолик).
Не все ученый согласны
до сих пор, что есть
вообще на свете тот
самый темперамент,
так как он просто показатель
слабости ребенка. А
темперамент нужен для
того, чтобы выжить.
Поэтому не стоит путать
темперамент с меланхолическим
характером.
Меланхолик очень раним
и болезненно реагирует
более того на повышенный
звук. Застенчив, робок
и нерешителен в своих
действиях, почти не
верит в свои силы.
Все меланхоликам невероятно
трудно адаптироваться
к детским коллективам.
Зато в привычной для
них обстановке меланхолики
способны достичь того,
что редко удается и
сангвинику.
Практически навряд
ли можно найти ребенка "чистого
флегматика, холерика,
сангвиника и меланхолика,
чтобы он идеально соответствовал
стандартам. Чистых
темпераментов в природе
нет. Природа наградила
каждую личность собственным
лицом. И от того различны
наши дети.
Я уже проводила мысль
о том, что дело воссоздающего
воображения постоянно
включены элементы творчества,
так как творческое
фантазерство малыша
опирается на образы
воссоздающего. В творчество
как дело, направленный
на создание нового,
ещё не существующего,
надобно включается
процесс воображения.
Без воображения, невозможно
появление замысла и
его осуществление.
Особенно велика роль
воображения в состоянии
вдохновения. "Вдохновение
как кульминационный
момент творческого
процесса характеризуется
наивысшим напряжением
всех духовных и физических
сил личности, эмоциональным
подъемом, ясностью
мысли, сосредоточенностью
внутреннего внимания,
яркостью и особенной
силой воображения.
В состоянии вдохновение
ребенок решает задачу,
стоящую перед ним легче,
ярче, полнее. Решение
творческой задачи,
стоящей перед учащимся,
более того в состоянии
вдохновения, подготовлено
длительной предшествующей
работе мысли, глубиной
переживаний, в которых
рождается проект и
выделяются пути его
выражения, наблюдением,
накоплением и обобщением
фактов.
В зависимости от поставленной
задачи ребенок анализирует
и отбирает необходимые
представления и их
элементы, преобразует
их и соединяет, синтезирует
в новые образы. Этот
синтез может быть осуществлен
приемами агглютинации,
акцентирования, типизации
и др. вот почему сила
и яркость воображения
во многом зависит не
только от полноты и
богатства имеющихся
представлений у ребенка,
но и от оригинальности
и своеобразия комбинаций
в процессе воображения
во пора периода вдохновения.
Воображение тесно связано
с эмоциями. Активная
работа фантазии вызывает
богатую эмоциональную
картину состояния детей.
Общеизвестно, как дети
воспринимают сказки.
Они переполнены эмоциями,
по силе не уступающими
эмоциональной картине
взрослых в самые значимые
моменты жизни. А детская
игра? Она просто теряет
смысл для ребенка, если
у нее отсутствует ослепительный
возбудимый фон и, одновременно,
игра целиком движется
на активной деятельности
воображения. Связь
воображения и эмоций
проявляется и у взрослых.
Если мы хоть раз в жизни
получали высокое эмоциональное
удовлетворение от мечты.
Человек мечтает о том,
что привлекает, доставляет
радость, удовлетворяет
самые сокровенные желания
и потребности. А ведь
мечта, как образ желаемого
будущего, - классическая
форма воображения.
Воображения и чувства (эмоции)
в жизни ребенка не разделимы.
Влияние чувства на
фантазерство и обратно
давнехонько было замечено
учеными. Еще в XIX веке
французский психолог
Т. Рибо выяснил, что
все форсы творческого
воображения заключают
в себе сильные эмоциональные
моменты. Л.С.Выготский
вывел "закон общего
эмоционального знака",
суть которого выразил
словами: "… всякое
чувство, каждая эмоция
стремится воплотить
в образы, соответствующие
этому чувству"…
Эмоция как бы собирает
впечатления, мысли
и образы, созвучные
настроению человека.
Таким образом, богатая
эмоциональная жизнь
стимулирует развитие
воображения.
Второй закон выведенный
Л.С.Выготским, называется "законом
эмоциональной реальности
воображения". Он
говорил о том, что "всякие
посторонние фантазии
влияет на наши чувства,
и если по построение
и не соответствует
само по себе реальности,
реально переживаемым,
захватывающим человека
чувством". С проявлением
обоих законов связаны
многие "странности"
в поведении детей. Известно,
как дети любят сочинять
и рассказывать различные "страшилки".
Нередко это кончается
настоящим испугом детей
от собственных рассказов,
сюжет и герой которого
превратились для ребенка
в фантастическую реальность.
Срабатывает закон эмоциональной
реальности воображения.
Именно этому закону
мы обязаны многочисленными
конфликтами, которыми
нередко заканчиваются
игры детей. Сильные
эмоции, сопровождающие
игру, и рождение образами
фантазии придают статус
реальности этим образам.
Ребенок отождествляет
воображаемую роль и
сюжет с реально личностью
своего приятеля.
На эмоциональное поведение
детей младшего дошкольного
возраста влияют их
актуальный опыт и возрастные
особенности. Например,
при систематическом
проведение музыкальных
занятий у детей появляется
предпочтение к определенным
песням, пляскам. После
чтения сказки дети
сопереживают с любимым
героем. Большую радость
им доставляет вероятность
что-то слепить, нарисовать,
когда появляется изобразительное
умение. Иначе говоря
с опытом становится
устойчивее и разнообразнее
эстетические эмоции.
Уже на третьем году
богаче становится формы
выражения эмоции: мимика,
жесты, интонации, которые
дети часто копируют
у взрослых. Это можно
наблюдать в группе,
где доверительны отношения
детей к педагогу, где
правильно организована
их жизнь, нешумная обстановка.
В противном случае
дети привыкают повышать
звук, изрекать громко,
но монотонно, на лице
у них как бы застывает
выражение капризного
недовольства.
Воспитание культуры
чувств выражается в
заботе педагогами о
том, чтобы чувства детей
были адекватны обстановке,
вытекали из правильной
ее оценки. Звонкий смех
у ребенка вызывает
непривычная, с позиции
его опыта, ситуация,
например заводной поросенок,
играющий на скрипке,
или солнечный зайчик,
ошибающийся в отгадывании
названий мебели. Однако
в ряде случаев взрослому
надобно самому создавать
у ребенка соответствующий
возбудимый настрой,
объяснять суть явления,
что не в малой степени
способствует развитию
у малыша воображения
во пора эмоционального
подъема.
Поведение ребенка младшего
возраста, его фантазерство
импульсивно, то есть
складывается под влиянием
его чувств, желаний,
настроения. Следовательно,
надобно обратить особое
внимательность на развитие
у детей таких чувств,
которые побуждали бы
их поступать в соответствии
с правилами, указаниями
взрослых и с учетом
нужд сверстников.
Под влиянием возрастающей
практической самостоятельности,
развития воображения
малыш начинает осознавать
свое "Я" и хочет
быть похожим на взрослых.
При излишней опеке,
несвоевременном усложнении
воспитательных подходов
может предстать "кризис
поведения", сопровождающийся
проявлением негативизма,
упрямства, капризами,
что крайне не желательно.
Итак, из выше сказанного
можно сделать следующий
вывод: используя богатство
эмоциональных состояний
ребенка, можно успешно
развивать его фантазерство
и, наоборот, целенаправленно
организуя его фантазия,
можно формировать у
ребенка культуру чувств.
Любая эмоция имеет
внешнее выражение.
Малыш уже имеет свое
представление о внешних
признаках того или
иного чувства. Именно
правильно распознать
состояние ребенка по
выраженности чувств
позволяет ему лучше
ориентироваться в окружающей
обстановке, способствует
развитию воображения.
Заключение.
В
своей работе я
осветила самые общие
аспекты развития
воображения детей.
Не подлежит сомнению
то, что эта функция
играет важную роль
в общем развитии
ребенка, в становлении
его личности, в
формировании жизненного
опыта. В силу этого
необходима постоянная
работа по развитию
воображения детей
дошкольного и
младшего школьного
возраста, одновременно
используя его
для оптимизации
учебной деятельности.
Решая любую мысленную
задачу, ребенок использует
какую-то информацию.
Однако бывают ситуации,
когда имеющейся информации
недостаточно для однозначного
решения. Это так называемые
задачи большой степени
неопределенности. Мышление
в этом случае почти
бессильно без активной
работы воображения.
Воображение обеспечивает
познание, когда неопределенность
ситуации весьма велика.
Это общее важность
функции воображения
и у детей, и у взрослых.
При детальном знакомстве
с сведениям вопросом
становится понятным,
почему так интенсивна
функция воображения
у детей от дошкольного
до подросткового возраста.
Их собственный опыт
и вероятность объективно
оценить окружающий
мир, недостаточны. "Поле
неопределенности"
в восприятии жизни
так приподнято, что
решать постоянно возникающие
перед ним проблемы
ребенок может только
с привлечением воображения,
фантазии. Последние
заменяют им недостаток
знаний и опыта и помогают
относительно уверенно
чувствовать себя в
сложном и изменчивом
мире.
В процессе восприятия
ребенок постоянно обогащается
впечатлениями о предметах,
явлениях и связях между
ними. Но так как актуальный "багаж"
ребенка очень мал и
вероятность оценки "Что
я вижу?" ограничена,
в его психике происходит
постоянное перекомбинирование
впечатлений. Возникает
множество сочетаний,
рождаются новые связи
между явлениями и предметами.
Фантазия, как и другие
психические функции,
претерпевают изменения
с возрастом ребенка.
Младший дошкольник,
у которого только начинает
развиваться фантазерство,
отличается пассивной
формой. Он с большим
интересом слушает сказки
и потом представляет
их образы как реально
существующие явления.
То есть фантазерство,
некритически компенсирует
недостаток жизненного
опыта и практического
мышления имплантированием
описанных сказочных
образов в реальную
жизнь ребенка. Именно
поэтому он легко верит
в то, что наряженный
актер – это настоящий
Дед Мороз или Баба Яга,
боится злого волшебника
или волка на экране
телевизора, плачет
от жалости к Дюймовочке,
слушая сказку.
Старший дошкольный
и младший школьный
возраст характеризуется
активизацией функции
воображения. Вначале
воссоздающего (позволяющего
в более раннем возрасте
представлять сказочные
образы), а потом и творческого (благодаря
которому создается
принципиально новый
образ). Младшие школьники
большую часть своей
активной деятельности
осуществляют с помощью
воображения.
Когда в процессе учебы
дети сталкиваются с
необходимостью осознать
абстрактный материал
и им требуется аналогии,
опоры при общем недостатке
жизненного опыта, на
помощь ребенку тоже
приходит фантазерство.
Таким образом, важность
функции воображения
в психическом развитие
велико. Однако фантазия,
как и любая форма психического
отражения, должна иметь
позитивное направление
развития. Она должна
способствовать лучшему
познанию окружающего
мира, самораскрытию
и самосовершенствованию
личности, а не перерастать
в пассивную мечтательность,
замену реальной жизни
грезами.
Для выполнения этой
задачи воспитателям
и родителям надобно
помогать ребенку использовать
свои возможности воображения
в направлении прогрессивного
саморазвития.
Список литературы
Аркин
Е.А. Ребенок в
дошкольные годы. Под
ред. А.В.Запорожца
и В.В.Давыдова. М., "Просвещение",
1967. 445с. с ил.
Баркан А.И. Плохие привычки
хороших детей. Учимся
понимать своего ребенка.
М.: "Дрофа-плюс", 2003. 352с.:
ил. + вкл. 8с. –(психология
для всех и для каждого).
Возрастная и педагогическая
психология. Учеб. пособие
для студентов пед. пн-тов.
Под ред. проф. А.В.Петровского.
М., "Просвещение", 1973. 288с.
с ил.
Воспитание и развитие
детей раннего возраста:
Пособие для воспитателя
дет.сада. (В.В.Гербова,
В.Г.Казакова, И.М.Конова
и др. Под ред. Г.М.Ляминой.
М.: "Просвещение", 1981. 224с.,
ил.
Панибратнева З.М. Методика
преподавания психологии.
Под ред. д-ра психол.
наук проф. А.А.Люблинской.
М. "Просвещение", 1971, 152с.
Кряжева Л.Н. Развитие
эмоционального мира
детей. Популярное пособие
для родителей и педагогов.
Ярославль: Академия
развития, 1996. 208с., ил.
Симановский А.Э. Развитие
творческого мышления
детей. Популярное пособие
для родителей и педагогов.
Ярославль: Академия
развития, 1996. 192с., ил.
Субботина Л.Ю. Развитие
воображения детей.
Популярное пособие
для родителей и педагогов.
Ярославль: Академия
развития, 1996. 240с., ил.
[1] Кряжева Н.Л. Развитие
эмоционально мира у
детей. Популярное пособие
для родителей и педагогов.
– Ярославль: Академия
развития, 1996.-208 с., с24
[2] Возрастная и педагогическая
психология. Учеб. пособие
для студентов пед. институтов.
под ред. проф. А.В.Петровского.
М., 1973. 288с. с.89
[3] Субботина Л.Ю. Развитие
воображения у детей.
Популярное пособие
родителей и педагогов.
– Ярославль: Академия
развития, 1996. – 240с.,
с.7
[4] Панибратцева З.М.
Методика преподавания
психологии. Под ред.
д-ра психол наук проф.
А.А. Люблинской. М. "Просвещение",
1971. с.83.
[5] Субботина Л.Ю. Развитие
воображения детей.
Популярное пособие
для родителей и педагогов.
– Ярославль: Академия
развития, 1996., с.135
[6] Симановский А.Е. Развитие
творческого мышления
детей. Популярное пособие
для родителей и педагогов.
– Ярославль: Академия
развития, 1996., 192с., с.17
[7] Баркан А.И. Плохие
привычки хороших детей.
Учимся понимать своего
ребенка. – М.:ДРОФА-ПЛЮС, 2003. -352с.,
с27
[8] Субботина Л.Ю. Развитие
воображения детей.
Популярное пособие
для родителей и педагогов.
– Ярославль: Академия
развития, 1996. -240с., с.169
[9] Панибратцева З.М.
Методика преподавания
психологии. Под ред.
д-ра психол. наук проф.
А.А. Люблинской. М. "Просвещение",
1971, с.83-84
[10] Аркин Е.А. Ребенок
в дошкольные годы. Под
ред. А.В.Запорожца и
В.В.Давыдова .М., "Просвещение", 1967.
445с., с.9-10
[11] Баркан А.И. Плохие
привычки хороших детей.
Учимся понимать своего
ребенка. –М.: ДРОФА-ПЛЮС, 2003. -352с.,
с.177