Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 19:23, реферат
Проблема повышенной умственной активности, особенно в ее наиболее ярком проявлении - гениальности, тысячелетиями привлекала большое внимание. Литература, посвященная гениальности и гениям, почти неисчислима. Но в подавляющем большинстве случаев гениальность понималась как нечто иррациональное, не поддающееся, ни объяснению, ни анализу, нечто совершенно непостижимое.
Введение ……………………………………………………………………………………………………2
Глава 1. Понятие одаренности ……………………................................................3
Глава 2. Понятие гениальности ……………………..………………………………………….4
Глава 3. Предпосылки гениальности по В.П. Эфроимсону …………..……………..6
Заключение…………………………….....................................................................10
Список литературы………………………………………………………………………………….…11
Оглавление:
Введение ………………………………………………………………………………
Глава 1. Понятие одаренности ……………………......................
Глава 2. Понятие гениальности ……………………..………………………………………….4
Глава 3. Предпосылки гениальности по В.П. Эфроимсону …………..……………..6
Заключение…………………………….........
Список литературы……………………………………………………
Введение
Проблема повышенной умственной активности, особенно в ее наиболее ярком проявлении - гениальности, тысячелетиями привлекала большое внимание. Литература, посвященная гениальности и гениям, почти неисчислима. Но в подавляющем большинстве случаев гениальность понималась как нечто иррациональное, не поддающееся, ни объяснению, ни анализу, нечто совершенно непостижимое. Рассмотрение накопленного гигантского фактического материала позволяет понять очень многие компоненты гениальности, не только подтвердить само собой разумеющийся вклад социальных факторов в развитие и реализацию гения, но и выявить огромную роль ряда биологических факторов в появлении потенциального гения.
Глава 1. Понятие одаренности.
«Великие люди не отделяются от обыкновенных людей непроходимой пропастью, а лишь обнаруживают особенно сильное развитие отдельных качеств, в меньшей степени присущих другим людям»
Вильгельм Оствальд
Одаренность является следующим уровнем развития способностей. Одаренностью называют своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. От одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. (А.Г. Маклаков)
Общая одаренность - интегральный уровень развития специальных способностей, который связан с их развитием, но достаточно от них независим. (Ф. Гальтон)
Общая одаренность - уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. Общая одаренность является основой развития специальных способностей, но сама представляет собой независимый от них фактор. (В. Н. Дружинин)
Впервые предположение о существовании общей одаренности выдвинул в середине XIX в. английский ученый Ф. Гальтон.
Специальная одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, создающее возможность успеха в деятельности;
а общая одаренность - это одаренность к широкому кругу деятельностей или качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит успешность различных деятельностей.
Существует определенная возрастная последовательность проявления одаренности в разных областях. Особенно рано может проявиться одаренность к музыке, затем - к рисованию; вообще одаренность к искусству выступает раньше, чем к наукам. Общеинтеллектуальная одаренность может выступить в необычно высоком уровне умственного развития и в качественном своеобразии умственной деятельности.
Одаренность человека, как и отдельные его способности, не бывает дана от природы в готовом виде. Врожденные задатки способностей - только одно из условий очень сложного процесса формирования индивидуально-психологических особенностей, в огромной степени зависящих от окружающей среды, от характера деятельности.
О признаках одаренности нельзя судить лишь на основании результатов стандартизованных испытаний (по тестам).
Одаренность может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения той или иной содержательной деятельности. При этом ранние проявления одаренности еще не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одаренности.
Глава 2. Понятие гениальности.
«Гений – это на 99 процентов труд до изнеможения и на один процент игра воображения».
Томас Эдисон
«Изучение биографий и патографий гениев всех времен и народов приводит к неумолимому выводу: гениями рождаются».
В.П. Эфроимсон
Гениальность - (лат. genius - дух) - высший уровень развития у человека каких-либо способностей, делающий его выдающейся личностью в соответствующей области или сфере деятельности.
Гениальность — предельно допустимая демонстрация творческого потенциала личности. Гениальность традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых «шедеврами». Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу.
Гениальность - культурное явление человеческой природы. Наивысшая – в отличие от таланта – степень проявления творческих возможностей личности.
Термин "гениальность" употребляется как для обозначения способности человека к творчеству, так и для оценки результатов его деятельности, предполагая врожденную способность к продуктивной деятельности в той или иной области; гений, в отличие от таланта, представляет собой не просто высшую степень одаренности, а связан с созданием качественно новых творений. Деятельность гения реализуется в определенном историческом контексте жизни человеческого общества, из которой гений черпает материал для своего творчества.
Четко разграничивает гении и таланты формула: "Гений делает то, что должен, талант - то, что может". Формула подразумевает подвластность гения той задаче, которую ставит перед ним его внутренняя сущность, его подчиненность своему творчеству, неизбежность напряжения им всех своих сил для достижения поставленной цели, для решения поставленной задачи.
Гении и замечательные таланты почти всегда появлялись вспышками, группами, но именно в те периоды, когда им представлялись оптимальные возможности для развития и реализации.
Как правило, гений творит значительно продуктивнее и быстрее своих ровесников, достигающих официального признания в той же самой сфере занятий. Со времён эпохи Возрождения укоренилось общее представление о гениальности как особом роде вдохновения, побуждающего к новаторству в ремесле. С тех пор существует мнение, что гениальность требует универсальных интересов незаурядной личности.
Однако существует колоссальный разрыв между гениями потенциальными, генетическими, и гениями признанными, реализовавшими свой потенциал.
Частота зарождения потенциальных гениев и талантов почти одинакова у всех народностей и народов;
Частота зарождения потенциальных гениев и замечательных талантов определяется цифрой порядка 1:2000 - 1:10 000. Частота потенциально развившихся гениев, получивших высокую оценку, исчисляется цифрами порядка 1:1 000 000. Частота же гениев, реализовавшихся до уровня признания их творений или деяний гениальными, исчисляется цифрой 1:10 000 000. Иными словами, В.П. Эфроимсон подсчитал, что гении рождаются один на 10 тысяч, а становятся ими один на 10 миллионов родившихся. Условия среды и воспитания здесь оказывают самое различное влияние: подавляют либо помогают гению раскрыться. «Изучение биографий и патографий гениев всех времен и народов приводит к неумолимому выводу: гениями рождаются. Однако только ничтожно малая доля народившихся потенциальных гениев в гениев развивается. И из подлинных, несомненных гениев лишь ничтожная доля реализуется... Зарождение потенциального гения прежде всего проблема биологическая. Развитие гения - проблема биосоциальная. Реализация гения - проблема социобиологическая».
Гении нередко долго не находят ту область, в которой они наиболее одарены. Мольер, весьма посредственный драматург и драматический артист, сравнительно поздно становится автором гениальных комедий и переходит на комические роли. Неплохим примером того, как человек именно методом проб и ошибок добирается до своего истинного призвания, может послужить Жан Жак Руссо. Образованнейший, начитаннейший, болезненно самолюбивый, без малого помешанный на справедливости, он десятилетие с лишним пишет оперы, пишет и стихи, причем все это на хорошем профессиональном уровне (хотя, кажется, его оперы ни при нем, ни посмертно никогда не ставились). К своим неудачам на музыкальном поприще он относился серьезно, даже трагически, и только в зрелости он, наконец, пишет то, что делает его имя бессмертным, а влияние - огромным. Г.Х. Андерсен пробует множество ложных путей, прежде чем становится величайшим сказочником.
Все это только частные иллюстрации свойственной гениям способности к экстремальной самомобилизации, исключительной творческой целеустремленности, которая у многих, по IQ вероятно, не менее одаренных, расходуется на добывание мелких благ, карьерных достижений, престижности, почестей, денег, удовлетворения инстинкта господства или просто распыляется на бессмысленные трудности либо соблазны, которыми жизнь всегда была достаточно богата.
В XX веке феномен гениальности становится предметом множества социологических и физиологических исследований. Наиболее известны проявления гениальности в научном и художественном творчестве. В большинстве случаев гениальность музыкантов основана на врождённых и приобретённых свойствах организма, недоступных другим представителям данной сферы деятельности.
В современный период при умалении фактора универсализма атрибутом гениальности признаётся способность исключительной личности воспринимать, отслеживать и обрабатывать огромное количество информации. Повсеместно обязательным рабочим навыком современного гения обнаруживается способность отличать полезное сообщение от информационного мусора.
Несмотря на имеющийся прогресс в педагогике и генетике, современная наука не владеет методами воспроизводства гениальности как трудового навыка или воспроизводимой характеристики субъекта.
Глава 3. Предпосылки гениальности по В.П. Эфроимсону.
В наше время к выяснению биологических факторов повышенной творческой активности обратился известный отечественный генетик В.П. Эфроимсон. Синтезируя разнородные знания из генетики, физиологии, психиатрии, психоанализа и социологии, Эфроимсон защищает идею о реальности природной одаренности.
В книге «Генетика гениальности» (2004) ученый констатирует: «Изучение биографий и патографий гениев всех времен и народов приводит к неумолимому выводу: гениями рождаются. Однако только ничтожно малая доля народившихся потенциальных гениев - в гениев развивается. И из подлинных, несомненных гениев лишь ничтожная доля реализуется. Как покажет далее рассмотрение механизмов гениальности, зарождение потенциального гения является, прежде всего - проблемой биологической, даже генетической» (Эфроимсон, 2004, с.21).
Как и другие генетики, В.П. Эфроимсон отмечает, что интеллектуальное сходство раздельно воспитанных однояйцевых (то есть генетически идентичных) близнецов настолько велико (если только условия развития укладывались в обычную «норму», не были абсолютно контрастными), что это интеллектуальное сходство ясно и бесспорно бросается в глаза.
Эфроимсон указал на решающую роль детско-подростковых условий развития в определении ценностных критериев, установок, целеустремленности и самомобилизации гениев. «Биографии великих людей, - отмечает он, - содержат множество прямых и косвенных указаний на решающую роль избирательно воспринятых детско-подростковых впечатлений» (там же, с.51).
Именно сознавая то, что решающее значение для развития потенциальной гениальности имеют условия воспитания и образования в детско-подростковом периоде, рассуждает Эфроимсон, можно, изучая проблему одаренности, отчетливо убедиться в роли генетики. «...То обстоятельство, - пишет ученый, - что решительно все известные в истории человечества гении, так или иначе имели или нашли в детстве и юности очень благоприятные условия для развития своего таланта, а затем и для реализации его, ясно показывает, что социальные факторы, формируя личность, осуществляют свое действие, преломляясь через детско-юношеские импрессинги. Беспомощность многих педагогов и родителей при попытках направить в желаемое русло развитие личности ребенка и подростка в немалой степени обусловлена тем, что каждый ребенок - индивид, чрезвычайно избирательно, хотя и подсознательно, извлекающий из массы внешних воздействий те, которые для него окажутся импрессингами» (там же, с.346).
В своей работе Владимир Павлович анализирует биографии гениев и причины их одаренности. Оказывается, стать гением может практически каждый.
В.П. Эфроимсон определяет роль социальных факторов в развитии и реализации гения четырьмя условиями:
1. Становление в детско-подростково-юношеском периоде твердых ценностных установок.
Это подкрепляется фактором «импринтинга» (который у В. П. Эфроимсона, как было сказано выше, называется «импрессингом»), то есть яркого впечатления в особо чувствительном периоде человека, подсознательно действующего и направляющего в последующей жизни.
2. Выбор деятельности в соответствии с индивидуальными дарованиями.
3. Оптимальные условия для развития этих дарований, иногда активно созданные, даже вопреки социуму.
4. Наличие благоприятных социальных условий (социального заказа, «спроса») для самореализации.
Рассматривая социальные факторы в качестве главных условий развития гения, необходимо остановиться на вопросах, связанных с взаимообусловленностью гения от биологических, природных факторов: «для гениальности нужны «лишь» условия развития и реализации, да внутренний допинг».
Какие же внутренние стимулы способствуют гениальности? В.П. Эфроимсон называет 5 специфических «стигм» гениальности, характеризующих анатомо-морфологические и биохимические параметры человека: