Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 13:04, доклад
Склонность некоторых людей попадать в жесткую зависимость от самых разнообразных объектов без специального анализа выявить достаточно сложно. Многочисленные специальные исследования привели к выводу о том, что эта склонность формируется на ранних этапах жизни человека, в раннем детстве, и является результатом той позиции, которую занимает ребенок (будущий преступник) в своей семье. Суть этой позиции состоит в неприятии его со стороны родителей, а иногда и прямом отвергании.
Генезис склонности к насилию. Склонность некоторых людей попадать в жесткую зависимость от самых разнообразных объектов без специального анализа выявить достаточно сложно. Многочисленные специальные исследования привели к выводу о том, что эта склонность формируется на ранних этапах жизни человека, в раннем детстве, и является результатом той позиции, которую занимает ребенок (будущий преступник) в своей семье. Суть этой позиции состоит в неприятии его со стороны родителей, а иногда и прямом отвергании. В результате этого ребенок находится в ситуации хронического дефицита, постоянного неудовлетворения своих потребностей. Это состояние и делает его постоянно зависимым от другого человека (матери), потому что только она может их удовлетворить.
Человек оказывается не зависимым от среды, в которой находится, только удовлетворив свои потребности. Пока сохраняется потребность - сохраняется зависимость. Для агрессивных преступников характерна хроническая неудовлетворенность жизненно важных потребностей. Поэтому и возникает столь же хроническая зависимость от объектов, которые могут их удовлетворить. Он живет как бы на предельном уровне: никогда не испытывает полной безопасности и удовлетворения своих потребностей и в то же время не доходит до полного лишения этих жизненно важных условий. Это ситуация своеобразной "экстремальности" существования, потенциально несущая в себе смертельную угрозу. В ней и заключается источник происхождения убийств и иных форм проявления криминального насилия
Достоверно установлено,
что жестокое обращение с ребенком
в семье не только повышает агрессивность
его поведения в отношении со сверстниками,
но и способствует развитию склонности
к насилию в более зрелом возрасте, превращая
физическую агрессию в жизненный стиль
личности. Основным последствием является
задержка процесса приобретения способности
к независимому, самостоятельному существованию.
Эта задержка в свою очередь имеет серьезные
последствия для психического и социального
развития личности. Главным и наиболее
общим из них является замедленное и неглубокое
развитие психических функций - памяти,
восприятия, мышления, внимания и др. Человеческая
личность здесь как бы слабо дифференцируется
и усложняется по своему строению. Недаром
почти все исследователи личности убийц
отмечают у них низкий, примитивный, в
среднем, уровень развития, невысокую
общую культуру, узкий круг знаний и интересов.
Все это следствие низкой дифференцированное
психологической структуры личности.
Этим создается основа для слабого развития
приспособительных возможностей этих
лиц; они обладают весьма ограниченным
набором средств и способов.
Психологический портрет преступника. Преступников отличает плохая социальная приспособленность, общая неудовлетворенность своим положением в обществе. У них выражена такая черта, как импульсивность, которая проявляется в сниженном самоконтроле своего поведения, необдуманных поступках, эмоциональной незрелости, инфантилизме.
Нравственно-правовые нормы не оказывают на их поведение существенного влияния. Такие люди обычно или не понимают, чего от них требует общество, или понимают, но не желают эти требования выполнять. Поскольку у таких лиц нарушен или деформирован нормативный контроль, они оценивают социальную ситуацию не с позиций нравственно-правовых требований, а исходя из личных переживаний, обид, желаний.
Им свойственны
также нарушения в сфере
Важнейшую отличительную особенность личности, обладающей склонностью к совершению преступления, составляет психологическая приемлемость преступного деяния как способа удовлетворения потребности или разрешения проблемной ситуации.
Значение деяния для общества представляется преступниками как нечто абстрактное или как нормальное явление. Это выражается ими, в частности, в афоризмах: "одни торгуют, другие грабят - каждый делает свое дело", "сильный побеждает слабого, а умный - глупого и сильного", "люди всегда жили и будут жить по волчьим законам", "кого-то убьют сегодня, а кто-то умрет завтра" и т.п.
Многие специальные исследования показывают, что насильственные формы поведения связаны с некоторыми особенностями психического склада проявляющих их лиц. Основной из этих особенностей является высокая эмоциональная зараженность содержания мыслей, идей, избирательно проявляющаяся в некоторых ситуациях. Для них характерна высокая чувствительность к любым сторонам межличностных отношений, подозрительность, восприятие окружающей среды как враждебной. С этим связаны затруднения в правильной оценке ситуации.
Высокая эмоциональная насыщенность мыслей, идей насильственных преступников граничит с патологией эмоциональной сферы и в целом свидетельствует об их социальной отчужденности. С этим связана определенная неуправляемость их поведения не только для окружающих, но и для самих преступников. Вместе с тем они склонны предъявлять довольно высокие требования к окружающим, обидчивы и эгоистичны, грубы и развязны в поведении, склонны к сильным перепадам настроения"...от страстного ликования до смертельной тоски" (К. Леонгард).
Весьма примечательной чертой личности некоторых из насильственных преступников является склонность к очень глубоким и сильным переживаниям, по содержанию сходным с состояниями экстаза. Не исключено, что одним из самых сильных мотивов насильственного преступного поведения (в частности, убийства) и является потребность в переживании этого состояния. Но в основе его лежит неосознаваемое стремление к выходу из состояния зависимости, в конкретной ситуации представленное определенным лицом, в отношении которого и совершается агрессия.
Таким образом, в основе преступного поведения лежат те или иные мотивы. Считают, что преступления совершаются главным образом из корысти, мести, ревности, хулиганских, сексуальных побуждений. В мотивах конкретизируются потребности, которые и определяют направленность мотивов. У одного человека не может быть бесчисленного количества потребностей, но богатство мотивационной сферы проявляется в их разнообразии и взаимодополняемости. Взаимодействуя между собой, они усиливают или ослабляют друг друга, вступают во взаимные противоречия, результатом чего может явиться преступное поведение.
Отдельные поступки, а тем более поведение человека в целом, в том числе и преступное, в основном направляется не одним, а несколькими мотивами, находящимися друг с другом в сложных иерархических отношениях. Среди них имеются ведущие, которые и стимулируют поведение, придают ему личностный смысл. Так, в большинстве случаев в основе хищений лежат не только корыстные мотивы, но и мотивы самоутверждения личности в глазах престижной (референтной) группы. Кроме того, как установлено исследованиями, именно ведущие мотивы носят неосознаваемый характер. По этой причине преступники во многих случаях не могут вразумительно объяснить, почему они совершили данное преступление. Обобщая результаты исследований последних лет, можно выделить следующие мотивы антисоциальной деятельности: мотивы самоутверждения (статусные), защитные, замещающие, игровые мотивы, мотивы самооправдания.
ВЫВОДЫ:
1. Cклонность попадать в зависимость формируется на ранних этапах жизни человека, в раннем детстве.
2. Ситуация "экстремальности" существования является источником происхождения убийств и иных форм проявления криминального насилия.
3. Преступникам свойственны такие черты, как погруженность в себя, замкнутость, отгороженность, с одной стороны, и агрессивность, подозрительность - с другой. Также неглубокое развитие психических функций - памяти, восприятия, мышления, внимания, высокая чувствительность к любым сторонам межличностных отношений, подозрительность, восприятие окружающей среды как враждебной.