Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 16:01, контрольная работа
Функциональная асимметрия полушарий – это характеристика распределения психических функций между правым и левам полушариями головного мозга.
I. Функциональная асимметрия полушарий. 1/Виды функциональной асимметрии…………………………………………...3
2.Специализация полушарий головного мозга………………………………….3
3. Краткая история исследований функциональной асимметрии полушарий..4
4. Проявление и значение функциональной асимметрии специализации полушарий мозга………………………………………………………………….6
а). Асимметрия полушарий и эмоции…………………………………………...6
в). Асимметрия мозга и особенности мыслительной деятельности…………..7
5. Взаимоотношение полушарий и творческая деятельность………………….9
II. Функциональная структура поведенческого акта. 12
1. Функциональная структура. 12
2. Стадии поведенческого акта. 13
Список литературы………………………………………………………………18
б) Асимметрия мозга и особенности мыслительной деятельности.
Использование методик,
с помощью которых можно
Правое полушарие
лучше, чем левое, справляется с
различением ориентации линий, кривизны,
многоугольников неправильных очертаний,
пространственного расположения зрительных
каналов, глубины в стереоскопических
изображениях. Однако левое полушарие
обнаруживает большие способности
в отношении других аспектов зрительно-пространственного
восприятия. Оно лучше дифференцирует
нарисованные лица, если они различаются
только одной чертой. Правое полушарие
лучше различает их, когда они
отличаются не одной, а многими чертами.
Предполагают, что левое полушарие
превосходит правое, когда задача
состоит в выявлении немногих
четких деталей, а правое доминирует
при интеграции элементов в сложные
конфигурации. Это различие согласуется
с клиническими данными. При патологиях
правого полушария рисунки
Следует отметить, что каждое полушарие, функционируя изолированно, предпочитает формировать целостное изображение. Это особенно очевидно у больных с "расщепленным мозгом". Когда такому больному, фиксирующему точку на экране, предъявляли рисунки-химеры (изображения, составленные из половинок двух разных объектов) и спрашивали, что он видит, он называл объект, соответствующий правой части химерного рисунка, проецирующейся в левое полушарие. Неудивительно, что он называл правый "полуобъект", так как у подавляющего большинства правшей за речь ответственно левое полушарие. Однако "говорящее" левое полушарие совершенно "не осознавало", что ему предъявляется только половина стимула. Когда же после этого опыта испытуемому в условиях свободного зрения (без фиксации определенной точки) предъявляли целые изображения тех же объектов и просили показать, какой из них он видел раньше, он почти всегда выбирал тот предмет, который раньше находился слева и воспринимался правым полушарием (Леви Д., 1995). Не умея "говорить", правое полушарие без слов демонстрировало, что воспринимает половину стимула как целый объект.
Нормальные люди в этих условиях сразу видят необычную, составную природу рисунков. При выполнении других тестов – с абстрактными фигурами, цветовыми стимулами – получены аналогичные результаты: у человека с "расщепленным мозгом" объект воспринимается одним полушарием и всегда нерасчлененным.
Таким образом, другое полушарие в этих экспериментах ведет себя так, как будто оно "ничего не видит". С каким полушарием это может произойти, зависит от решаемой задачи. При этом неполнота стимула не означает такой же неполноты восприятия. Отвечающее полушарие (как левое, так и правое) интерпретирует изображение как целое, хотя предъявляется только его половина. Мозг строит модели целостного мира, и когда нет полной информации, как у больных с "расщепленным мозгом", они создаются на основе интеграции сенсорных данных с информацией, извлекаемой из памяти, со знаниями, которые не позволят объекту расщепляться на две половинки.
Существует точка
зрения, согласно которой в функциях
различных полушарий
Связь левого
полушария с определенными
Д. Кимура полагает,
что в эволюционном плане именно
развитие руки как органа языка жестов,
ее манипулятивных способностей и привело
к формированию особых функций левого
полушария. Способность руки к тонким
манипуляциям была передана артикуляционным
органам.
5. Взаимоотношение
полушарий и творческая
Стремление понять, в чем состоит своеобразие взаимоотношений двух половин мозга в процессе творческой деятельности побудило ученых к изучению особенностей организации полушарий у людей искусства. Была высказана гипотеза о повышении способности творческих личностей к интеграции функций обоих полушарий (Леви Д., 1995). Исследования действительно подтвердили, что для обычных людей характерна более строгая латерализация функций полушарий при большей их билатеральности у художников. У художников-профессионалов на протяжении творческой жизни каждая половина мозга (а не только правая) развивает структуры, формы и методы, необходимые для художественного творчества. Поэтому в случае повреждения одного полушарий в зрелом возрасте второе сохраняет как свои врожденные художественные способности, так и приобретенные на основе взаимодействия с другим полушарием.
Исследование музыкантов тоже наводит на мысль о более двустороннем представительстве у них функций, важных для музыкальных способностей, по сравнению с не столь одаренными людьми. Восприятие мелодии включает образное представление громкости и высоты тонов, специфического звучания аккордов, темпа и ритма. Доминирование того или другого полушария зависит от того, какому аспекту мелодии уделяется больше внимания. Так, хорошо знакомые мелодии могут кодироваться в виде целостного образа (гештальта), тогда как незнакомые мелодии требуют аналитического подхода. Установлено, что локализация активации в полушарии при прослушивании музыкальных произведений зависит от музыкальной грамотности слушателя. Более образованные в музыкальном отношении испытуемые, использовавшие аналитическую стратегию и умеющие обнаруживать сходство и различие звуков в аккордах, по данным ПЭТ, показывают большее потребление глюкозы левым полушарием. У лиц, не имеющих музыкального образования, прослушивание музыки усиливало метаболическую активацию (по глюкозе), особенно в теменных и затылочно-височных областях правого полушария.
Вместе с тем у одаренных музыкантов двустороннее представительство музыкальных способностей встречалось чаще, чем обычно бывает у менее талантливых музыкантов. Сведения о музыкантах с односторонним поражением мозга подтверждают, что у них, так же как у художников, соответствующие способности сохраняются лучше, чем у обычных людей. Известны случаи, когда после левостороннего инсульта композиторы продолжали успешно заниматься своей профессиональной деятельностью. Русский композитор В.Я. Шебалин успешно сочинял музыку и после левостороннего инсульта, вызвавшего у него тяжелую форму афазии. У обыкновенных людей различные аспекты их музыкальных способностей связаны с разными полушариями и неодинаково страдают при одностороннем поражении мозга. Немузыканты склонны воспринимать мелодии "глобально", т.е. в основном правым полушарием.
Музыканты-профессионалы,
по-видимому, различаются между собой
по степени использования
Сознание человека базируется на совместной деятельности двух полушарий, хотя одно из них является доминантным.
Индивидуальность зависит от типа функциональной асимметрии полушарий а также от уровня их интегрального взаимодействия.
Правое полушарие
– узнавание предметов, цвет,
форма, различение голосов.
Левое полушарие
отвечает за речь, письмо, чтение, счет,
сознательное абстрактное мышление.
Левое полушарие принимает
II. Функциональная
структура поведенческого акта
1. Функциональная система
Взаимодействие человека
и животных с окружающей средой осуществляется
через целенаправленную деятельность
или поведение. Двигательный акт
как элемент поведения
Наиболее совершенная
модель структуры поведения изложена
в концепции функциональных систем
Петра Кузьмича Анохина (1898-1974). Изучая
физиологическую структуру
Выделяют два типа функциональных систем:
1. Функциональные
системы первого типа
2. Функциональные
системы второго типа
2. Стадии поведенческого акта
Центральная архитектоника функциональных систем,определяющих целенаправленные поведенческие акты различной степени сложности, складывается из следующих последовательно сменяющих друг друга стадий:
- афферентный синтез,
Информация о работе Функциональная структура поведенческого акта