Универсальный
источник конфликта состоит в
несовместимости претензий сторон
из-за ограниченности возможностей их
удовлетворения. Нехватка средств к существованию
является центральным звеном всех экономических
конфликтов. Разумеется, при удовлетворении
всех потребностей людей конфликтов бы
не было. Но, тогда остановилось бы и само
развитие общества. Жизнь соткана из противоречий,
которые лежат в основе любого конфликта.
Прослеживается некоторая закономерность
в возникновении конфликтов: чем общество
беднее и дефицитнее предметы потребления,
тем чаще в нем возникают конфликты.
Вместе
с тем отмечается и такая причинно-следственная
связь: в обществе бедном, но с тоталитарным
режимом конфликты – явление весьма редкое.
Важность типологии социальных конфликтов
обусловлена потребностью регулирования
процесса их протекания.
Известны
различные классификации конфликтов:
1.
В соответствии с организацией
общества конфликты формируются
на уровне:
- индивидов,
между ними;
- групп индивидов;
- крупных систем
(или подсистем);
- деления общества
на классы и слои;
- общества
в целом;
- на региональном
или глобальном уровнях.
2.
В социальной психологии существует
многовариантная типология конфликта
в зависимости от тех критериев, которые
берутся за основу, т.е. конфликт может
быть:
- внутриличностным
(между родственными симпатиями и чувством
служебного долга руководителя);
- межличностным
(между руководителем и его заместителем,
а также между сотрудниками по поводу
распределения премии и др.);
- между личностью
и организацией, в которую она входит;
- между организациями
или группами одного или различного статуса.
3.
Возможны и такие классификации
конфликтов:
•
по горизонтали (между сотрудниками, не
находящимися в подчинении друг у друга);
•
по вертикали (между людьми, находящимися
в подчинении друг у друга);
•
смешанные (в которых представлены и те,
и другие) [5, с. 49].
Наиболее
распространены конфликты вертикальные
и смешанные. Они составляют 70-80%
от всех остальных.
4.
Американский исследователь М. Дойч (M.
Deutsch) также выделяет шесть типов конфликтов:
- подлинный
конфликт – столкновение интересов существует
объективно, осознается участниками и
не зависит от какого-либо изменяемого
фактора;
- случайный
или условный конфликт – в его основе
случайные, легко поддающиеся изменению
обстоятельства, но они не осознаются
конфликтующими сторонами;
- смещенный
конфликт – воспринимаемые причины конфликта
лишь косвенно связаны с его объективными
базовыми причинами;
- неверно приписанный
конфликт – либо непреднамеренно, либо
сознательно конфликт приписывается не
тем сторонам, между которыми он действительно
происходит;
- латентный
конфликт – в силу объективных причин
конфликт должен иметь место, но не актуализируется;
- ложный конфликт
– у него нет объективных оснований; он
возникает в результате ложных представлений
или недоразумений [2, с. 214].
Конфликт
выполняет как положительные, так
и отрицательные социальные функции.
Существуют объективные субъективные
оценки последствий конфликта. Позитивное
или негативное воздействие конфликта
во многом обусловлено социальной системой.
В свободно структурируемых группах, где
конфликт считается нормой и существуют
разнообразные механизмы его урегулирования,
конфликт, как правило, способствует большой
жизнеспособности, динамизму и восприимчивости
к прогрессу. В тоталитарно организованной
социальной группе конфликт не признается
в принципе, а единственным механизмом
его разрешения является подавление силой.
Подавленный конфликт становится дисфункцмональным,
ведущим людей к дезинтеграции, обострению
старых и возникновению новых противоречий.
Нерешенные противоречия накапливаются,
а если проявляются в форме конфликта,
то ведут к серьезным социальным потрясениям.
Рассмотрим
некоторые позитивные функции конфликта,
характерные для открытых социальных
структур:
- конфликт
вскрывает и разрешает противоречия и
тем самым способствует общественному
развитию. Своевременно выявленный и разрешенный
конфликт может предотвратить более серьезные
конфликты, ведущие к тяжелым последствиям;
- в открытой
группе конфликт выполняет функции стабилизации
и интеграции внутригрупповых и межгрупповых
отношений, снижает социальное напряжение;
- конфликт
многократно увеличивает интенсивность
связей и отношений, стимулирует социальные
процессы, придает обществу динамичность,
поощряет творчество и инновации, способствует
общественному прогрессу;
- в состоянии
конфликта люди более четко осознают как
свои, так и противостоящие им интересы,
полнее выявляют существование объективных
проблем и противоречий общественного
развития;
- конфликты
способствуют получению информации об
окружающей социальной среде, соотношении
силового потенциала конкурирующих формирований;
- внешний конфликт
способствует внутригрупповой интеграции
и идентификации, укрепляет единство группы,
мобилизует внутренние ресурсы, он также
помогает находить друзей и союзников,
выявлять врагов и недоброжелателей;
- внутренние
конфликты выполняют следующие функции:
- создание
и поддержание баланса сил;
- социальный
контроль за соблюдением общепринятых
норм, правил, ценностей;
- создание
новых социальных норм и институтов, обновление
существующих;
- адаптация
и социализация индивидов и групп
- группообразование,
установление и поддержание нормативных
и физических границ групп;
- установление
и поддержание относительно стабильной
структуры внутригрупповых и межгрупповых
отношений;
- установление
неформальной иерархии в группе и обществе,
в том числе выявление неформальных лидеров;
- конфликт
выясняет позиции, интересы и цели участников
и тем самым способствует сбалансированному
решению возникающих проблем. В открытой
социальной системе конфликт выполняет
роль «предохранительного клапана», своевременно
выявляя возникающие противоречия и сохраняя
социальную структуру в целом.
Конфликт
несет в себе негативные функции,
когда:
- ведет к беспорядку
и нестабильности;
- общество
не в состоянии обеспечить мир и порядок;
- борьба ведется
насильственными методами;
- следствием
конфликта являются большие материальные
и моральные потери;
- возникает
угроза жизни и здоровья людей.
К
негативным можно отнести большинство
эмоциональных конфликтов и, в частности,
конфликты, возникающие вследствие социально-психологической
несовместимости людей. Негативными считаются
конфликты, затрудняющие принятие негативных
решений. Негативные последствия может
иметь и затянувшийся позитивный конфликт.
Среди
позитивных функций конфликта по
отношению к основным участникам
можно выделить следующие:
- конфликт
полностью или частично устраняет противоречие,
возникающее в силу несовершенства многих
факторов; он высвечивает узкие места,
нерешенные вопросы. При завершении конфликтов
более чем в 5% случаев удается полностью,
в основном, или частично разрешить противоречия,
лежащие в их основе;
- конфликт
позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические
особенности людей, участвующих в нем.
Конфликт тестирует ценностные ориентации
человека, относительную силу его мотивов,
направленных на деятельность, на себя
или на взаимоотношения, выявляет психологическую
устойчивость к стрессовым факторам трудной
–ситуации. Он способствует более глубокому
познанию друг друга, раскрытию не только
непривлекательных черт характера, но
и ценного в человеке;
- конфликт
позволяет ослабить психологическую напряженность,
являющуюся реакцией участников на конфликтную
ситуацию. Конфликтное взаимодействие,
особенно сопровождаемое бурными эмоциональными
реакциями, помимо возможных негативных
последствий, снимает у человека эмоциональную
напряженность, приводит к последующему
снижению интенсивности отрицательных
эмоций;
- конфликт
служит источником развития личности,
межличностных отношений. При условии
конструктивного разрешения конфликт
позволяет человеку подняться на новую
высоту, расширить способы и сферу взаимодействия
с окружающими. Личность приобретает социальный
опыт решения трудных ситуаций;
- конфликт
может улучшить качество индивидуальной
деятельности;
- при отстаивании
справедливых целей в конфликте оппонент
повышает свой авторитет у окружающих;
- межличностные
конфликты, будучи отражением процесса
социализации, служат одним из средств
самоутверждения личности, формирования
ее активной позиции во взаимодействии
с окружающими и могут быть определены
как конфликты становления, самоутверждения,
социализации.
Помимо
конструктивных функций, конфликт, как
правило, имеет и деструктивные последствия
(мы говорили об этом выше, сейчас же уточняем
негативные функции межличностных конфликтов):
- большинство
конфликтов оказывает выраженное негативное
воздействие на психическое состояние
его участников;
- неблагополучно
развивающиеся конфликты могут сопровождаться
психологическим и физическим насилием,
а, значит, травмированием оппонентов;
- конфликт
как трудная ситуация всегда сопровождается
стрессом. При частых и эмоционально напряженных
конфликтах резко возрастает вероятность
сердечно-сосудистых заболеваний, а также
хронических нарушений функционирования
желудочно-кишечного тракта;
- конфликты
— это деструкция системы межличностных
отношений, которые сложились между субъектами
взаимодействия до его начала. Появляющаяся
неприязнь к другой стороне, враждебность,
ненависть нарушают сложившиеся до конфликта
взаимные связи. Иногда в результате конфликта
взаимоотношения участников вообще прекращаются;
- конфликт
формирует негативный образ другого —
«образ врага», который способствует формированию
негативной установки по отношению к оппоненту.
Это выражается в предвзятом отношении
к нему и готовности действовать в ущерб
ему;
- конфликты
могут негативно отражаться на эффективности
индивидуальной деятельности оппонентов.
Участники конфликта обращают меньше
внимания на качество работы, учебы. Но
и после конфликта оппоненты не всегда
могут работать с такой же продуктивностью,
как и до конфликта;
- конфликт
закрепляет в социальном опыте личности
насильственные способы решения проблем.
Победив однажды с помощью насилия, человек
воспроизводит данный опыт в других аналогичных
ситуациях социального взаимодействия;
- конфликты
зачастую отрицательно влияют на развитие
личности. Они могут способствовать формированию
у человека неверия в торжество справедливости,
убежденности, что другой всегда прав
и т.д. [3, с. 87]
Таким
образом, влияние конфликта на его
участников и социальное окружение
имеет двойственный противоречивый
характер. Это связано с тем, что отсутствуют
четкие критерии различия конструктивных
и деструктивных конфликтов, трудно дать
обобщенную оценку результатов конфликта.
Кроме того, степень конструктивности
конфликта может меняться по мере его
развития. Также необходимо учитывать,
для кого из участников он конструктивен,
а для кого деструктивен.
Заключение
С
момента зарождения наук анализу конфликтов
уделяли внимание многие мыслители. Они
отмечали как позитивную, так и негативную
роль социальных конфликтов в жизни общества.
По мере развития науки отрицательная
оценка последствий конфликтов начинает
несколько доминировать. В религиозных
учениях, так же как и в практических знаниях,
сложилось противоречивое отношение к
конфликтам и насилию. Соотношение одобрения
и критики насилия в провозглашаемых обществом
принципах и реальной практике в ходе
истории изменяется. Примерно в одинаковом
количестве русских пословиц насилие
и ненасилие оцениваются позитивно или
негативно. В обыденном сознании не сформировано
отрицательное отношение к насилию. Характер
отражения проблемы конфликта в искусстве,
литературе и средствах массовой информации
заметно влияет на поведение человека
в реальных конфликтах.
В
мифах и преданиях, идеях и
высказываниях философов, историков, писателей
прошлых веков содержатся многочисленные
и порой довольно глубокие замечания о
причинах всевозможных конфликтов и путях
их преодоления. Тогда основным средством
разрешения конфликтов считалось применение
«священной» власти старейшин, вождей.
Однако это не всегда приводило к порядку,
а зачастую еще больше обостряло социальную
несправедливость. Именно поэтому на протяжении
столетий продолжали жить надежды на более
совершенное будущее, когда прекратятся
войны во всех концах земли, исчезнут вражда
и споры [3, с. 7].
Избежать
конфликтов невозможно, они являются
постоянным спутником нашей повседневной
деятельности. Но и оставлять конфликты
без внимания нельзя, так как, разрастаясь,
переходя из межличностного в межгрупповой,
а затем и общеколлективный, конфликт
может привести к непредсказуемым разрушительным
результатам. Поэтому нужно управлять
конфликтами, а для этого — изучать их,
исследовать источники их возникновения,
типичные модели и этапы развития.
- Анцупов А.Я.,
Шипилов А.И. Конфликтология / Анцупов
А.Я., Шипилов А.И. - Москва: ЮНИТИ, 2000. 551с.
- Бабосов Е.М.
Конфликтология : учебное пособие для
вузов / Бабосов Е.М. – Минск: Амалфея, 2009. 364с.
- Волков Б.С.,
Волкова Н.В. Конфликтология: Уч. пос. для
вузов / Волков Б.С., Волкова Н.В.- Минск:
Академический проект, 2007, 400с.
- Дмитриев
А.В. Конфликтология. Учебное пособие /
Дмитриев А.В. – Москва: Гардарики,
2001. 320с.
- Здравомыслов
А.Г. Социология конфликта / Здравомыслов
А.Г. - Москва: Ассоциации авторов и издателей.
Тандем; ЭКСМОС, 1995. 140с.